Решение по делу №2-600/2011 по заявлению Митрошкина А.С. об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. По состоянию на 09.09.2011г. решение не вступило в законную силу.



Дело 2-600/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 года                                                                                                       город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Макарова О.В., при секретаре Шамаевой О.А., с участием заявителя Митрошкина А.С., представителя заявителя Саврасова С.А., представителя заинтересованных лиц, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, Совета народных депутатов Кольчугинского района, Посталакий А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Митрошкина А.С. об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района,

УСТАНОВИЛ:

Митрошкин А.С. обратился в Кольчугинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района (далее - конкурсная комиссия) от 09.06.2011 года, приостановлении действия указанного решения, возложении на конкурсную комиссию обязанности допустить его до участия в конкурсе.

В обоснование заявления указано, что решением конкурсной комиссии от 09.06.2011 года заявитель не был допущен к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. В качестве основания принятия такого решения указаны отсутствие стажа муниципальной или государственной службы не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет, а также подача документов на участие в конкурсе по истечении установленного срока. Однако, из представленных заявителем документов видно, что с 1983 года по 1993 год он обучался в военном образовательном учреждении профессионального образования, проходил службу в вооруженных силах министерства обороны и органах государственной безопасности. Прием документов на участие в конкурсе осуществлялся в кабинете 18 администрации Кольчугинского района с 08 час. до 12 час. и 13 час. до 16 час. в рабочие дни с 20.05.2011 года по 08.06.2011 года. Весь пакет документов был привезен Митрошкиным А.С. в 15 час. 45 мин. 08.06.2011 года. Однако, кабинет оказался закрыт. Член конкурсной комиссии ФИО5 появилась только в 16 час. 42 мин.

В судебном заседании Митрошкин А.С. и представитель заявителя на основании доверенности Саврасов С.А. поданное заявление поддержали.

Митрошкин А.С. пояснил, что в мае 2011 года был объявлен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Кольчугинского района, в котором он решил принять участие. 08.06.2011 года в 15 час. 45 мин. он вместе с Кудасовым Д.С. пришел в администрацию Кольчугинского района, чтобы сдать документы на участие в конкурсе. Однако, кабинет 18, в котором располагается секретарь конкурсной комиссии, был закрыт. Они оставались у дверей кабинета до момента появления секретаря ФИО5, пришедшей около 16 час. 30 мин. - 16 час. 40 мин. Он и ФИО5 прошли в кабинет, где он сдал ей документы на участие в конкурсе. В тот же день после 17 час. и 09.06.2011 года он был приглашен для участия в заседании конкурсной комиссии, где давал пояснения относительно наличия необходимого для участия в конкурсе стажа, предъявлял необходимые документы. Конкурсной комиссией было принято решение об отказе в его допуске к участию в конкурсе в связи с отсутствием необходимого стажа и несвоевременной сдачей документов. У него имеется стаж государственной службы продолжительностью около 10 лет, связанный с прохождением обучения в высшем военном учебном заведении, службой в вооруженных силах, обучением на высших курсах военной контрразведки и прохождением службы в органах государственной безопасности в период с 1983 по 1993 годы.

Саврасов С.А. пояснил, что из представленных Митрошкиным А.С. в конкурсную комиссию документов ясно видно, что у него имеется необходимый для участия в конкурсе стаж государственной службы, видом которой является военная служба. Заявитель прибыл для сдачи документов на участие в конкурсе в установленный срок. Подать их он не смог ввиду отсутствия секретаря конкурсной комиссии, появившейся по истечении этого времени. Прием документов является прямой обязанностью секретаря конкурсной комиссии и не может производиться другими лицами.

Представитель заинтересованных лиц, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, Совета народных депутатов Кольчугинского района, Посталакий А.С., с поданным заявлением не согласился. Пояснил, что период обучения в высшем военном учебном заведении не подлежит включению в стаж государственной службы, так как положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части назначения курсантов на воинские должности и заключения с ними контракта о прохождении военной службы вступили в силу после прохождения им обучения. Включение времени обучения в военных учебных заведениях в общий трудовой стаж при назначении государственной пенсии не означает автоматического включения этого периода в стаж государственной службы. Период службы с августа 1987 года по июль 1990 года в должностях командира взвода и роты документально не подтвержден. В анкете Митрошкин А.С. указал, что проходил службу в КГБ СССР до 1993 года, однако с 1992 года такой организации не существовало. Имеются сомнения в прохождении заявителем службы по апрель 1993 года, поскольку согласно его трудовой книжке с 01.01.1993 года он принят на работу на комбинат «Стандарт». Документы на участие в конкурсе сданы Митрошкиным А.С. в 16 час. 45 мин. с пропуском установленного срока. Вход в кабинет закрыт не был. Придя с документами в установленное время, Митрошкин А.С. мог обратиться к главе района или сотрудникам аппарата Совета народных депутатов Кольчугинского района.

