Дело № 2-606/2011 Р Е Ш Е Н И Е п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., с участием прокурора - помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Василик А.А., заместителя главы администрации р.<адрес> Худоконенко Т.В., при секретаре Кораблёвой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.п. Колышлей по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным заявлением по тем основаниям, что прокуратурой Колышлейского района на территории р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области была проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. Установлено следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № № «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничений или прекращений движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и иным нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п.п. 5, 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Подпункт 4.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), принятое во исполнение Федерального закона № № «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ № и размещенными по ГОСТ № в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Однако, в нарушение указанных требований действующего законодательства в ходе проведенной проверки было установлено, что на дороге напротив <адрес> р.<адрес>, около <адрес> р.<адрес>, на перекрестке <адрес> р.<адрес> со стороны <адрес>, на выезде со стороны <адрес> р.<адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес>, на перекрестке по <адрес> и <адрес> напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 2.4. «Уступите дорогу»; напротив <адрес> и напротив магазина «<данные изъяты>» отсутствует дорожный знак 5.19.2. «Пешеходный переход»; на выезде на главную дорогу со стороны <адрес> р.<адрес> отсутствуют 2 дорожных знака 5.19.1. и 5.19.2. «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствуют 2 дорожных знака 5.19.1. и 5.19.2. «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2. «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> и напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует также дорожные знаки 1.23 «Дети» и 2.1 «Главная дорога»; на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 8.2.1 «Зона действия». Указанные дорожные знаки предусмотрены дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.<адрес>, утвержденной главой администрации р.<адрес> и согласованной с начальником <адрес>. Кроме того, было установлено, что напротив здания <данные изъяты> по <адрес> р.<адрес> установлен дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> установлен дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», не предусмотренные указанной дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.<адрес>, а, следовательно, подлежащие демонтажу. В переулке Белинского р.<адрес> напротив <адрес> необходимо заменить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», также подлежит замене и дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» около <адрес> р.<адрес>, в связи с тем, что они имеют механические повреждения, что является нарушением п.п. 4.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р №, который определяет, что поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Данные дороги в силу закона являются собственностью муниципального образования «р.<адрес>» <адрес> и являются дорогами общего пользования. Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.<адрес>. Наличие выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения и, как следствие, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, а также угрозу причинения имущественного ущерба. Просит обязать администрацию р.<адрес> осуществить установку дорожных знаков, а именно: на дороге напротив <адрес> р.<адрес>, около <адрес> р.<адрес>, на перекрестке <адрес> р.<адрес> со стороны <адрес>, на выезде со стороны <адрес> р.<адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес>, на перекрестке по <адрес> и <адрес> напротив <адрес> р.<адрес> -дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на дороге напротив <адрес> и напротив магазина «<данные изъяты>» дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход», на выезде на главную со стороны <адрес> р.<адрес> 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», напротив <адрес> р.<адрес> 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», напротив <адрес> р.<адрес> и напротив <адрес> р.<адрес> дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», напротив <адрес> р.<адрес> дорожные знаки дорожные знаки 1.23 «Дети» и 2.1 «Главная дорога», на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги», напротив <адрес> р.<адрес> дорожный знак 8.2.1 «Зона действия». Демонтировать напротив здания <адрес>» по <адрес> р.<адрес> установленный дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> установленный дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». В <адрес> р.<адрес> напротив <адрес> заменить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; около <адрес> р.<адрес> заменить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу». В судебном заседании помощник прокурора Василик А.А. заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области поддержала по основаниям в нем изложенным, просила суд его удовлетворить. Уточнила, что необходима замена дорожного знака 2.4. «Уступите дорогу» около <адрес>, а не по <адрес>, как было ошибочно указано в заявлении, поскольку знак установлен на перекрестке улиц <адрес>. Заместитель главы администрации р.п. Колышлей Пензенской области Худоконенко Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявлением прокурора Колышлейского района Пензенской области согласилась. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией р.<адрес> было установлено 55 дорожных знаков. Места оборудования дорог дорожными знаками предусмотрены дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.