включить жилой дом в состав наследственого имущества



Дело № 2-181/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    р.<адрес>                                                         ДД.ММ.ГГГГ

Колышлейский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С.,

с участием представителя истца Чапуриной Р.А.,

при секретаре Калининой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по исковому заявлению Меркуловой Е.А. к администрации Потловского сельсовета <адрес> о включении жилого дома в состав наследственного имущества,

У С ТА Н О В И Л:

Меркулова Е.А. обратилась в суд с данным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, которая по день смерти была зарегистрирована и проживала в <адрес>. Она является наследником по закону по праву представления. Сын умершей ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. От другого наследника по праву представления - ФИО5 имеется заявление об отказе от причитающейся ей доли наследственного имущества. С целью принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, было обращение в Колышлейскую нотариальную контору <адрес> с заявлением о принятии наследства. У умершей осталось наследство в виде жилого дома, состоящего из одного целого бревенчатого строения, общей площадью 35,2 кв.м., в том числе жилой 20,1 кв.м., находящегося в <адрес>. Но никаких документов на него не имеется. Есть только справка из сельсовета из похозяйственной книги о том, что умершей принадлежит дом. Умершая ФИО1 постоянно ухаживала за домом. Жилой дом расположен на земельном участке размером 2500 кв.м., с кадастровым номером . Просит суд включить жилой дом, общей площадью 35,2 кв.м., в том числе жилой 20,1 кв.м., находящийся в <адрес>, в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

         Истец Меркулова Е.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебной заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

         Представитель истца Чапурина Р.А., действующая на основании доверенности, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> Мялькиной Т.М. и зарегистрированной в реестре за , в судебном заседании исковое заявление Меркуловой Е.А. поддержала по основаниям в нем указанным, суду пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> фактически принадлежал ФИО1, бабушке истца. ФИО1 построила его в ДД.ММ.ГГГГ г. на собственный средства, на тот момент никаких разрешительных документов на строительство дома в сельской местности не оформлялось, только затем вносилась запись в похозяйственную книгу. ФИО1 по день смерти владела и пользовалась указанным имуществом, содержала его в надлежащем порядке. Муж ФИО1 умер около 30 лет назад, дочь Римма умерла при родах в ДД.ММ.ГГГГ г., сын ФИО2 умер в ДД.ММ.ГГГГ г. Других наследников после смерти ФИО1 не имеется. Иск просила удовлетворить.

         Представитель ответчика - администрации Потловского сельсовета <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.

         Третьи лица Сыражова (Меркулова) Т.А., нотариус <адрес> Мялькина Т.М., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в суд не явились, представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований ФИО4 не возражают.             

         Суд, выслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление Меркуловой Е.А. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

         Свидетель ФИО11 в судебном заседании показала, что с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ г. проживает в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. они построили дом по <адрес> (позднее переименованной в Соломатиной) по соседству с Меркуловыми, которые свой дом построили в ДД.ММ.ГГГГ г. В то время никаких документов на строительство домов на селе не оформляли. ФИО1 проживала постоянно в этом доме, владела и пользовалась им, как собственным, муж её умер много лет назад.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что знает Меркуловых давно, с ДД.ММ.ГГГГ г. она работала вместе с Чапуриной Р.А. в администрации Колтовского сельсовета. Чапурина Р.А. была племянницей ФИО1, часто к ней ходила. ФИО1 проживала на <адрес> в <адрес>, в собственном доме, по день смерти. Построенном в ДД.ММ.ГГГГ., о чем была запись в похозяйственной книге. Других документов на жилые дома постройки до ДД.ММ.ГГГГ в сельсовете не имелось. Муж ФИО1 умер около 30 лет назад, дочь при родах в ДД.ММ.ГГГГ г., а сын в ДД.ММ.ГГГГ г. Остались внучки.

         Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14) жилой <адрес> состоит из одной комнаты и имеет общую площадь 35,2 кв.м., в том числе жилую 20,1 кв.м. Указанное также подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17).         

         Из справок администрации Потловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и (л.д. 21, 22) следует, что жилой дом, принадлежащий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. ФИО1           действительно была зарегистрирована и проживала по вышеуказанному адресу.

        Земельный участок, площадью 2500 кв.м. из земель Колтовской сельской администрации, по адресу <адрес>, был предоставлен в собственность ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства на основании постановления администрации Колтовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), что подтверждается также кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).

         Согласно свидетельству о смерти I-ИЗ выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Потловского сельсовета <адрес> РФ (л.д. 9), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .            

          В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

На основании ч. 2 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Согласно ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну. Не наследуют по праву представления потомки наследника по закону, лишенного наследодателем наследства (пункт 1 статьи 1119). Не наследуют по праву представления потомки наследника, который умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем и который не имел бы права наследовать в соответствии с пунктом 1 статьи 1117 настоящего Кодекса.

         После смерти ФИО1 наследником по закону первой очереди должен был являться её сын ФИО2. Однако, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ИЗ выданным ДД.ММ.ГГГГ Колтовской сельской администрацией <адрес> (л.д. 8). При указанных обстоятельствах наследником после смерти своей бабушки по праву представления является её внучка - Меркулова Е.А. (дочь умершего ФИО2). Родство подтверждается свидетельством о рождении ФИО2 I-ЖЕ выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ Колтовским сельсоветом <адрес>; свидетельством о рождении Меркуловой Е.А. II-ЖЕ выданным ДД.ММ.ГГГГ Колтовским сельсоветом <адрес> (л.д. 6, 7).

          В соответствии с ч. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.

         Согласно заявления Меркуловой (после регистрации брака Сыражовой) Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23), также являющейся внучкой умершей ФИО1 от сына ФИО2 и, следовательно, наследником по праву представления, она отказываются от причитающейся ей доли наследственного имущества, оставшегося после смерти её бабушки ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в пользу её внучки Меркуловой Е.А.

        Общеизвестен факт о массовой застройке в период до 90-х годов 20 века в сельской местности индивидуальных жилых домов без соблюдения общего порядка строительства, предусматривавшегося действовавшим в то время постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов».

    Приказ Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» в разделе I и II устанавливал, что:

- п. 1.3.: Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.

- п. 2.1.: Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.

    Из содержания письма Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Временная методика и порядок проведения оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» следует, что (п. 1.4) не проинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считать принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.

    Таким образом, к разряду самовольных спорное домовладение ФИО1 отнесено быть не может. Жилой дом эксплуатируется по назначению и сведений о нарушении чьих-либо законных прав и законных интересов у суда не имеется.

Эти утверждения у суда сомнений не вызывают, поскольку в силу положений п. 3 ст.10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, а в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ отказ на основании ст. 10 ГК РФ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом. В то же время по делу не имеется доказательств или материалов, свидетельствующих о совершении истцом действий, направленных на злоупотребление правом.

    По правилам ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается в связи со смертью, поэтому регистрация в надлежащем порядке права собственности на домовладение за умершей ФИО1 исключается.

    В то же время право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.        

          Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что умершей ФИО1 на праве собственности принадлежал отдельно стоящий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м., в том числе жилой 20,1 кв.м., которым она по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ владела и пользовалась, что подтверждается пояснениями представителя истца, свидетелей и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Суд считает, что при таких обстоятельствах указанный спорный жилой дом подлежит включению в состав наследственного имущества ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

         Исковое заявление МЕркеуловой Е.А. к администрации Потловского сельсовета <адрес> о включении жилого дома в состав наследственного имущества - удовлетворить.

        Включить жилой дом, находящийся в <адрес>, общей площадью 35,2 кв.м., в том числе жилой 20,1 кв.м., в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                     И.С. Кузнецова

Решение вступило в законную силу.