Суд, учитывая мнения сторон, допросив свидетелей и изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.ч. 2, 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, утвержденным решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 07.04.2011 года № 14/2, в конкурсе имеет право участвовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий установленным требованиям, в том числе требованию о наличии стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет, или стажа работы по специальности не менее 7 лет (п. 1.5.). Гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае несвоевременного представления документов, установленных положением для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме, в том числе с нарушением правил оформления (п. 1.6.). В средствах массовой информации, на официальной сайте органов местного самоуправления размещается объявление о проведении конкурса, в котором указывается адрес, срок и перечень предоставления документов, необходимых для участия в конкурсе (п. 2.5.). Секретарь конкурсной комиссии принимает и регистрирует поступающие в конкурсную комиссию материалы, проверяет правильность их оформления (п. 3.5.).

В судебном заседании установлено, что решением конкурсной комиссии от 09.06.2011 года Митрошкин А.С. не допущен к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района в связи с нарушением требования о наличии стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет, или стажа работы по специальности не менее 7 лет, а также ввиду несвоевременного представления документов, установленных положением для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме, в том числе с нарушением правил оформления. Данное решение является незаконным, поскольку у заявителя имеется более 6 лет стажа военной службы, являющейся видом государственной службы, а несвоевременность подачи им документов в конкурсную комиссию обусловлена невозможностью их подачи в установленный срок.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Свидетель ФИО8, глава Кольчугинского района и председатель конкурсной комиссии, показал, что вход в его служебный кабинет и кабинет 18 администрации района осуществляется через кабинет 19, являющийся приемной. 08.06.2011 года с 13 час. до 15 час. и 15 час. 30 мин. до 16 час. находился в своем кабинете. Дверь приемной была открыта. Полагает, что с 13 до 16 час. она не запиралась вообще. Митрошкина А.С. не видел. В приемной постоянно находилась ФИО9 В 15 час. 40 мин. он пригласил в свой кабинет секретаря конкурсной комиссии ФИО5 и она какое-то время находилась у него. В период с 13 час. до 16 час. ФИО5 не находилась неотлучно в кабинете 18 администрации, лишь заходила в него ненадолго. Прием документов у кандидатов на участие в конкурсе является обязанностью секретаря конкурсной комиссии. Другие сотрудники делать это не вправе. Как председатель конкурсной комиссии 08.06.2011 года и 09.06.2011 года он принимал участие в заседаниях этой комиссии и обсуждении вопроса о наличии у Митрошкина А.С. необходимого стажа для участия в конкурсе. Обозреть какие-либо документы заявитель членам комиссии не предлагал. ФИО5, являющаяся сотрудником кадровой службы завода «Электрокабель», говорила членам комиссии, что необходимый стаж у Митрошкина А.С. есть. С ней не согласились. Консультантов со стороны приглашать не стали. В настоящее время конкурс закончен, так как конкурсной комиссией принято решение о представлении кандидатов на замещение должности главы администрации Кольчугинского района Совету народных депутатов Кольчугинского района.

Свидетель ФИО9 показала, что 08.06.2011 года находилась в течение всего рабочего дня в кабинете 19 администрации Кольчугинского района, через который осуществляется проход к кабинету 18. Митрошкин А.С. в этот день заходил в кабинет дважды: утром и около 17 час. В период с 13 час. до 16 час. 08.06.2011 года секретаря конкурсной комиссии ФИО5 в кабинете 18 не было. До 15 час. она приглашала ФИО5 в кабинет главы района по его просьбе на 15-20 мин.

Свидетель ФИО6 показал, что с Митрошкиным А.С. состоит в дружеских отношениях. 08.06.2011 года он и Митрошкин А.С. до 16 час. пришли в кабинет 18 администрации Кольчугинского района, где заявитель собирался подать документы на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. Кабинет был заперт и они ждали около двери. Секретарь конкурсной комиссии ФИО5 пришла в 17 часу.

Свидетель ФИО7 пояснила, что 08.06.2011 года была в здании администрации района и видела около кабинета 18 Митрошкина А.С. и ФИО6 около 15 час. 30 мин.

Свидетель ФИО5 показала, что является секретарем конкурсной комиссии. 08.06.2011 года она появилась в кабинете 18 здания администрации Кольчугинского района лишь после 16 час. 35 мин. У кабинета встретила Митрошкина А.С. и ФИО6 Она и Митрошкин А.С. прошли в кабинет. Она приняла у него документы на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, о чем сделала отметку в журнале с указанием времени. Полагает, что документы заявителем сданы без пропуска срока. О том, что для сдачи документов было установлено определенное время ей не сообщали. Глава района разъяснил, что она обязана принимать их в любое время, даже ночью. Иные работники конкурсной комиссии, в том числе и председатель, принимать документы от кандидатов на участие в конкурсе не вправе. 08.06.2011 года и 09.06.2011 года она принимала участие в заседаниях конкурсной комиссии и обсуждении вопроса о наличии у Митрошкина А.С. необходимого стажа для участия в конкурсе. По основному месту работы она является сотрудником кадровой службы и говорила депутатам, что необходимый стаж у Митрошкина А.С. имеется. К ее мнению не прислушались.