<адрес>, утвержденной главой администрации р.<адрес> и согласованной с начальником <адрес>. В настоящее время возможности для установки отсутствующих дорожных знаков в полном объеме, а также замены поврежденных дорожных знаков в соответствии с дислокацией у администрации не имеется ввиду отсутствия финансовых средств, поскольку в текущем ДД.ММ.ГГГГ году они на данные цели не были предусмотрены в бюджете муниципального образования. Необходимые денежные средства будут заложены в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год, при выделении денежных средств нарушения будут устранены. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.<адрес> по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № № «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничений или прекращений движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 вышеуказанного закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и иным нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п. п. 1, 5 ст. 14 Федерального закона № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Подпункт 4.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ № и размещенными по ГОСТ № в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В судебном заседании установлено, что на территории р.п. Колышлей Пензенской области имеются нарушения вышеуказанного законодательства. Так, на дороге напротив <адрес> р.<адрес>, около <адрес> р.<адрес>, на перекрестке <адрес> р.<адрес> со стороны <адрес>, на выезде со стороны <адрес> р.<адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес>, на перекрестке по <адрес> и <адрес> напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; напротив <адрес> и напротив магазина «<данные изъяты>» р.<адрес> отсутствует дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход»; на выезде на главную дорогу со стороны <адрес> р.<адрес> отсутствуют 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствуют 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»; напротив <адрес> р.<адрес> и напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» и 2.1 «Главная дорога»; на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»; напротив <адрес> р.<адрес> отсутствует дорожный знак 8.2.1 «Зона действия». Указанные дорожные знаки предусмотрены дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области, утвержденной главой администрации р.<адрес> и согласованной с начальником <адрес>. (л.д. 10 - 20). В судебном заседании также достоверно установлено, что напротив здания <адрес>» по <адрес> р.<адрес> установлен дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», а на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> установлен дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», не предусмотренные вышеуказанной дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.<адрес>. В переулке <адрес> напротив <адрес> около <адрес> р.<адрес> установлены дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», которые имеют механические повреждения, что является нарушением п.п. 4.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р №, который определяет, что поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Дороги общего пользования в границах населенных пунктов в составе рабочего поселка, перечисленные в решении, являются собственностью муниципального образования «р.п. Колышлей» Колышлейского района Пензенской области. Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.<адрес>. Наличие установленных в судебном заседании нарушений оборудования дорог общего пользования на территории р.п. Колышлей Пензенской области дорожными знаками, изготовленными и размещенными в надлежащем порядке, затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, в том числе причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения имущественного ущерба. При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора Колышлейского района Пензенской области удовлетворить в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.п. Колышлей по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации р.п. Колышлей по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Обязать администрацию р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области осуществить установку дорожных знаков: - на дороге напротив <адрес> р.<адрес>, около <адрес> р.<адрес>, на перекрестке <адрес> р.<адрес> со стороны <адрес>, на выезде со стороны <адрес> р.<адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес>, на перекрестке <адрес> и <адрес> напротив <адрес> р.<адрес> -дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; - на дороге напротив <адрес> р.<адрес> и напротив магазина «<данные изъяты>» - дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход»; - на выезде на главную дорогу со стороны <адрес> р.<адрес> 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», напротив <адрес> р.<адрес> - 2 дорожных знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»; - напротив <адрес> р.<адрес> и напротив <адрес> р.<адрес> - дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; - напротив <адрес> р.<адрес> - дорожные знаки 1.23 «Дети» и 2.1 «Главная дорога»; - на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> - дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги»; - напротив <адрес> р.<адрес> - дорожный знак 8.2.1 «Зона действия». Обязать администрацию р.<адрес> демонтировать напротив здания <данные изъяты>» по <адрес> р.<адрес> установленный дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход»; на пересечении <адрес> и <адрес> со стороны <адрес> р.<адрес> установленный дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Обязать администрацию р.<адрес> заменить в переулке <адрес> напротив <адрес> около <адрес> р.<адрес> дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу. - -