Дело № 2-349-2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С. Н., при секретаре Новичковой Т. Т., с участием представителя заявителя Козловой М.А. - Глушенковой В.Н., представителя администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Баландиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению Козлова М. А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Козлова М.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалида первой группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия обследовала жилой дом, расположенный в <адрес>, <адрес>, в котором она проживает до настоящего времени. Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан пригодным к проживанию. Выдано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым принято решение отказать Козловой М.А. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Считает бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от выдачи отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч.5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В силу части 3 ст. 54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии на учет выдается и направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее, чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения, и может быть обжаловано им в судебном порядке. Не согласившись с выводами межведомственной комиссии о пригодности жилого дома для постоянного проживания, она обратилась в АНО <данные изъяты>», где заключила договор на проведение независимого экспертного исследования на предмет определения процента физического износа жилого <адрес> в д. <адрес>. Согласно акту экспертного исследования АНО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ физический износ вышеуказанного жилого дома составляет <данные изъяты>%, что соответствует ветхому техническому состоянию. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивных элементов. Таким образом, документально доказано, что выводы межведомственной комиссии не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ недействительны и подлежат отмене. Она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по следующим основаниям. На основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. Которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Считает, что ответчиком ей был причинен моральный вред, выразившийся в том, что она испытывает нравственные страдания от того, что вынуждена отстаивать свои законные права и интересы в суде. Причиненный ей моральный вред она оценивает в <данные изъяты> рублей. На основании ст. 16 ГК РФ лицо, убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от выдачи отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признать акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отменить вышеуказанные документы. Признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям с ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным постановление Главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, отменить его и обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> поставить её на учёт, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, а также взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей согласно представленным документам, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлины. Заявитель Козлова М.А. в судебное заседание не явилась, в силу состояния здоровья, представила заявление с просьбой рассмотреть данное дело без её участия с участием её представителя по доверенности Глушенковой В.Н. Представитель заявителя Козловой М.А. - Глушенкова В.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №, в судебном заседании отказалась от исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в уклонении от выдачи отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признания акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмены вышеуказанных документов, а также взыскания компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Данный отказ принят судом, в связи с чем вынесено определение о прекращении гражданского дела в части. В остальном представитель заявителя Глушенкова В.Н. в судебном заседании требования заявителя Козловой М.А. поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что заявитель Козлова М.А. -это её мать, которая является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО1, который умер в ДД.ММ.ГГГГ. Мать проживает одна в <адрес> <адрес>. Дом, в котором проживает мать, по данным похозяйственной книги был построен в ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени дом ни разу капитально не ремонтировался, пока был жив отец, делал косметический ремонт. Со временем дом обветшал, появились трещины и искривления на стенах, стены деформированы, фундамент осел и начал разрушаться, зимой в доме холодно, крыша протекает, полы просели и деформировались, окна сгнили. В доме нет никаких удобств. Мать обратилась в администрацию Названовского сельсовета <адрес> с указанным заявлением в связи с тем, что проживает в ветхом доме, проживание в котором невозможно. Дом осматривала созданная комиссия, которая пришла к выводу, что дом пригоден для проживания в нем. На основании этого постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ матери отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь в улучшении жилищных условий. Для определения того, является дом ветхим или нет, она обратилась в автономную некоммерческую организацию <данные изъяты>». Эксперт приезжал на место, произвел детальный осмотр жилого дома полностью, вскрывал полы, лазил на чердак, обследовал крышу, потолок, стены, вскрывал завалину. В результате эксперт дал заключение, что дом является ветхим и не пригоден для проживания. Кроме того, канализация, ванна, унитаз, так необходимые матери в силу престарелого возраста, в доме отсутствуют. В связи с изложенным просит суд заявление Козловой М.А. удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Баландина Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявлением Козловой М.А. согласилась, суду пояснила, что Козлова М.А. проживает в <адрес>, <адрес>, является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны. Дом заявителя построен в ДД.ММ.ГГГГ, срубовой, состоит из двух комнат. Отопление газовое печное, дом электрифицирован, имеется водопровод. Канализация, ванна, унитаз отсутствуют. При рассмотрении заявления Козловой М.А. дом, в котором она проживает, был осмотрен созданной комиссией. Комиссия осматривала дом визуально, полы, стены и завалина не вскрывались. Комиссия пришла к выводу о пригодности дома для проживания. Козловой М.А. в тот момент каких-либо документов, подтверждающих непригодность дома для проживания, в администрацию сельсовета представлено не было, поэтому было вынесено решение об отказе в постановке Козловой М.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая, что заявителем суду представлено заключение компетентного эксперта о ветхости дома, который производил осмотр данного дома на месте, вскрывал полы, осматривал элементы фундамента, несущие конструкции, и оснований не доверять эксперту у неё нет, против удовлетворения заявления Козловой М.А. она не возражает. Суд, выслушав представителя заявителя Глушенкову В.Н., представителя заинтересованного лица Баландину Н.А., показания свидетеля ФИО5, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление Козловой М.