Свидетель ФИО10 показал, что вместе с главой района, являющимся председателем конкурсной комиссии, присутствовал 08.06.2011 года на заседаниях различных комиссии Совета народных депутатов Кольчугинского района с 15 час до 16 час. 30 мин. Между комиссиями около 16 час. глава района отлучался один раз на 2-3 минуты. В 16 час. 40 мин. он (свидетель) видел Митрошкина А.С. и ФИО6 у кабинета 18 администрации района, где принимаются документы на участие в конкурсе. 20.05.2011 года он присутствовал на заседании конкурсной комиссии, в ходе которого председатель разъяснил ФИО5, что документы от кандидатов на участие в конкурсе она должна принимать в любое время. Как член конкурсной комиссии 08.06.2011 года и 09.06.2011 года он принимал участие в заседаниях этой комиссии и обсуждении вопроса о наличии у Митрошкина А.С. необходимого стажа для участия в конкурсе. В ходе заседания заявитель предоставлял для обозрения свой военный билет. Он и ФИО5 говорили членам комиссии, что у Митрошкина А.С. имеется десятилетний стаж военной службы, которая входит в государственную службу. Они предлагали комиссии пригласить независимых экспертов для решения вопроса о стаже Митрошкина А.С., но этого сделано не было.

Свидетель ФИО11, член конкурсной комиссии, показал, что 08.06.2011 года и 09.06.2011 года он принимал участие в заседаниях этой комиссии и обсуждении вопроса о наличии у Митрошкина А.С. необходимого стажа для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. Выразил мнение о том, что стаж государственной службы Митрошкина А.С. должен исчисляться с 1992 года ввиду того, что в этом году ему был выдан военный билет. Членами комиссии обозревался военный билет заявителя.

Состав конкурсной комиссии утвержден решениями Совета народных депутатов Кольчугинского района от 07.04.2011 года № 15/2, от 19.05.2011 года № 40/4 и 41/4.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 20.05.2011 года № 1 секретарем конкурсной комиссии избрана ФИО5

Решением Совета народных депутатов Кольчугинского района конкурс на замещение должности главы администрации Кольчугинского района назначен на 14.06.2011 года в 10 час.

Согласно объявления о проведении конкурса, опубликованного в газете «Голос Кольчугинца» от 20.05.2011 года № 37 (13461), документы на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района могут поданы в конкурсную комиссию по адресу город Кольчугино, площадь Ленина, дом 2, кабинет 18, с 08 до 12 час. и с 13 до 16 час. в рабочие дни с 20.05.2011 года по 08.06.2011 года.

Документы на участие в конкурсе поданы Митрошкиным А.С. 08.06.2011 года в 16 час. 45 мин., что подтверждено данными Журнала регистрации граждан, выдвинувших свою кандидатуру для участия в конкурсе по выборам главы администрации Кольчугинского района. Среди представленных документов имелись заявление, анкета, паспорт, дипломы об окончании Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР по специальности инженер по эксплуатации колесных и гусеничных машин, Высших Курсов военной контрразведки КГБ СССР по специальности контрразведывательное обеспечение, правоведение, трудовая книжка, военный билет, справка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, заключение медицинского учреждения, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Из протоколов заседания конкурсной комиссии № 3 от 08.06.2011 года и № 4 от 09.06.2011 года следует, что в указанные дни конкурсной комиссией обсуждался вопрос о допуске Митрошкина А.С. к участию в конкурсе. Высказывались мнения об отсутствии у него необходимого для участия в конкурсе стажа, пропуске срока подачи документов. Заявитель был приглашен на заседание комиссии и давал пояснения, представил военный билет, документы из пенсионного фонда о подтверждении трудового стажа.

Согласно записей в военном билете, выданном 25.04.2000 года, Митрошкин А.С. зачислен на военную службу в Вооруженные Силы СССР 05.08.1983 года, переведен в органы государственной безопасности 05.07.1990 года, уволен с военной службы в запас органов государственной безопасности 01.04.1993 года.

Из письма Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Кольчугинском районе следует, что согласно ранее действовавшему законодательству (Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 304-1, Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года) периоды обучения на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации, высших учебных заведениях включались в общий трудовой стаж. По действующему законодательству период обучения в военных учебных заведениях засчитывается в стаж на основании записей в военном билете.

