Дело № 2-179/2012 Р Е Ш Е Н И Е п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., с участием прокурора - помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Бычков М.Н., заместителя главы администрации р.п. Колышлей Пензенской области Худоконенко Т.В., при секретаре Калининой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязывании администрации р.п. Колышлей Пензенской области к проведению ремонта автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с данным заявлением указав, что прокуратурой Колышлейского района Пензенской области была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. Установлено следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 195-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании ч.8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч.4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно Главе 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с пунктами 3.1.1. указанного ГОСТа Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Проверкой установлено наличие дефектов автомобильных дорог на территории р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области и необходимость произведения соответствующего ремонта дорожного покрытия на следующих участках местности: многочисленные повреждения дорожного покрытия имеются на всей протяженности улиц <адрес> конгломерат выбоин объемом от 50х40х7 см. до 180х160х10 см. Таким образом, состояние дорожного покрытия не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения. Данная дорога в силу закона находится в ведении администрации р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области и является дорогой общего пользования. Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.п. Колышлей. Негативным последствием является, затруднение нормальное движение транспортных средств, создание угрозы совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан. Выявленные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения администрацией р.п. Колышлей своих должностных обязанностей, слабого знания действующего законодательства. Просит суд обязать администрацию р.п. Колышлей Пензенской области произвести ремонт дорожной сети в части участков дорог по улицам: <адрес> (конгломерат выбоин объёмом от 50х40х7 см до 180х160х10 см.) Определением Колышлейского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований об обязывании администрации р.п. Колышлей Пензенской области произвести ремонт дорожной сети по <адрес> в связи с отказом прокурора от требований, вследствие их добровольного исполнения. В судебном заседании прокурор Бычков М.Н. заявление прокурора <адрес> поддержал по основаниям в нем изложенным. Заместитель главы администрации р.п. Колышлей Пензенской области Худоконенко Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявлением прокурора Колышлейского района Пензенской области согласилась. Суду пояснила, что ранее многочисленные повреждения дорожного покрытия на всей протяженности улиц <адрес> не были устранены по причине отсутствия денежных средств в бюджете р.п. Колышлей. Расходы в данной части в бюджет заложены, однако, фактически денежных средств не имеется. В настоящее время работы в данном направлении ведутся и нарушения будут устранены. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 195-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно Главе 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с пунктами 3.1.1. указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В судебном заседании установлено, что дорожное покрытие на всей протяженности улиц <адрес>, не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения, так как на дорожном покрытии имеется конгломерат выбоин объемом от 50х40х7 см до 180х160х10 см. Данная дорога в силу закона находится в ведении муниципального образования администрации р.п. Колышлей Пензенской области и является дорогой общего пользования. Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.п. Колышлей Пензенской области. Наличие выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия дорожного покрытия требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора <адрес> удовлетворить. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязывании администрации р.п. Колышлей Пензенской области к проведению ремонта автомобильных дорог - удовлетворить. Обязать администрацию р.п. Колышлей Пензенской области произвести ремонт дорожной сети в части участков дорог по <адрес>, <адрес> (конгломерат выбоин объёмом от 50х40х7 см до 180х160х10 см.). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу.