Дело № 2-497/2011год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011 года город Кольчугино Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Поляковой Т.В., при секретаре Сорокиной О.Е., с участием истца представителя Кольчугинского межрайонного прокурора старшего помощника прокурора Кочневой Ю.Н., представителей ответчиков директора Областного государственного учреждения социального обслуживания «Кольчугинский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Кондратьевой Т.Б. и Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области Рубцовой Т.А., представителя третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области Андрианова П.Ю., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах несовершеннолетних, к Областному государственному учреждению социального обслуживания «Кольчугинский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об устранении нарушений и оборудовании в соответствии с требованиями Санитарного законодательства помещения учреждения, У С Т А Н О В И Л : Кольчугинский межрайонный прокурор обратился с иском (неоднократно измененным в ходе рассмотрения дела, а в последней редакции) к Областному государственному учреждению социального обслуживания «Кольчугинский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее по тексту Учреждение), Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее по тексту Департамент) обязать: Департамент в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать Учреждение, а Учреждению в течение 6 месяцев оборудовать спальные комнаты Учреждения стационарными кроватями в количестве 16 штук имеющими спинки с гладким покрытием, из которых для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 10 штук, длиной 140 см. и шириной 60 см., 6 штук стандартных по размеру односпальных кроватей для детей старше 7 лет. Приобрести и установить в спальные комнаты детей по пять тумбочек с гладким покрытием по всей поверхности. Выполнить в помещении прачечной Учреждения ремонтные работы по установке блоков в наружных и внутренних дверных проёмах, по установке и укреплении наличников, по окраске масляным составом по дереву заполнений дверных проёмов, по разборке деревянных заполнений оконных проёмов с подоконными досками, по установке подоконников из подоконного профиля ПВХ, по монтажу окон их ПВХ-профилей, по облицовке оконных откосов, по установке водоотливов, по установке вентиляторов, по устройству напольных покрытий на сухой смеси из керамических плиток, по облицовке стен и потолков, устройству плинтусов, по установке купальных чугунных ванн, установке смесителей, окраске масляными составами радиаторов и труб отопления, окраске масляными составами чугунных труб. В помещении прачечной Учреждения оборудовать места для осуществления стирки, сушки и глажки белья. В судебном заседании представитель Кольчугинского межрайонного прокурора Кочнева Ю.Н. требования полностью поддержала. Пояснила, что при проверке прокурором совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора соблюдения Учреждением санитарно-эпидемиологических требований выявлены указанные в иске нарушения, негативно влияющие на физическое и нравственное развитие, находящихся на временном воспитании и проживании детей, то есть затрагивающие права ребёнка, но для их устранения требуется выделение Департаментом ( их Учредителем) денежных средств. Дополнила, что по перечню необходимых ремонтных работ в прачечной основывались на локальной смете, представленной в суде Учреждением. Считает, что финансирование до настоящего времени Департаментом не открыто, так как фактические деньги на эти цели Учреждению лишь запланированы, но не поступили, поэтому следует обязать Департамент осуществить такое финансирование. Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области Рубцова Т.А. требования не признала и показала, что 20 июля 2011 года директором Департамента бюджетные лимиты изменены и ОГУСО «Кольчугинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних», как казённому учреждению, на цели указанные в иске прокурора дополнительно выделено в 3 квартале 2011 года <...> рублей, а в 4 квартале <...> рублей, о чём им сообщено уведомлением № 421, то есть финансирование Департаментом работ проведено. Этих средств будет явно достаточно для осуществления указанных в исковых требованиях обязательств. Денежные средства перечисляются Федеральным казначейством в бесспорном порядке и никаких дополнительных распоряжений ни от кого не требуется. Представитель ответчика - директор Областного государственного учреждения социального обслуживания «Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Кондратьева Т.Б. исковые требования в большей части признала. Не согласна с выполнением некоторых указанных в иске ремонтных работ в помещении прачечной, а именно, по устройству и укреплению наличников, установки вентиляторов, установки купальных чугунных ванн, так как эти требования не конкретизированы и не предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами. Разработанная в 2008 году смета работ в настоящее время пересматривается и на неё опираться нельзя. Частично, наполовину, согласна по устройству покрытий прачечной керамической плиткой. Подтвердила, что нарушение в Учреждении санитарного законодательство имело место, по причине того, что несколько лет Департаментом не выделялось на эти цели денежных средств. В настоящее время работы практически профинансированы в достаточном количестве и за ними деньги зарезервированы. Выделенные в 3 квартале текущего года деньги в количестве <...> рублей на <...> рублей осваиваются и по первой позиции иска направлен счёт о переводе денег. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области Андрианов П.Ю. поддержал позицию ответчиков и пояснил, что Департамент социальной защиты населения действительно на будущее профинансировал почти все указанные в иске работы, за исключением тех, о которых сообщил представитель Учреждения Кондратьева Т.Б. По бюджетной смете денежные средства на указанные в иске цели в достаточном количестве находятся на счёту Учреждения и будут закреплены за ними до конца года. Третьи по очерёдности требования прокурора, то есть относительно указанного перечня проведения ремонтных работ в прачечной Учреждения, требования не предусмотрены санитарно- эпидемиологическими правилами. Утверждённая ранее смета проведения работ в настоящее время не действует и её невыполнение не образует нарушений санитарного законодательства. Департамент финансов контролирует расходы главного распорядителя средств, выделяемых для осуществления функций Департамента социальной защиты населения, как казённого учреждения. Изучив исковые требования, заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении иска, по следующим основаниям. Согласно статьи 41 Конституции Российской Федерации, ст.4, 6 Федерального Закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством право на жизнь и охрану здоровья. Одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В п. 9 Примерного положения о социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних, принятого Постановлением Правительства Российской Федерации № 896 от 27 ноября 2000 года «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года №216) усматривается, что основными задачи Центра является обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, защита их прав и законных интересов. Из п.2.4.14 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1201-03 «Гигиенических требований к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утверждённых главным государственным санитарным врачом РФ 06 марта 2003 года, Постановление №13 от 11 марта 2003 года, обязательных для исполнения, следует, что спальни для детей дошкольного возраста от трёх до семи лет оборудуются стационарными кроватями длиной 140 см., шириной 60 см. Не допускается использование стационарных двухъярусных кроватей. Из п. 2.4.17 указанных выше Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов следует, что в спальных комнатах количество тумбочек должно соответствовать числу проживающих. А из п. 2.4.18 СанПин 2.4.1201-03 усматривается, что покрытия тумбочек, спинок кроватей должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции. Представленным суду Актом проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований ОГУСО «Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 11 мая 2011 года, составленным истцом совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора во Владимирской области в Юрьев-Польском и Кольчугинских районах установлено, что в спальных комнатах для мальчиков и девочек, общей вместимостью 18 человек находятся деревянные двухъярусные кровати, а на 10 мальчиков в их спальне приходилось лишь 5 тумбочек, на 8 девочек 5 тумбочек, чем нарушались санитарные нормы и правила, предусмотренные для данного Учреждения. В этой части нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов также признано вторым ответчиком и следует вывод, что оно нашло своё подтверждение в суде и подлежит устранению, поскольку не соблюдаются законные права и интересы временно проживающих там детей, то есть следует обязать оборудовать спальные комнаты Учреждения стационарными кроватями и тумбочками, имеющими спинки с гладким покрытием, в количестве 16 штук кроватей, из которых 10 длиной 140 см., шириной 60 см., 6 односпальных стандартных кроватей, и 8, а не 10 как следует по иску, тумбочек с гладким покрытием по всей поверхности. Согласно п.2.3.4 СанПин 2.4.1201-03 стены в помещении с влажным режимом, в том числе прачечные, на высоту 1,8 м. следует облицовывать керамической глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами. Потолки следует окрашивать масляной краской, а полы покрывать метлахской плиткой. П. 2.2.11.1 данного СанПин предусмотрено, что в состав прачечной, должно входить помещение, где осуществляется стирка, а также сушильная и гладильная. Актом проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований ОГУСО «Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» от 11 мая 2011 года в этой части установлено, что помещение прачечной Учреждения в аварийном состоянии, со стен и потолка отвалилась покраска и штукатурка и требуется проведение ремонтных работ. Стирка белья производится в санитарных комнатах при комнатах проживания воспитанников, а сушка белья на улице, то есть помещение прачечной явно не соответствует требованиям санитарных правил, то есть, не отвечает своему прямому назначению и в ней отсутствует места для сушки и глажки белья. Так как указанные обстоятельства в суде подтвердились и по своей сути признаны ответчиками, они во внимание приняты и являются убедительными. Указанные нарушения санитарных норм в прачечной Учреждения подлежат устранению, то есть необходимо обязать отремонтировать помещение прачечной Учреждения, в том числе, провести облицовку её стен на высоту 1,8 м. керамической глазурованной плиткой или другим водостойким материалом, плиткой покрыть полы и окрасить потолки масляной краской. В помещении прачечной следует оборудовать места для стирки, сушки и глажки белья. В остальной части требований Кольчугинского межрайонного прокурора, предъявляемым к работам в помещении прачечной Учреждения, следует отказать, как не основанных на законе, то есть не нашедших в суде своё подтверждение и обоснование. В соответствии с Уставом Областного государственного учреждения социального обслуживания «Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», с учётом изменений <...>, оно является самостоятельным юридическим лицом, финансируемым за счёт средств бюджета Владимирской области, имеет самостоятельный баланс, годовую смету доходов и расходов в пределах выделенных ассигнований. На праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается в установленных пределах закрепленным за ним имуществом, которое является государственной собственностью. Его учредителем является Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области. Пунктом 5.5 Устава предусмотрено, что директор обязана обеспечивать и контролировать соблюдение правил и норм охраны труда, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов. То есть, из Устава ОГУСО «Кольчугинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» следует, что его финансирование осуществляется государством, то есть за счёт бюджета Владимирской области, но оно является самостоятельным лицом, имеет свой баланс, имущество и должно отвечать за нарушение им предусмотренных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. На Учреждение, как на ответчика по иску, подлежит возложить непосредственное исполнение указанных в решении обязанностей, определив шесть месяцев достаточным сроком такого исполнения. Из п.1.4 вышеприведённого Устава следует, что Учредителем Учреждения является Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области, который утвердил данный Устав. Положением о Департаменте социальной защиты населения Администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора №192 от 20 марта 2006 года, предусмотрено, что Департамент действительно является распорядителем и получателем, в этой части, средств областного бюджета. Обеспечивает организационно-методическую деятельность государственных казенных учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания. По п. 3.29 Положения Департамент составляет бюджетную роспись на соответствующий год, распределяет лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств. По п.3.34 Положения производит финансирование расходов областного бюджета по подведомственным учреждениям и мероприятиям в области социальной политики. Поскольку ОГУСО «Кольчугинский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» является областным государственным учреждением социального обслуживания, следовательно, его финансирование производится Департаментом социальной защиты населения администрации области, которое должно провести финансирование возложенных на Учреждение указанных в решении работ. Разрешая вопрос в этой части, судом приняты во внимание доводы Департамента, как ответчика по иску, что ими 20 июля 2011 года Учреждению полностью профинансированы указанные работы, с чем согласно само Учреждение. В обоснование их позиции суду представлена копия уведомления №421 об изменении бюджетных лимитов на 3-4 кварталы 2011 года в сторону их значительного увеличения, которых, исходя из позиции участников заседания, является достаточно для их проведения Учреждением и завершения. Как следует из доводов ответчиков и третьего лица денежные средства за Учреждением зарезервированы и дополнительных распоряжений по их реализации Департаментом не выносится, так как бюджетные лимиты 20 июля 2011 года Учреждению окончательно скорректированы, с учётом указанных в настоящем решении работ. Позиция на этот счёт ответчиков и третьего лица истцом ничем не опровергнута и, учитывая особую специфику государственного финансирования казенных Учреждений социальной защиты населения, судом принимается во внимание и является убедительной. То есть, в обязании Департамента социальной защиты населения финансировании Учреждению указанных в решении обязательств необходимости не усматривается, так как оно осуществлено добровольно и, в этой части, Кольчугинскому межрайонному прокурору в иске следует отказать. Поскольку государственные учреждения освобождены от оплаты судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины, её с Учреждения следует не взыскивать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194, 197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга несовершеннолетних, к Областному государственному учреждению социального обслуживания «Кольчугинский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области об устранении нарушений Санитарного законодательства удовлетворить частично. Обязать Областное государственное учреждение социального обслуживания «Кольчугинский Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести следующие работы: оборудовать спальные комнаты Учреждения шестнадцатью стационарными кроватями, имеющими спинки с гладким покрытием, из которых десять кроватей длиной 140 см., шириной 60см. и шесть односпальных стандартных кроватей; оборудовать спальные комнаты Учреждения тумбочками с гладким покрытием по всей поверхности в количестве не менее восьми штук; отремонтировать помещение прачечной Учреждения, в том числе, провести облицовку её стен на высоту 1,8 м. керамической глазурованной плиткой или другим водостойким материалом, плиткой покрыть полы и окрасить потолки масляной краской; в помещении прачечной Учреждения оборудовать места для стирки, сушки и глажки белья. В остальной части Кольчугинскому межрайонному прокурору в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий судья Т.В. Полякова