Дело № 2-340-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., при секретаре Шмелёвой О.Е., с участием помощника прокурора <адрес> Бычкова М.Н., и.о. главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Жирадковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 254 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по организации мер пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц (в порядке ст. 254 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по организации мер пожарной безопасности, указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. Установлено следующее. Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии с ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Подпунктом «в» пункта 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно положения о системах оповещения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 года № 422/90/376, изданного во исполнение положений вышеуказанного Федерального закона № 68-ФЗ, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационного-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, изданных во исполнения положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности другие). Проверкой, проведенной прокуратурой района на территории <данные изъяты> сельсовета <адрес> установлено, что вышеуказанные требования законодательства на указанной территории не выполняются. Так, в <адрес>, д. <адрес>, <адрес> не обустроены пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населённом пункте пожара. Кроме того, напротив <адрес> в <адрес> имеется стихийная свалка мусора, которая может воспламениться и явиться причиной пожара. Также в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета, а именно в <адрес>, д. <адрес> д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> не имеется специальных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации. Необходимые информационные современные технические средства (таблички, вывески, стенды, плакаты) в местах массового пребывания людей, которые информировали бы граждан о порядке проведения чрезвычайных ситуаций не установлены. Выявленные нарушения могут повлечь возникновения пожара, который при наличии вышеуказанных обстоятельств может быть потушен не своевременно и привести к повреждению имущества и человеческим жертвам. На территории сельсовета отсутствует местное телевидение и радиовещание, поэтому при отсутствии звуковой системы оповещения, население не может быть оповещено о возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с паводком, а также о возникновении пожара. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что работа администрации <данные изъяты> сельсовета по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета организована ненадлежащим образом. Такая работа администрацией сельсовета явно недооценивается и игнорируется, тогда, как последствиями этого возникновения является возникновение пожара, других чрезвычайных ситуаций, а в отсутствии системы оповещения населения и оборудованных мест для забора воды для тушения пожара, последствиями возгорания может стать повреждение имущества, также гибель людей и животных. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности населения Российской Федерации. Решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего оспариваются в суде. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер по организации противопожарных мероприятий, минимизации риска возникновения и последствий возникновения чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизации риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: - ликвидировать стихийную свалку мусора напротив <адрес>; в <адрес>, д. <адрес> <адрес> обустроить пирсы для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организовать местную систему оповещения при угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в каждом населенном пункте сельсовета; установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители). В судебном заседании прокурор Бычков М.Н. заявление прокурора <адрес> поддержал по основаниям в нем изложенным, просил его удовлетворить. Суду пояснил, что по тексту искового заявления допущена описка в части указания <адрес>, которое расположено на территории другого сельсовета. Техническая возможность обустройства пирсов у водоемов в <адрес> и в д. <адрес> имеется. Представитель органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается, - и.о. главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> Жирадкова С.Ю., действующая на основании прав по должности, с заявлением прокурора <адрес> согласилась частично, суду пояснила, что не имеется в сельсовете денежных средств для приобретения необходимого инвентаря и проведения мероприятий по пожарной безопасности. В части требований по обустройству пирсов у водоемов она полагает, что нет технической возможности их сделать, поскольку <адрес> очень мелкая, берега водоема обрывистые и пожарная автомашина не сможет ни спуститься, ни подняться к водоему. А в <адрес> имеется плотина, с которой возможен забор воды. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Согласно части 2 названной статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением о системах оповещения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 года № 422/90/376, изданного во исполнение положений вышеуказанного Федерального закона № 68-ФЗ, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационного - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Согласно пункту 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, изданных во исполнения положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности другие). Судом установлено, что на территории администрации <адрес> сельсовета <адрес> имеются следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: в <адрес>, д. <адрес>, <адрес> не обустроены пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населённом пункте пожара. Кроме того, напротив <адрес> в <адрес> имеется стихийная свалка мусора, которая может воспламениться и явиться причиной пожара. Также в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета, а именно в д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, д. <адрес> не имеется специальных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации. Указанные обстоятельства подтверждены справкой о проверке от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой <адрес> и не отрицаются в судебном заседании представителем органа местного самоуправления. Из справки начальника ОНД <адрес> Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по делам ГО ЧС и ЛПСБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что техническая возможность оборудовать пирс (площадку) на водоемах в <адрес> и на реке <данные изъяты> в <адрес> имеется. В силу чего суд считает довод представителя администрации <адрес> сельсовета Колышлейского аройна <адрес> о невозможности обустройства пирсов несостоятельным, полагая, что начальник ОНД, выдавший вышеуказанную справку, является компетентным лицом в области надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности. Установленные судом факты не обустроенности пирсов для водоёмов, отсутствие специальных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации не соответствуют требованиям действующего законодательства о пожарной безопасности и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поскольку <адрес> и д. <адрес> находятся на территории администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, то обязанность по принятию мер по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизации риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации возложена на администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес>. Однако, администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> до настоящего времени не предприняла мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета, тогда как последствиями этого может стать гибель людей и животных, а также повреждение имущества населения сельсовета. В связи с данными обстоятельствами суд полагает, что заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> (в порядке ст. 254 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по организации мер пожарной безопасности - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизации риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизации риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: -ликвидировать стихийную свалку мусора напротив <адрес> в <адрес>; - в <адрес>, д. <адрес>, <адрес> обустроить пирсы для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; - организовать местную систему оповещения при угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в каждом населенном пункте сельсовета; - установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители) в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу