Дело № 2- 175-2012 Р Е Ш Е Н И Е п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н., с участием прокурора - помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Белов А.С., при секретаре Новичковой Т.Т., с участием представителя ответчика - директора МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области Вазеровой А.А., представителя третьего лица - администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних - учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка к МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области об обязывании оборудовать рабочие места кабинета информатики в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой Колышлейского района Пензенской области была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности общего образования детей, в ходе которой в МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Статьей 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Статьями 1, 11 вышеуказанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52-ФЗ). В соответствии с п.п. 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. В нарушение вышеуказанных требований закона в МОУ СОШ с. Красная Горка 13 рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями. Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствует о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся. Частью 2 ст. 120 ГК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом ответственность учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная ответственность собственника, то есть учредителя. На имущество учреждения может быть наложено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не остается денежных средств, ни другого имущества. Согласно Уставу школа является некоммерческой организацией созданной в форме учреждения, реализующего образовательные программы. Полномочия учредителя школы выполняет администрация Колышлейского района в лице отдела образования Колышлейского района Пензенской области. Имущество школы находится в муниципальной собственности муниципального образования Колышлейский район, отражается на самостоятельном балансе школы и закреплено на праве оперативного управления. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством РФ. Источниками формирования имущества и финансовых средств школы является, в том числе, и средства муниципального бюджета. Имущество, находящееся в оперативном управлении МОУ СОШ с. Красная Горка, в силу закона, является собственностью Колышлейского района Пензенской области. Обязанность по оборудованию кабинета информатики в МОУ СОШ с. Красная Горка в соответствии с санитарными нормами и правилами должна быть возложена на МОУ СОШ с. Красная Горка; в качестве третьего лица на стороне ответчика по данному гражданскому делу должна быть привлечена администрация Колышлейского района Пензенской области, являющаяся учредителем образовательного учреждения. В ст. 2 Конституции РФ закреплено: соблюдение прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», осуществляют органы прокуратуры. Просит обязать МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области оборудовать 13 рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник прокурора Белов А.С. исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области поддержал по основаниям, в нем изложенным, просил удовлетворить. Представитель ответчика - директор МОУ СОШ с. Красная Горка, Колышлейского района Пензенской области Вазеровой А.А. в судебном заседании с исковым заявлением прокурора Колышлейского района Пензенской области согласилась, суду пояснила, что в МОУ СОШ с. Красная Горка имеется кабинет информатики, в котором находятся 13 ПЭВМ. Ни одно рабочее место пользователей ЭВМ в данном кабинете не оборудовано стульями в соответствии с п.п 9.6. 9.7 СанПиН 2.2.2./ ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования е ПЭВМ и организации работы». Начиная с сентября 2011 года, 2-3 раза она обращалась с письменными заявками о выделении денежных средств для оборудования кабинета информатики в связи с действующим законодательством, однако, деньги не выделены до настоящего времени. Финансирование школы осуществляется учредителем - администрацией Колышлейского района. Отсутствие необходимого оборудования рабочих мест кабинета информатики объясняется недостаточным финансированием. В ближайшее время школой будет сделана еще одна заявка на выделение денежных средств с целью оборудования рабочих мест в кабинете информатики в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Как только будут выделены необходимые денежные средства, рабочие места пользователей ЭВМ в кабинете информатики будут оборудованы в соответствии с действующим законодательством. Представитель третьего лица - администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхина Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением прокурора Колышлейского района Пензенской области согласилась, суду пояснила, что рабочие места пользователей ЭВМ в кабинете информатики МОУ СОШ с. Красная Горка не оборудованы в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, что связано с недостаточным финансированием. Заявки от руководства школы о выделении денежных средств для оборудования кабинета информатики, действительно, были. В ближайшее время администрация Колышлейского района постарается устранить указанные нарушения. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской в интересах и защиту прав несовершеннолетних - учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка к МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области об обязывании оборудовать рабочие места кабинета информатики в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Статьями 1, 11 вышеуказанного закона установлено, что его действие направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Согласно ст.ст. 38, 39 Федерального закона № 52-ФЗ, с целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, уполномоченными органами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования. В соответствии с п.п. 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. В судебном заседании установлено, что в МОУ СОШ с. Красная Горка рабочие места пользователей ЭВМ в кабинете информатики не оборудованы стульями в соответствии с вышеуказанными требованиями, что подтверждается материалами проверки, проведённой прокуратурой Колышлейского района, и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании. Согласно Уставу, принятому Управляющим советом МОУ СОШ с. Красная Горка 12.01.2012 года, утверждённому начальником отдела образования администрации Колышлейского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ, школа является некоммерческой организацией созданной для организации обучения, воспитания и развития учащихся. По своей организационно-правовой форме школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Колышлейского района в лице отдела образования Колышлейского района Пензенской области. Как следует из положений п. 5.6 Устава МОУ СОШ с. Красная Горка, обучающиеся имеют право на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в результате бездействия ответчика рабочие места пользователей ЭВМ в кабинете информатики МОУ СОШ с. Красная Горка не оборудованы в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, что влечёт за собой нарушение прав учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка. При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора Колышлейского района Пензенской области удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних - учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка к МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района, Пензенской области об обязывании оборудовать рабочие места кабинета информатики в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством - удовлетворить. Обязать МОУ СОШ с. Красная Горка, Колышлейского района, Пензенской области оборудовать 13 рабочих мест пользователей ЭВМ в кабинете информатики в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья: С.Н. Елизарова Решение вступило в законную силу. - -