Дело № 2-437/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года город Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Поляковой Т.В., при секретаре Сорокиной О.Е., с участием старшего помощника Кольчугинского межрайонного прокурора Потапкова Г.А., представителя несовершеннолетнего истца Старостиной М.О. Горловой Г.Н., ответчиков представителей администрации Кольчугинского района Дмитриевой Е. В. и Мизоновой О.С., ответчика представителя администрации города Кольчугино Волкова А.П., представителя Управления образования администрации Кольчугинского района Дергуновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах Егоровой К.О. и несовершеннолетней Старостиной М.О. о признании договора приватизации жилого помещения недействительным, о принятии на внеочередной учёт в качестве нуждающихся, о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями, измененными в ходе рассмотрения дела, заявленными в интересах Егоровой (Старостиной) К.О. и несовершеннолетней Старостиной М.О. о признании договора (...), заключенного между Муниципальным образованием «Кольчугинский район» Старостиной (Егоровой) К.О. и Старостиной М.О., на передачу каждой в собственность, в порядке приватизации, 685/1000 доли в коммунальной квартиры (...), недействительным, по причине его ничтожности. Просит обязать Администрацию города Кольчугино и Администрацию Кольчугинского района принять Егорову К.О. на внеочередной учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Обязать Администрацию города Кольчугино в течение двух лет до дня окончания пребывания в учреждении социального обслуживания принять на внеочередной учёт Старостину М.О. в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.. Просит обязать администрацию Кольчугинского района в течение 2011 года предоставить Егоровой (Старостиной ) К.О. жилое помещение пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма.
В суде прокурор Потапков Г.А. требования поддержал, по изложенным в иске основаниям. Указал, что при заключении (...) договора на передачу несовершеннолетним Старостиным К.О. и М.О. в долевую собственность квартиры, вопреки требованиям ст. 21 Федерального закона №28 - ФЗ от 24.04. 2008 года «Об опеке и попечительстве», сделка совершена без разрешения опеки и попечительства. Совершение такой сделки ущемило права Старостиных, имеющих правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, так как им в собственность в порядке приватизации передано жилое помещение непригодное для проживания. Квартира полностью разрушена и для её восстановления Старостины материальных средств не имеют, жить в ней не могут. Просит признать сделку приватизации не соответствующей требованиям закона, то есть ничтожной. Просит признать недействительным зарегистрированное за Старостиными М.О. и К.О. право собственности (...). Иного жилого помещения за Старостиной М.О. и Егоровой (Старостиной ) К.О. не закреплено, их родители умерли. Они, являясь детьми сиротами, подлежат принятию на внеочередной учёт для предоставления жилья по договору социального найма. Егорова К.О. в настоящее время достигла совершеннолетия, она вышла из детского дома, нигде не обучается, вышла замуж, имеет семью и грудного ребёнка, (...) с которым зарегистрирована в спорной квартире(...). В связи с чем, просит обязать администрации города или района поставить Егорову К.О. на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма. Администрации района в течение 2011 года предоставить Егоровой пригодное для постоянного проживания жильё. Несовершеннолетняя Старостина М.О. в настоящее время является воспитанницей (...) и после её окончания будет не обеспечена жильём, поэтому следует Администрацию города Кольчугино за два года до её окончания пребывания в учреждении социальной защиты обязать принять на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма.
Истец Егорова ( Старостина ) К.О. надлежаще извещена, в суд не явилась, представив заявление о поддержании исковых требований прокурора и просит рассмотреть их без её участия по причине ухода за грудным ребёнком.
Представитель Старостиной М.О. - инспектор опеки и попечительства Управления образования администрации Кольчугинского района Горлова Г.Н. требования поддержала и просила удовлетворить, так как несовершеннолетняя, выйдя из школы-интерната, останется без жилья и ей рассчитывать на помощь близких родственников не придётся.