Решением конкурсной комиссии от 09.06.2011 года Митрошкин А.С. не допущен к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района в связи с нарушением требования о наличии стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет, или стажа работы по специальности не менее 7 лет, а также ввиду несвоевременного представления документов, установленных положением для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме, в том числе с нарушением правил оформления. В тот же день Митрошкину А.С. направлено уведомление о принятом решении с подписями членом конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии ФИО10 и ФИО5 письменно выразили особое мнение по вопросу включения военной службы в стаж государственной службы.

Справкой УФСБ России по Владимирской области от 14.06.2011 года, подготовленной на основании материалов личного дела, подтверждено прохождение Митрошкиным А.С. военной службы в Вооруженных силах СССР и ФСБ России (КГБ, МБ) с 05.08.1983 года по 01.04.1993 года.

Анализируя представленные сторонами доказательства суд приходит к следующим выводам.

Суд полагает необходимым заявление Митрошкина А.С. удовлетворить частично и признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района от 09.06.2011 года об отказе в допуске Митрошкина А.С. к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района.

При этом суд учитывает, что выводы об отсутствии у заявителя стажа государственной службы не менее 6 лет и несвоевременности предоставления им документов для участия в конкурсе сделаны конкурсной комиссией необоснованно.

Военным билетом Митрошкина А.С., представленным в конкурсную комиссию, подтверждено наличие у него стажа военной службы, являющейся видом государственной службы, с 05.08.1983 года по 01.04.1993 года, т.е. более 6 лет. Период обучения заявителя в Московском высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР и на Высших Курсах военной контрразведки КГБ СССР подлежит зачислению в стаж военной службы, а следовательно и в стаж государственной службы.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время военной службы включается в стаж государственной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж государственной службы. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Таким образом, учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта, а после заключения контракта - из расчета один день военной службы за один день работы.

При решении вопроса о наличии у гражданина трудового стажа может применяться как законодательство, действовавшее в период осуществления спорных периодов трудовой деятельности, так и действующее в момент определения продолжительности стажа. Иное противоречило бы принципам равенства и справедливости, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе девствующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Указание Митрошкиным А.С. в анкете на прохождение службы в КГБ СССР в период после 1992 года суд рассматривает как техническую ошибку. Разрешая вопрос о противоречиях между записями о трудовой деятельности Митрошкина А.С. за период с 01.01 1993 года по 01.04.1993 года, суд приходит к выводу том, что в данный период заявитель находился на военной службе, так как данное обстоятельство подтверждено записями в документах, выданных официальными государственными органами, - военном билете и справке УФСБ России по Владимирской области. При этом суд учитывает, что спорный период не влияет на вывод о наличии у заявителя стажа государственной службы более 6 лет.

Довод представителя заинтересованных лиц о том, что период службы с августа 1987 года по июль 1990 года в должностях командира взвода и роты заявителем документально не подтвержден, суд признает необоснованным, основываясь на записях в военном билете.

Из показаний всех допрошенных по делу свидетелей следует, что секретарь конкурсной комиссии ФИО5 08.06.2011 года отсутствовала в период с 13 до 16 час. в кабинете 18 администрации Кольчугинского района, где должна была осуществлять прием документов от кандидатов на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. Правом принимать документы от кандидатов никто кроме секретаря конкурсной комиссии не обладает. Из показаний Митрошкина А.С., ФИО6, ФИО7, ФИО10 следует, что заявитель прибыл для подачи документов до истечения установленного времени. Доказательств, опровергающих эти показания, суду не представлено. Несвоевременность сдачи документов была вызвана независящим от Митрошкина А.С. обстоятельством - отсутствием лица, уполномоченного принять, в связи с чем суд полагает, что срок на их подачу заявителем пропущен не был. Фактов не полного представления заявителем документов на участие в конкурсе или нарушения правил их оформления судом не установлено.

Довод о наличии в других кабинетах администрации Кольчугинского района сотрудников, к которым Митрошкин А.С. мог обратиться по вопросу подачи документов, не принимается судом, поскольку в их компетенцию осуществление приема документов от кандидатов на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района не входит.

Признание оспариваемого решения незаконным суд полагает достаточной мерой восстановления нарушенного права заявителя. При этом суд учитывает, что приостановление его действия не требуется, так как признание решения незаконным предполагает утрату им юридической силы и прекращение его действия. Возложение на конкурсную комиссию обязанности допустить Митрошкина А.С. до участия в конкурсе находится за рамками рассматриваемых судом требований и невозможно без оспаривания результатов конкурса. Заявитель не лишен права оспаривать результаты конкурса в целом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Митрошкина А.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района от 09.06.2011 года об отказе в допуске Митрошкина А.С. к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                                          О.В. Макаров