дело №2-168/2011 по иску Мокеичевой Е.И. к Гусейнову А.Н.оглы о возмещении материального и морального вреда, причиненного преступлением.



дело 2-168/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2011г.                                                                                          г. Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Балукова С.И., при секретаре Архиповой О.Б., с участием истца Мокеичевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокеичевой Е.И. к Гусейнову А.Н.оглы о возмещении материального и морального вреда, причиненного преступлением,

                                                       УСТАНОВИЛ:

         Мокеичева Е.И. обратились в суд с иском к Гусейнову А.Н.оглы. о возмещении материального и морального вреда, причиненного преступлением.

         В исковом заявлении она указывает, что Гусейнов А.Н.оглы. приговором Дорогомиловского районного суда г.Москвы от 19.07.2010г. был признан виновным в убийстве ее сына М., т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч.1       ст.105 УК РФ. В результате совершения указанного преступления ей был причинен материальный ущерб на сумму <данные изъяты>.

          В судебном заседании Мокеичева Е.И. иск поддержала в полном объеме и пояснила, что ущерб ее выразился в затратах на похороны сына и проведением в связи с этим необходимых обрядов. Сын был убит в г.Москве, поэтому им с мужем пришлось оплачивать за ритуальные услуги по хранению тела в морге и подготовке тела к захоронению, услуги по обеспечению сохранности тела в сумме <данные изъяты> рублей, а также иные ритуальные услуги в размере <данные изъяты> рублей. Ритуальные услуги по захоронению тела оплаченные в г.Кольчугино, в которые вошли оплата катафалка для поездки в г.Москву за телом сына, сами похороны все это обошлось в <данные изъяты> рублей. Организация и проведение обряда прощания <данные изъяты> рублей. Для обустройства могилы она заказала кованую ограду за <данные изъяты> рублей и памятник на сумму <данные изъяты> рублей. Для украшения могилы была изготовлена кованая роза стоимостью <данные изъяты> рублей. Кованую ограду заказали, потому что она понравилась, но там были и более дешевые ограды стоимостью <данные изъяты> тысяч. Понесла расходы на организацию поминального обеда в день похорон в размере <данные изъяты> рублей и обеда на 40 день со дня смерти в размере <данные изъяты>. Смерть сына М., погибшего в результате убийства, нанесла ей неизгладимую душевную травму и причинила глубокую и тяжелейшую моральную травму, вызванную потерей сына, самого близкого ей человека. В счет компенсации морального вреда она просит взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей.

          Ответчик Гусейнов А.Н.оглы, отбывающий наказание в местах лишения свободы, надлежащим образом извещался о находящемся на рассмотрении суда иске. В своем возражении на иск высказал несогласие с требованиями Мокеичевой Е.И. Исковые требования Мокеичевой Е.И. в части взыскания морального вреда, считает чрезмерными и в удовлетворении иска в этой части просит отказать. Отбывая наказание в колонии, он не располагает денежными средствами. С исковые требованиями в части взыскания материального вреда согласен частично в сумме <данные изъяты> рублей, связанные с погребением.

Расходы понесенные на изготовление кованой ограды в сумме <данные изъяты> рублей, изготовление кованой розы за <данные изъяты> рублей, изготовление и установка памятника в размере <данные изъяты> рублей и поминальные обеды в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей он считает чрезмерными, необоснованными и не имеющему отношения к причиненному им вреду.

           Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

Закон "О погребении и похоронном деле" определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям и связанные с расходами по изготовлению и доставке гроба, приобретению одежды и обуви для умершего, а также других предметов, необходимых для погребения; расходами по подготовлению и обустройству места захоронения; расходами по перевозке тела умершего на кладбище; расходами непосредственно по погребению.

            При таких обстоятельствах суд считает, что расходы относительно организации похорон на приобретение ритуальных принадлежностей и услуг работников ритуальных организаций как в г.Москве так и г.Кольчугино Владимирской области в размере <данные изъяты> рублей, на поминальный обед в день похорон в сумме <данные изъяты> рублей, а всего на сумму <данные изъяты> рублей подлежат взысканию. Эти затраты подтверждены документально.