Представитель администрации Кольчугинского района Дмитриева Е.В. в требованиях прокурора просит отказать. Считает, что приватизация с признанием несовершеннолетними Старостиными К.О. и М.О. права долевой собственности в коммунальной квартире не имела нарушений закона. Жилое помещение, по данным технического паспорта на момент приватизации составляло лишь 48% износа, являлось муниципальной собственностью Кольчугинского района. Подготовкой документов на приватизацию занималось Муниципальное учреждение «Управление муниципальным имуществом района". В иных предоставленных документах на передачу в собственность не содержалось информации о ненадлежащем состоянии квартиры и для приватизации препятствий не существовало. Разрешения в этой части сейчас спора и в части постановки Старостиной М.О. и Егоровой К.О. на внеочередной учёт получения жилья оставляет на усмотрение суда. С требованием об обязании администрации района предоставить Егоровой К.О.пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма не согласна. В администрацию района Егорова с заявлением на внеочередной учёт не обращалась, отказа в предоставлении жилья соответственно не получала. По данным требованиям прокурора отсутствует предмет спора.
Представитель администрации Кольчугинского района Мизонова О. С. исковые требования не поддержала. В дополнении к позиции первого представителя Дмитриевой Е.В. сообщила, что зарегистрированных или постоянно проживающих в городской черте принимает на внеочередной учёт администрация города Кольчугино. Через постановление Главы в последующем она обязана передать учётные дела в районную администрацию для их дальнейшего ведения и предоставления этой категории лиц жилья по договору социального найма.
Представитель администрации города Кольчугино Волков А.П. исковые требования в части постановки Старостиной К.О на учёт в получении жилья не признал. Сослался на Закон Владимирской области № 201-ОЗ от 28.12. 2005 года о том, что отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления Кольчугинского района. В связи с этим на муниципальное учреждение «Управление районного хозяйства» возложено ведение учёта указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В Администрацию города по заявлениям граждан, проживающих в городе, действительно по Жилищному Кодексу РФ приняты на учёт лица, имеющие право внеочередного получения жилья, таковых в настоящее время двое, но дальнейшее ведение этой очереди по областному Закону возложено лишь на администрацию района. С чем они в общем не согласны, так как эти действия по областному Закону возложены на администрацию района. Поэтому в удовлетворении требований прокурора в части принятия администрацией города Кольчугино на внеочередной учёт Егорову (Старостину) К.О. и Старостину М.О. следует отказать. Считает их не надлежащими ответчиками по иску.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, «Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района» в суд не явилось, представив отзыв, в котором указали, что суду доверяют и просят принять решение в соответствии с законодательством без их участия. Общество с ограниченной ответственностью « Жилищно-эксплуатационный участок №2» города Кольчугино в отзыве высказалось по существу аналогично Управлению. Федеральное Управление государственной регистрации, кадастра и картографии и Кольчугинский филиал ГАУ Владимирской области « Бюро технической инвентаризации» представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, полагаясь по решению суда на усмотрение суда.
Представитель Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации района Дергунова Т.А. просила исковые требования полностью удовлетворить. При приватизации (...) девочками через опекуна П. доли собственности в коммунальной квартире - бараке, опека с таким решением была не согласна. Письменно перед Главой района ставила вопрос о ненадлежащем состоянии жилого помещения, требующего капитального ремонта, представив фотографии и акты по квартире. Считают, что передачей (...) в собственность доли в коммунальном разрушенном помещении существенно нарушаются права детей Старостиных, так как привести жильё в пригодное для проживание они не могут. Родителей и близких родственников не имеют. Их следует поставить на внеочередной учёт и предоставить социальное жилье.
Суд, изучив исковые требования, заслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования Кольчугинского межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года (в редакции Федерального Закона от 28.03. 1998 года № 50-ФЗ) жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
То есть, если следовать требованиям вышеуказанного Закона, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, в частности отказ от права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и учитывая, что передача (...) долей собственности в квартире тогда несовершеннолетним Старостиным М.О. и К.О. произошла без разрешения органа опеки и попечительства, эта сделка является не законной или ничтожной и для признания её таковой не истекли сроки давности.
Согласно ст. 4. Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года ( в редакции Федерального закона №55-ФЗ от 20.05. 2002 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. А в соответствии со ст. 16 данного Закона приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, может осуществляться в соответствии с настоящим Законом, но при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность провести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По делу установлено, что до октября 2008 года квартира (...) имела два собственника. С 1998 года собственником 658 /1000 доли квартиры являлось Муниципальное образование «Кольчугинский район», а собственником другой 342/1000 доли с 07 марта 2001 года по настоящее время по договору купли-продажи является А., который, как следует по делу, длительное время в квартире не проживает.
