2-254-2012



Дело № 2-254-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          п. Колышлей                                                      ДД.ММ.ГГГГ

Колышлейский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.,

при секретаре Новичковой Т.Т.,

с участием представителя истца Федин П.Е. - Викулова Т.В.,

представителя ответчика - и.о. Главы администрации Березовского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области Моисеева О.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Федин П.Е. к администрации Березовского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным заключения о признании помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

      Федин П.Е. обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что он является участником Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на обеспечение жильем в соответствии с п. 3 ч. 1, ч. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории <адрес>». Ему на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся в <адрес> на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном доме проживать невозможно, он находится в аварийном состоянии. Он обратился в АНО Научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз <адрес> по поводу проведения экспертизы состояния жилого дома. На основании акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного АНО Научно-исследовательской лабораторией судебных экспертиз следует, что физический износ основного строения жилого дома по адресу: <адрес> на момент проведения экспертного осмотра, составляет 68%. Согласно Методики определения физического износа, степени физического износа в 68 % соответствует оценка технического состояния - ветхое, когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65%, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 10 раздела 2 и п.п. 33, 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания. На основании вышеуказанного состояния жилого дома, принадлежащего на праве собственности истцу, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию Березовского сельсовета о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ и.о. Главы администрации Березовского сельсовета <адрес> вынесла постановление об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны на основании пункта 2 части 1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающегося. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением Главы администрации Березовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла заключение о пригодности жилого помещения по адресу <адрес>. Считает заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обследование дома происходило поверхностно. Члены комиссии не являются специалистами в области вынесения заключения о техническом состоянии строения и в заключении указаны общие фразы, которые не соответствуют фактическому состоянию строения. Таким образом, никаких исследований не проводилось. Поэтому он считает эти выводы незаконными и необоснованными. Данное заключение противоречит выводам эксперта, в котором имеются фотографии жилого дома и изложено с точностью состояние всех конструкций жилого дома. Экспертизу проводил эксперт, имеющий высшее образование, квалификацию инженера-строителя по специальности «городское строительство и хозяйство», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», присвоенную ГУ Приволжский региональный центр судебной экспертизы (<адрес>); удостоверение о повышении квалификации по экспертной специальности, выданное ГУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России <адрес>), должность - эксперт АНО «НИЛСЭ», стаж работы по экспертной специальности с 2004 года. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из изложенных выше фактов следует, что он, участник Великой Отечественной войны, зарегистрирован в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а потому имеются основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он незаконно лишен гарантированного законодательством права состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Просит признать незаконным заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации Березовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о признании помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Березовского сельсовета <адрес> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Федин П.Е., признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.остехинвентаризация- Федеральное БТИ"т ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пензенским филиалом ФГУП "ода, что подтверждается кадаст

     Истец Федин П.Е. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

    Представитель истца Федин П.Е. - Викулова Т.В., действующая на основании доверенности, удостоверенной и.о. Главы администрации Березовского сельсовета, <адрес> Моисеева О.Н. ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированной в реестре за , в судебном заседании исковые требования Федин П.Е. уточнила, просила суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, признать незаконным постановление Главы администрации Березовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Федин П.Е. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать за Федин П.Е. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Березовского сельсовета, <адрес> поставить Федин П.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования остехинвентаризация- Федеральное БТИ"т ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пензенским филиалом ФГУП "ода, что подтверждается кадастподдержала по основаниям, указанным в иске, суду пояснила, что истец Федин П.Е. является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В ДД.ММ.ГГГГ истец подал в администрацию Березовского сельсовета заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с ветхостью жилья. Дом истца был осмотрен членами межведомственной комиссии и признан пригодным для проживания. При этом дом ветерана осматривался визуально, поверхностно, в акте комиссии даже неправильно указаны год постройки дома и его площадь. В связи с этим в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу было отказано. Для проведения экспертного исследования Федин П.Е. обратился в АНО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз», эксперт выезжал на место, где произвел детальный осмотр жилого дома полностью, в результате дал экспертное заключение о непригодности жилого дома для проживания, в силу его ветхости, так как процент физического износа составляет 68 %. Эксперт также указал в заключении, что восстановление дома нецелесообразно, так как требуются большие денежные средства. Просит суд иск Федин П.Е. удовлетворить.

     Представитель ответчика - и.о. Главы администрации Березовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области Моисеева О.Н. в судебном заседании исковые требования истца признала, суду пояснила, что Федин П.Е. проживает в собственном доме в <адрес>, является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. При рассмотрении заявления Федин П.Е. дом, в котором он проживает, был осмотрен межведомственной комиссией и признан пригодным для проживания. Комиссия посчитала, что дом можно капитально отремонтировать, но это требует больших денежных затрат. На момент осмотра дома истца данный дом уже был обследован экспертом, но заключения эксперта на руках еще не было, результата экспертизы она не знала.

Она считает, что комиссия не обладает специальными знаниями в области строительства в отличие от экспертного учреждения. Не возражает против удовлетворения иска.

     Эксперт АНО «НИЛСЭ» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что на основании заключенного договора он проводил экспертное исследование для определения технического состояния (физического износа) жилого дома, расположенного в <адрес>, принадлежащего Федин П.Е. Он выехал на место, осмотрел жилой дом по указанному адресу. Дом - сборно-щитовой, обложенный кирпичом. Норма старения сборно-щитовых строений по методике -3,3% в год. Кирпич в данном случае выступает как отделочное покрытие, декоративная отделка, и срок службы строения не удлиняет. В результате осмотра было установлено, что физический износ указанного жилого дома составляет 68%, что соответствует техническому состоянию дома - ветхое, когда состояние несущих конструктивных элементов -аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Критическим пределом для деревянных зданий является степень физическое износа свыше 65%, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. В силу указанного, данное жилое помещение является непригодным для постоянного проживания.

     Суд, выслушав представителя истца Викулова Т.В., представителя ответчика Моисеева О.Н., пояснения эксперта ФИО1, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление Федин П.Е. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

     Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

      Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».         

     К мерам социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренным ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

    Статья 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не установлены, следовательно, в силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, основания нуждаемости в жилых помещениях определяются в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории <адрес>» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

      Судом установлено, что Федин П.Е. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны,что подтверждается удостоверением серии Р , выданным ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения и социального развития <адрес>.

      На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГФедин П.Е. на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся в <адрес>.

      Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по данным Колышлейского архива ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Федин П.Е. имеет жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> составляет - 73,3 кв.м.      

       Из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом, по адресу: <адрес> имеет общую площадь - 73,3 кв.м., жилую - 36,6 кв.м.

       ДД.ММ.ГГГГ Федин П.Е. обратился в администрацию Березовского сельсовета <адрес>, с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается его письменным заявлением.     

       Постановлением администрации Берёзовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Федин П.Е. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

       В судебном заседании установлено, что Федин П.Е. проживает в <адрес>ёновка, <адрес> принадлежащем ему жилом доме, общей площадью - 73,3 кв.м., жилой - 36,6 кв.м.       

      Из акта обследования помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего Федин П.Е., от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом щитовой, обложенный кирпичом, ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью - 64,2 кв. м.,кровля - шиферная, комнат - три. Отопление газовое, водоснабжение центральное, канализация имеется. Полы и потолки деревянные. Внутренние стенки оббиты ДСП, поклеены обоями. Оконные рамы деревянные. Фундамент кирпичный. Дом находится в удовлетворительном состоянии, видимых разрушений нет, дом пригоден для проживания.

     Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ: дом пригоден для проживания.

     Поскольку имеются расхождения в годе постройки и площади указанного жилого дома в технических документах и в указанном акте обследования, суд признает достоверной площадь жилого дома, указанную в техническом и кадастровом паспортах, поскольку при их изготовлении площадь дома реально измерялась.

          Как следует из п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , жилые дома, независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К не пригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

     Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом АНО «Научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы» ФИО1, был произведен осмотр жилого дома по адресу: <адрес>ёновка, <адрес>. В результате осмотра установлено, что физический износ указанного жилого дома на момент проведения экспертного осмотра, составляет 68%. Согласно Методики определения физического износа (11), степень физического износа в 68 % соответствует оценка технического состояния - ветхое (недопустимое), когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - ветхое. Критическим пределом для деревянных зданий является степень физического износа свыше 65 %, когда наступает аварийное техническое состояние и появляется угроза обрушения отдельных конструкций, а восстановительные работы являются нецелесообразными. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 10 раздела 2 и п.п. 33, 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

    При вышеизложенных обстоятельствах суд принимает за основу данные акта экспертного исследования, поскольку указанное исследование произведено компетентным специалистом, которым проводился детальный осмотр дома. Акт оформлен и мотивирован надлежащим образом, с приведением положений действующих нормативных актов, подробных расчетов и выводов, не доверять которым у суда оснований не имеется.

    Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что <адрес> в <адрес>, в котором проживает Федин П.Е., является не пригодным для постоянного проживания в нем, в связи с чем заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации Березовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о признании помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, является незаконным.

     Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их особому правовому статусу и заслуги перед Отечеством социальную защиту вытекает из положений статей 2,7,15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

       Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Обеспечение жильем указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м.

       Федин П.Е. является инвалидом Великой Отечественной войны первой группы, в связи с чем проживание его в жилом доме, имеющем 68% износа, невозможно, и не соответствует мерам социальной защиты, гарантированным государством для инвалидов Великой Отечественной войны.        

        При таких обстоятельствах отказ администрации Березовского сельсовета, Колышлейского района Пензенской области в постановке Федин П.Е. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, на основании п.2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, не соответствует закону и нарушает право Федин П.Е. на обеспечение жилым помещением,

         При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.

          На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковое заявление Федин П.Е. к администрации Березовского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным заключения о признании помещения пригодным для постоянного проживания, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации Березовского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещения по адресу: <адрес>, пригодным для проживания.

    Признать незаконным постановление администрации Березовского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Федин П.Е. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Признать за Федин П.Е. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать      администрацию Березовского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области поставить Федин П.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.

Судья                                                                                 С.Н. Елизарова

    

Решение вступило в законную силу.

- -