Дело № 2-261-2012 Р Е Ш Е Н И Е п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тузукова С.И., с участием помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Белов А.С., представителя администрации р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области Худоконенко Т.В., при секретаре Акимовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области об обязывании к проведению ремонта автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Колышлейского района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно главе 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с п. 3.1.1 указанного ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Проверкой установлено наличие дефектов автомобильных дорог на территории <адрес> и необходимость произведения соответствующего ремонта дорожного покрытия на участках местности: многочисленные повреждения дорожного покрытия имеются на всей протяженности улиц <адрес>, конгломерат выбоин объемом от 50х40х7 см. до 180х160х10 см. Состояние дорожного покрытия не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения. Данные дороги в силу закона находятся в ведении администрации <адрес> и являются дорогами общего пользования. Обязанность по содержанию и обеспечению безопасности указанных дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию <адрес>. Негативным последствием является, затруднение нормального движения транспортных средств, создание угрозы совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан. Выявленные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения администрацией <адрес> своих обязанностей, слабого знания действующего законодательства. Просит обязать администрацию <адрес> произвести ремонт дорожной сети в части участков дорог по улицам: <адрес> (конгломерат выбоин объёмом от 50х40х7 см до 180х160х10 см). В судебном заседании помощник прокурора Белов А.С. заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель администрации р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области Худоконенко Т.В. в судебном заседании с заявлением прокурора Колышлейского района согласилась, пояснив, что, действительно, выявленные нарушения имеются, в апреле 2012 года администрацией <адрес> произведен ямочный ремонт части дорожного полотна на сумму 299353 рубля 82 копейки, на дальнейший ремонт денежных средств в бюджете поселка не имеется, но будут приняты все меры для их изыскания. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора Колышлейского района Пензенской области обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 195-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно главе 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с пунктами 3.1.1 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В судебном заседании установлено, что дорожное покрытие на всей протяженности улиц <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку на дорожном покрытии имеется конгломерат выбоин объемом от 50х40х7 см до 180х160х10 см. Данные дороги в силу закона находится в ведении муниципального образования администрации <адрес> и являются дорогами общего пользования. Действительно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дорог в процессе эксплуатации согласно установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию <адрес>. Наличие выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств, создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения и, как следствие, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия дорожного покрытия требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах суд считает требование прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации р.п. Колышлей Колышлейского района Пензенской области об обязывании к проведению ремонта автомобильных дорог удовлетворить. Обязать администрацию р.п. Колышлей Пензенской области произвести ремонт дорожной сети в части участков дорог по улицам: <адрес> (конгломерат выбоин объёмом от 50х40х7 см до 180х160х10 см) <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Тузуков С.И. Решение вступило в законную силу. - -