27 октября 2008 года договором (...) Муниципальное образование «Кольчугинский район», являясь с 1995 года сособственником жилого помещения, передало Старостиной М.О., (...), и Старостиной К.О., (...), от имени которых действовал опекун П., передоверив свои права Ш.., в общую долевую собственность каждой 658 /1000 доли в коммунальной квартире (...) в одноэтажном бревенчатом доме, а не квартире, имеющей 48% износа. В соответствии со сложившимся порядком в пользовании указанных лиц находятся две жилые комнаты (...), в которых проживают два человека, и места общего пользования пропорционально доли. Право общей долевой собственности зарегистрировано (...) 2008 года в Управлении Федеральной регистрационной службы (...). То есть, при передаче (...) двух комнат в коммунальной квартире в собственность несовершеннолетних Старостиных, техническое состояние указанного жилого помещения не проверялось. Из договора приватизации также следует, что данная сделка осуществлялась без разрешения опеки и попечительства Управления образования.
На бесспорное обязательное участие представителя Опеки и попечительства в передаче в собственность несовершеннолетних указанного помещения указывает то обстоятельство, что в договоре (...) передачи жилья в собственность отраженно участие от имени несовершеннолетних опекуна П., назначенной таковой (...) постановлением Главы (...), по причине смерти (...) отца девочек О. и лишением судом (...) родительских прав их матери Н..
Суду также представлено письмо Управления образования (...) в адрес Главы округа Кольчугино из которого следует, что без проведения капитальных работ по указанному в иске жилому помещению и изыскании на это средств местного бюджета, передача указанного жилья в собственность несовершеннолетних не возможна. То есть, администрация Кольчугинского района, будучи извещённой о несогласии Управления образования района о приватизации несовершеннолетними такого помещения, всё же передала его в собственность Старостиных М.О. и К.О.
Относительно ненадлежащего непригодного для проживания состояния на момент приватизации несовершеннолетними Старостиными квартиры (...) суду, кроме письма Управления образования Главе округа Кольчугино, представлены акты обследования помещения на протяжении нескольких лет, начиная с июля 2002 года. Решением Кольчугинского городского суда (...) 2003 года в связи с длительным разрушением указанной квартиры матерью несовершеннолетних Н. из неё она была выселена. Суду представлены фотографии о состоянии в 2003году, в 2009 году спорного жилья, их которых следует, что оно является значительно разрушенным и без проведения капитального ремонта проживать в нём не возможно. Из акта о сохранности жилой площади, закреплённой за несовершеннолетними, (...) составленного Управлением образования Кольчугинского района, также следует, что жилое помещение по прежнему требует капитального ремонта и для проживания в том варианте не пригодно. По акту проверки от 02 июня 2010 года Кольчугинской межрайонной прокуратурой и Управлением «Роспотребнадзора» следует, что инженерно-техническое оборудование (отопление, водоснабжение, газоснабжение) в доме отключено. Санитарное состояние квартиры неудовлетворительное. В акте отмечено, что нарушается п.9 «Санитарно-эпидимелогических требований к жилым зданиям и сооружениям».
В ходе рассмотрения настоящего дела представителями сторон проведёно комиссионное обследование квартиры (...) и Актом (...) установлено, что в ней длительное время никто не проживал. На потолке, стенах квартиры видны трещины и нарушение штукатурного слоя. Дощатые полы просели и в некоторых местах отсутствуют доски. Входные двери требуют значительного ремонта, санитарно-технические приборы и газовая плита, осветительные приборы отсутствуют. Фундамент дома частично разрушен. Комиссия пришла к заключению, что квартира и в настоящее время требует капитального ремонта.
