Дело № 2-267-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н. при секретаре Новичковой Т.Т., с участием представителя истца Смуров А.В. - Гатина Т.М., представителя ответчика - администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области Самочкина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Смуров А.В. к администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области об отмене постановления администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района от ДД.ММ.ГГГГ и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с удобствами, как инвалида 1 группы, У С Т А Н О В И Л: Смуров А.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что он проживает с матерью Гатина Т.М. в её квартире. Собственником этого жилья является мать. Но в этой квартире нет удобств для проживания не ходячего инвалида, такого, как он. Он ползает уже 42 года, квартира холодная. В доме нет туалета, он садится на детский горшок, ему 42 года, это для него неудобно, он падает с горшка, так как правая рука нерабочая, нечем держаться. Он не может выехать на инвалидной коляске из дома, так как нет пандуса, нет ровного твердого покрытия около дома. В их селе нет «Скорой помощи», только в районе, а у него бывают эпилептические припадки, ему нужна в это время срочная помощь, уколы. Врачи-специалисты по его заболеванию есть только в районной больнице. Он хочет жить в квартире, где есть комфортные условия проживания для инвалида 1 группы. Он обратился с заявлением к Главе администрации Потловского сельсовета о постановке на учет на очередь на жилье, так как есть постановление РФ. Но получили от Главы администрации Потловского сельсовета Хмелева Л.В. постановление об отказе по ст. 54 пункт 2 часть 1 от ДД.ММ.ГГГГ. Но у них на этот момент не было комиссии, нет акта обследования. Откуда тогда постановление? Глава администрации до ДД.ММ.ГГГГ ни разу не видела их жилье и условия. Он колясочник, какой он многоимущий? В 42 года у него нет собственного жилья, нет рук и ног. Ответчик обещала поставить его на очередь, но нужно было оформить технический паспорт на жилье матери, свидетельство в кадастровой палате, справку из БТИ о том, что у него нет жилья. Мать мучилась, ездила, платила деньги, но все напрасно. Просит отменить постановление администрации Потловского сельсовета об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смуров А.В. от ДД.ММ.ГГГГ; поставить его на очередь для получения жилья со всеми удобствами, подобающими инвалиду детства 1 группы, рассмотреть постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец Смуров А.В. в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, представил заявление с просьбой рассмотреть данное дело без его участия. Представитель истца Смуров А.В. - Гатина Т.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной Главой администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области, зарегистрированной в реестре за №, в судебном заседании исковое заявление Смуров А.В. уточнила, пояснив, что исковое требование о рассмотрении постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № просит не рассматривать, так как в иске сын сослался на данное постановление как на основание своих исковых требований, исковые требования истца поддержала по основаниям, в нем указанным, суду дополнительно пояснила, что Смуров А.В.- это её сын, который является инвалидом детства 1 группы. Сын проживает вместе с ней в квартире по адресу: <адрес>. Жилой дом, в котором находится их квартира, построен в ДД.ММ.ГГГГ. Квартира принадлежит ей на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время её право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в регистрационной службе. <адрес> квартиры - 58,3 кв.м., в квартире - три жилые комнаты, кухня, есть ванна и сливная яма. Однако, в квартире нет необходимых для инвалида условий: отсутствует туалет, пандус, нет горячей воды, ледяной пол. Около дома нет ровного твердого покрытия, чтобы сын мог гулять на коляске. В селе нет «Скорой помощи» и врачей-специалистов. В ДД.ММ.ГГГГ года сын обратился в администрацию Потловского сельсовета с заявлением о постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации вынесла постановление об отказе в признании сына нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но на тот момент их жилье не обследовалось, комиссия у них в доме не была, акта обследования не было, постановление об отказе было вынесено Главой администрации без всяких к тому оснований, она даже не знала и не видела, как они живут. Жилье было обследовано только в ДД.ММ.ГГГГ года, спустя 4 месяца после отказа в постановке на учет. Она считает, что её сын нуждается в благоустроенном жилом помещении и в соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому просит суд заявление истца удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области Самочкина Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковым заявлением истца не согласилась, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Смуров А.В. обратился в администрацию Потловского сельсовета с заявлением о постановке на учет, как нуждающийся в жилом помещении по такому основанию, как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Было заведено учетное дело, собраны необходимые документы. Смуров А.В. в категорию малоимущих, имеющих право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не попадал, поэтому постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано. На момент вынесения указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ обследование квартиры, в которой проживает Смуров А.В., не проводилось, по какой причине, она пояснить не может. Обследование жилого помещения, в котором проживает Смуров А.В., было проведено только в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с жалобами Гатина Т.М. Было установлено, что Смуров А.В. вместе с матерью проживает в <адрес> в с. Ст. Потловка, принадлежащей на праве собственности его матери - Гатина Т.М. Квартира имеет три жилые комнаты, общая площадь - 58,3 кв.м. Заключением комиссии жилье признано пригодным для проживания, жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Квартира расположена в щитовом, обложенном кирпичом доме, ДД.ММ.ГГГГ постройки, кровля - шиферная, отопление - водяное, квартира оборудована водопроводом, газифицирована, электрофицирована, имеется ванна, выгребная яма, туалет в квартире отсутствует. Централизованной канализации в <адрес> никогда не было и не предусмотрено. Состояние квартиры, в которой проживает Смуров А.