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что заявитель Козлова М.А. - её мать, которая проживает в <адрес> <адрес>. Данный дом построен давно, капитальный ремонт дома не проводился, поэтому он является ветхим. В связи с этим мать, как вдова участника войны, обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшении жилищных условий. Специально созданная комиссия осмотрела дом матери и признала его годным для проживания в нем. После этого мать попросила её заказать проведение экспертизы специальной организацией <адрес>, чтобы дом обследовали компетентные специалисты и вынесли свое заключение. Она заключила договор с Пензенской лабораторией судебных экспертиз от своего имени, так как у неё не было паспорта матери, но в интересах матери. Деньги на оплату экспертизы ей полностью давала мать, так как своих денег у неё нет. За проведение экспертизы она оплатила <данные изъяты> рублей. Таким образом, не смотря на то, что документы об оплате экспертизы оформлены на её имя, данная экспертиза проводилась в интересах матери и за её счет, все расходы по экспертизе несла мать, что она и подтверждает в суде. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 года №714 предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. К мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предусмотренным ст. 21 указанного закона, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона. Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, а также членам семей погибших (умерших)инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не установлены, следовательно, в силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, основания нуждаемости в жилых помещениях определяются в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФи ст. 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 года №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Судом установлено, что Козлова М.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением №, выданным ГУ УПФ РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ,свидетельством о браке серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сельсоветом <адрес>, а также свидетельством о смерти серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС <адрес>, из которого следует, что ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о смерти за №. Согласно справке администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> без номера и даты Козлова М. А. зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: д. <адрес>. Указанный жилой дом, общей площадью - <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве собственности Козлова М. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь <адрес> в д. <адрес> составляет - <данные изъяты> кв.м., жилая - <данные изъяты> кв.м. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Козлова М.А. обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается её письменным заявлением, имеющимся в материалах дела.
Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Козловой М.А. отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Из акта обследования помещения, расположенного по адресу: д. <адрес>, принадлежащего Козловой М.А., от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что дом срубовой, ДД.ММ.ГГГГ постройки, состоящий из трех комнат. Газифицирован, электрифицирован, оборудован водопроводом. Отопление газовое печное водяное, дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м., где расположены хозяйственные постройки. Установлено, что снаружи завалина требует ремонта, в одной из комнат наблюдается деформация пола. Стены внутри дома оштукатурены песчано - глиняным раствором и побелены известковым раствором, в некоторых местах на оштукатуренной поверхности видны трещины. Электропроводка в удовлетворительном состоянии. Ванна, туалет отсутствуют. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом пригоден для проживания.
Аналогичный вывод сделан в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5.11.1985 года №529, жилые дома, независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К не пригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Согласно акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного АНО «<данные изъяты> был произведен осмотр жилого дома по адресу: <адрес>, д. Названовка, <адрес>. В результате осмотра установлено, что физический износ указанного жилого дома на момент проведения экспертного осмотра составляет <данные изъяты> %, что соответствует ветхому техническому состоянию. Техническое состояние жилого дома при установленном физическом износе -<данные изъяты>% оценивается как ветхое, когда состояние несущих конструктивных элементов -аварийное, а не несущих- весьма ветхое. На момент проведения исследования проживание в жилом <адрес> в д. <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При вышеизложенных обстоятельствах суд принимает за основу данные акта экспертного исследования, поскольку указанное исследование произведено компетентным специалистом, которым проводился детальный осмотр дома. Акт оформлен и мотивирован надлежащим образом, с приведением положений действующих нормативных актов, подробных расчетов и выводов, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что <адрес> в д. <адрес>, в котором проживает Козлова М.А., является не пригодным для постоянного проживания в нем.
При таких обстоятельствах отказ администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в постановке Козловой М.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, на основании п.2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что ею представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, не соответствует закону и мерам социальной защиты, гарантированным государством для ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и нарушает право Козловой М.А. на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Судом установлено, что проведение экспертного исследования в АНО «<данные изъяты>» в сумме <данные изъяты> рублей (квитанции серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей и серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей) было фактически оплачено заявителем Козловой М.А., несмотря на то, что оплату производила её дочь ФИО5, поскольку денежные средства были выделены ФИО5 заявителем Козловой М.А., и экспертное исследование <адрес> в д. <адрес> проводилось в интересах Козловой М.А. Поскольку заявление Козловой М.А. удовлетворяется судом, данная сумма подлежат взысканию с администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в пользу заявителя Козловой М.А.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. С учетом указанного, государственная пошлина по делу, уплаченная заявителем, возмещению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Козлова М. А. об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать Козлова М. А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Козлова М. А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и отменить его.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> в течение 7 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав Козлова М. А. и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в пользу Козлова М. А. расходы на проведение экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Судья С.Н. Елизарова
Решение вступило в законную силу