Согласно Объектного Сметного расчёта, составленного в ноябре 2010 года привлечённой Кольчугинским межрайонным прокурором с согласия участвующих лиц независимой строительной организацией, стоимость текущих работ по ремонту квартиры составляет более полумиллиона рублей. В стоимость ремонта указанной квартиры включены капитальные ремонты: двух комнат общей стоимостью более 190 тысяч рублей, мест общего пользования квартиры на сумму 150 тысяч рублей, кухни на сумму 76 тысяч рублей, ремонт крыльца, фасада и цокольной части дома на сумму 125 тысяч рублей.
То есть судом установлено, что на период передачи квартиры в собственность (...), были существенно нарушены права несовершеннолетних Старостиных К.О. и М.О., которые являются детьми, оставшимися без попечения родителей, и следовательно наделены поддержкой со стороны государства, в том числе в решении их жилищных прав, когда им в собственность передали непригодное для постоянного проживания жилое помещение. С (...) периода приватизации, по настоящее время, вопреки ст. 16 Федерального Закона № 1541-1 от 04.07. 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», бывший собственник жилья Муниципальное образование «Кольчугинский район» не произвёл капитального ремонта квартиры, доведя её полностью до непригодного к постоянному проживанию состояния. О проведении в настоящее время такого ремонта за свой счёт ответчики не согласны, ссылаясь друг на друга в отсутствии материальных средств, большой текущей задолженности на содержание указанного жилья и по размеру необходимого капитального ремонта.
Поскольку мать несовершеннолетних Старостиных К.О. и М.О., как и отец, умерла (...), что подтверждается свидетельством о смерти (...), указанные лица являются детьми - сиротами, пользующимся поддержкой государства, им следует восстановить нарушенное право на получение вне очереди жилого помещения, признав недействительным договор передачи квартиры в собственность № 131 от 27 октября 2008 года, в порядке приватизации. Соответственно, признав недействительным зарегистрированное (...) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии право общей долевой собственности Старостиных на данное жильё.
Относительно требований обязать органы местного самоуправления поставить на внеочередной учёт Егорову К.О. и Старостину М.О. на получение жилья по договору социального найма, суд принимает во внимание ч.3- ч.5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой постановка на учёт лиц нуждающихся в получении жилья осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства с документами, подтверждающими право состоять на учёте. Решение о принятии на учёт принимается не позднее тридцати рабочих дней со дня предоставления документов в данный орган.
Так как квартира (...), в которой согласно справки с 1995 года по настоящее время постоянно зарегистрированы Егорова К.О. и Старостина М.О., расположена в черте города Кольчугино. Егорова К.О. временно, без регистрации, проживает в пос. (...), а Старостина К.О. (...) по настоящее время находится в (...) школе - интернате (...), расположенной в ином районе, что является также её временным местом проживания, то местом жительства девочек следует считать место их регистрации, то есть в указанной в иске квартире на территории города Кольчугино. Соответственно, органом местного самоуправления для постановки на учёт является Муниципальное Образование города Кольчугино в лице его Администрации.
Судом установлено, и ни кем из сторон по делу не оспаривается, что Егорова ( Старостина) К.О., (...) и Старостина М.О., (...) имеют статус детей - сирот. Их мать Н., (...) умерла 00.00.0000 года, а отец Старостин О.А., исходя из свидетельства о смерти (...) умер 00.00.0000 года.
Егорова ( Старостина ) К.О., согласно свидетельству о заключении брака (...) вышла замуж за Е. и сменила фамилию. Она 00.00.0000 года родила дочь (...), что подтверждается свидетельством о рождении (...), которую зарегистрировала в спорной квартире. Их семья временно проживает в муниципальной собственности по месту постоянной регистрации (...) Е. в кв.(...) пос. (...) Кольчугинского района.
В соответствии со справкой (...) Администрации Сельского Поселения «Н-кое.» Кольчугинского района в данном жилом помещении зарегистрировано 9 человек. Исходя из данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Государственного учреждения « Бюро технической инвентаризации» семья Егоровой К.О. в собственности закреплённого за ней и её членами семьи, кроме спорной доли в коммунальной квартире, жилья не имеет. Охранных свидетельств на жилое помещение ей также не выдалось. В июле 2010 года, в связи с совершеннолетием, она является выпускником (...) детского дома, куда поступила (...) по путевке Департамента образования администрации Владимирской области. Нигде не обучается и в настоящее время жильём не обеспечена.