В., удовлетворительное. Было установлено, что требуется ремонт квартиры: завалина со стороны улицы частично разрушена, частичного ремонта требует пол, в одной из комнат имеются следы протекания кровли. После обследования жилья истца новое постановление по заявлению Смуров А.В. не выносилось. Какая - либо помощь в ремонте квартиры Смуров А.В. или Гатина Т.М. администрацией Потловского сельсовета, <адрес> не оказывалась. Суд, выслушав представителя истца Гатина Т.М., представителя ответчика Самочкина Е.А., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление Смуров А.В. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и порядке, определенные Жилищным кодексом РФ. Согласно п.1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. Из п. 2 указанных Правил следует, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади. Смуров А.В. является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой серии № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ врачебно-трудовой экспертной комиссией <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Смуров А.В. обратился в администрацию Потловского сельсовета, Колышлейского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № Смуров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет отказано на основании пункта 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, Закона Пензенской области №-ЗПО от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В судебном заседании установлено, что на момент вынесения постановления администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Смуров А.В. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет межведомственная комиссия органом местного самоуправления создана не была, помещение, в котором проживает Смуров А.В., межведомственной комиссией не обследовалось, заключение о признании жилого помещения пригодным или непригодным для постоянного проживания не выносилось. При таких обстоятельствах постановление администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Смуров А.В. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет является преждевременным, вынесенным с нарушением требований законодательства, в связи с чем является незаконным и необоснованным и подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Смуров А.В. к администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области об отмене постановления администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с удобствами, как инвалида 1 группы - удовлетворить частично. Отменить постановление администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смуров А.В.. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья С.Н. Елизарова Решение вступило в законную силу. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е об оставлении искового заявления в части без рассмотрения р.п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н. при секретаре Новичковой Т.Т., с участием представителя истца Смуров А.В. - Гатина Т.М., представителя ответчика - администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области Самочкина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Смуров А.В. к администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области об отмене постановления администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района от ДД.ММ.ГГГГ и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с удобствами, как инвалида 1 группы, У С Т А Н О В И Л: Смуров А.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что он проживает с матерью Гатина Т.М. в её квартире. Собственником этого жилья является мать. Но в этой квартире нет удобств для проживания не ходячего инвалида, такого, как он. Он ползает уже 42 года, но квартира холодная. В доме нет туалета, он садится на детский горшок, ему 42 года, это для него неудобно, он падает с горшка, так как правая рука нерабочая, нечем держаться. Он не может выехать на инвалидной коляске из дома, так как нет пандуса, нет ровного твердого покрытия около дома. В их селе нет «Скорой помощи», только в районе, а у него бывают эпилептические припадки, ему нужна в это время срочная помощь, уколы. Врачи-специалисты по его заболеванию есть только в районной больнице. Он хочет жить в квартире, где есть комфортные условия проживания для инвалида 1 группы. Он обратился с заявлением к Главе администрации Потловского сельсовета о постановке на учет на очередь на жилье, так как есть постановление РФ. Но получили от Главы администрации Потловского сельсовета Хмелева Л.В. постановление об отказе по ст. 54 пункт 2 часть 1 от ДД.ММ.ГГГГ. Но у них на этот момент не было комиссии, нет акта обследования. Откуда тогда постановление? Глава администрации до ДД.ММ.ГГГГ ни разу не видела их жилье и условия. Он колясочник, какой он многоимущий? В 42 года у него нет собственного жилья, нет рук и ног. Ответчик обещала поставить его на очередь, но нужно было оформить технический паспорт на жилье матери, свидетельство в кадастровой палате, справку из БТИ о том, что у него нет жилья. Мать мучилась, ездила, платила деньги, но все напрасно. Просит отменить постановление администрации Потловского сельсовета об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смуров А.В. от ДД.ММ.ГГГГ; поставить его на очередь для получения жилья со всеми удобствами, подобающими инвалиду детства 1 группы, рассмотреть постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением Колышлейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца в части отмены постановления администрации Потловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смуров А.В. удовлетворены, указанное постановление отменено. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Поскольку постановление администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Смуров А.В. от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в настоящее время отсутствует решение компетентного органа по спорному вопросу. В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора. При таких обстоятельствах суд считает необходимым данное исковое заявление в части требований истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с удобствами, как инвалида 1 группы, оставить без рассмотрения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 222 ГПК РФ, судья О П Р Е Д Е Л И Л А: Исковое заявление Смуров А.В. к администрации Потловского сельсовета, Колышлейского района, Пензенской области в части постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с удобствами, как инвалида 1 группы - оставить без рассмотрения. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня его вынесения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья С.Н. Елизарова Определение вступило в законную силу.