            Человек вправе рассчитывать на достойные похороны, т.е. погребение с соблюдением обычаев, традиций, религиозных и иных обрядов. Погребение не сводится только к непосредственному захоронению тела в землю. Согласно местным обычаев и традиций в день погребения происходит отпевание, прощание с умершим людей, пришедших на похороны, доставка к их месту захоронения и обратно и поминальный обед для них.

            Соблюдение этих обычаев и традиций, связанных с погребением, обеспечивалось за счет средств истца и поэтому они подлежит возмещению. Расходы на поминальный обед в целом на 60 человек не противоречат принципу разумности и целесообразности.

К обустройству места захоронения, суд кроме вышеуказанного относит расходы: на изготовление и установку на могилу ограды в разумных переделах в сумме <данные изъяты> рублей, установку и изготовление памятника в сумме <данные изъяты> рублей. Расходы Мокеичевой Е.И. на памятник, необходимый общепринятый атрибут могилы, как возможность увековечить и выразить свою скорбь по безвременно погибшему сыну, суд не находит чрезмерными. Поэтому с Гусейнова А.Н. также подлежат взысканию (документально подтвержденные) расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

             Расходы на изготовление и приобретение украшения, в виде кованой розы в сумме <данные изъяты> рублей, расходы на изготовление и установку кованой ограды в части <данные изъяты> рублей, расходы на поминание в 40 день на сумму <данные изъяты>, а всего в сумме <данные изъяты> суд не относит к расходам связанных непосредственно с погребением и обустройством могилы в разумных пределах. В удовлетворении иска в части затрат Мокеичевой Е.И. в сумме <данные изъяты> следует отказать.

            Таким образом, с Гусейнова А.Н.оглы подлежат взысканию расходы, понесенные Мокеичевой Е.И. в связи с погребением и захоронением сына в сумме состоящей <данные изъяты> рублей.

Мокеичевой Е.И. убийством ее сына причинен моральный вред. При определении степени нравственных страданий следует учитывать, что Мокеичевой Е.И. как матери, потерявшей сына вследствие умышленного убийства, причинены наиболее сильные, глубокие, неизгладимые нравственные страдания какие только можно причинить матери.

    Определяя размер компенсации с учетом требований ст.1101 ГК РФ суд учитывает умысел Гусейнова А.Н.оглы на причинение вреда. То обстоятельство, что он в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы и не имеет самостоятельного заработка. В тоже время суд учитывает, что нравственные страдания матери от потери сына носят длительный период, а срок лишения свободы Гусейнова ограничен определенным промежутком времени. Поэтому с учетом требования разумности и справедливости суд определяет компенсацию морального вреда в пользу Мокеичевой Е.И. в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, общая сумма взыскания с Гусейнова А.Н.оглы в пользу Мокеичевой Е.И. по иску составляет сумму в размере <данные изъяты> рублей.

Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, госпошлина по имущественным требованиям составляет <данные изъяты>, по исковому требованию неимущественного характера <данные изъяты> рублей. Поэтому сумма в размере <данные изъяты> подлежит в соответствии со ст.103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета. Издержки, связанные с рассмотрением дела, в частности услуги адвоката по составлению искового заявления в размер <данные изъяты> рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу Мокеичевой Е.И.          

            Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мокеичевой Е.И. удовлетворить частично.                          

Взыскать в пользу Мокеичевой Е.И. с Гусейнова А.Н.оглы в возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением, сумму в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Гусейнова А.Н.оглы в пользу Мокеичевой Е.И. судебные расходы по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Гусейнова А.Н.оглы судебные расходы по оплате госпошлины в доход бюджета Муниципального образования «Кольчугинский район» в размере <данные изъяты>.     

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                    Балуков С.И.