Она по делу является истцом и поддерживает требование, в том числе, о принятии её на внеочередной учёт получения социального жилья. То есть суд, принимая во внимание требования Егоровой ( Старостиной ) К.О., исследовав правовые основания постановки на внеочередной учёт получения жилья по договору социального найма, считает, что суду представлен весь необходимый пакет документов, подтверждающих необходимость получения такого жилья и органы местного самоуправления следует обязать незамедлительно поставить Егорову К.О. на внеочередной учёт в получении жилья по договору социального найма для последующего выделения ей пригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Поскольку по п.1, ст.1. и ст.2 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кольчугинский район вправе приобретать таким лицам жильё для предоставления вне очереди по договорам социального найма и, принимая во внимание, что Егорова К.О. является таковым лицом и подлежит принятию на внеочередной учёт, суд обязывает ответчика Администрацию Кольчугинского района выполнить указанные действия.
Старостина М.О., являясь несовершеннолетней, находится и до совершеннолетия будет проживать и находиться в (...) специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате (...), являющейся Учреждением социального обслуживания Департамента образования Администрации области, после выпуска из неё не имеет закреплённого жилья и в дальнейшем ей проживать негде.
Согласно п. 16. Закона Владимирской области № 29-ОЗ от 6 мая 2005 года ( в редакции Областных Законов №11-ОЗ от 09. 02. 2007 года и № 121-ОЗ от 09.12. 2010 года) « О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, включаются в отдельные списки внеочередного получения жилья. Включение в Список внеочередного получения жилья имеет заявительный характер с предоставлением необходимых документов, подтверждающих право получения такого жилья. Рассмотрение заявлений с принятием решения, на основании вышеуказанного Закона и п.5 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, допускается не позднее тридцати рабочих дней со дня предоставления документов.
Так как в настоящем деле, кроме имеющегося у Старостиной М.О. статуса сироты и отсутствия закреплённого за ней жилого помещения, иные документы не исследовались, заявлений о постановке на внеочередной учёт не поступило и её право на подачу заявления при соблюдении определенных условий возникнет в будущем, суд, закрепив за ней такое право, считает необходимым обязать администрацию города Кольчугино, которая согласно их же сведениям осуществляет первичный учёт внеочередного получения жилья по месту жительства ( регистрации) Старостиной М.О., при её обращении с заявлением и предоставлении необходимого пакета документов за два года до окончания пребывания в учреждении социального обслуживания в течение тридцати рабочих дней принять её на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Вместе с тем следует признать, что исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в части предоставления Егоровой К.О. в течение года жилого помещения по договору социального найма, заявлены преждевременно. Администрация Кольчугинского района этот вопрос не рассматривала и прав Егоровой К.О. не нарушала, ей в этом отказано не было, поэтому доводы на этот счёт её представителей об отсутствии, как в исковом порядке так и в порядке Главы 25 ГПК РФ - об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления, предмета спора, суд считает убедительными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Егоровой (Старостиной ) К.О., несовершеннолетней Старостиной М.О., удовлетворить частично.
Договор (...), заключенный между Муниципальным образованием «Кольчугинский район» и Старостиной (Егоровой) К.О., Старостиной М.О., о признании каждой, в порядке приватизации, право собственности на 685 /1000 доли в квартире (...) города Кольчугино, признать недействительным.
Признать недействительным зарегистрированное (...) за Старостиной (Егоровой) К.О. и Старостиной М.О. право в общей долевой собственности, в размере по 685/2000 доли за каждой, на кв.(...) города Кольчугино Владимирской области.
Администрации Кольчугинского района принять Егорову (Старостину) К.О. на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Обязать Администрацию города Кольчугино за два года до окончания пребывания в учреждении социального обслуживания Старостиной М.О., 00.00.0000 года рождения, по истечении тридцати рабочих дней со дня её обращения с заявлением и предоставления обязательного пакета документов, принять Старостину М.О. на внеочередной учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В части исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора о предоставлении Старостиной (Егоровой) К.О. в срок до 00.00.0000 года жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарно- техническим нормам и правилам, отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Полякова