Дело №2-730/2011 по иску Барабановой Т.А. к администрации Кольчугинского района о признании права собственности в порядке наследования. Решение вступило в законную силу 07.10.2011



Дело №2-730/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года       город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Поляковой Т.В., при секретаре Сорокиной О.Е., с участием представителя истца Матюнина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабановой Т.А. к администрации Кольчугинского района о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования,

        УСТАНОВИЛ:

Барабанова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Кольчугинского района об установлении факта принятия наследства и признании в порядке наследования после смерти <...> её отца Б. права собственности на земельный участок и расположенный на нём жилой дом по адресу: <...> Кольчугинского района.

В обосновании исковых требований указано, что <...> 1989 года отец истца Барабанов А.М. заключил договор купли-продажи жилого дома в д. <...>, который надлежащим образом зарегистрирован в похозяйственной книге в Н-ском сельском Совете народных депутатов Кольчугинского района. Земельный участок, на котором располагался дом, постановлением главы Н-ского сельского округа от <...>1992 года был выделен её отцу в собственность. Б. умер <...> 2002 года, но после его смерти истец к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, однако стала пользоваться домом и земельным участком. Поддерживала его в надлежащем состоянии, фактически приняв наследство. Других наследников имущества отца нет. Просит установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти Б. и признать за ней право собственности на земельный участок и расположенный на нём жилой дом <...>.

В судебное заседание истец Барабанова Т.А. не явилась, доверив представлять свои интересы Матюнину В.В., который требования истца полностью подержал. Дополнил, что истец сразу после смерти отца вместе с братом пользовались земельным участком и домом, поддерживала его в надлежащем состоянии, хранила свои вещи, обрабатывала при доме землю. Брат истца умер в 2004 году. Договор купли-продажи дома был зарегистрирован только в Н-ском сельском Совете. В БТИ и в Росреестре сведения о принадлежности жилого дома Б. отсутствуют, в связи с чем истцом и заявлены требования.

Представитель ответчика, администрации Кольчугинского района, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации с вынесением решения на усмотрение суда.

В судебное заседание также не явились третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Н-ское сельское поселение Кольчугинского района и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, представив ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей. Оставляют разрешение спора на усмотрение суда.

С учётом представленных ходатайств и мнения представителя истца, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.

Изучив исковое заявление, материалы дела, заслушав представителя истца и показания свидетелей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Барабановой Т.А. по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Из представленных уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним действительно отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные земельный участок и жилой дом <...> Кольчугинского района.

       Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от <...> 1989 года Б. приобрел у З. жилой дом, находящийся в д. <...> Кольчугинского района Владимирской области. Данный договор <...> 1989 года удостоверен Н-ским сельским Советом народных депутатов Кольчугинского района Владимирской области и зарегистрирован в похозяйственной книге <...> деревни <...>, лицевой счёт <...>, страница <...>. То есть на тот период, а именно в 1989 году, договор купли-продажи между Б. и З. был удостоверен надлежаще.

Из технического и кадастрового паспортов жилого дома на 15 июня 2011 года следует, что дом построен в 1955 году и представляет собой одноэтажное здание. Данных о собственнике дома в указанных паспортах не значится, то есть надлежащей регистрации этого объекта недвижимости не имеется.

Относительно земельного участка спорного домовладения в суде установлено, что постановлением Главы администрации Н-ского сельского Совета Кольчугинского района <...> от <...>1992 года Б. был выделен в частную собственность земельный участок, площадью 2500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства в д. <...>. Данное обстоятельство подтверждается и кадастровым паспортом земельного участка от <...> из которого усматривается, что собственником участка по указанному в иске адресу является Б.

Постановлением Главы Н-ского сельского округа Кольчугинского района <...> от <...>1999 года жилому дому и земельному участку, принадлежащих Б. присвоен адрес: <...> Кольчугинского района, что подтверждается также справкой администрации Н-ского сельского поселения <...>

В суде также установлено, что родителями истца Барабановой Т.А., согласно свидетельству о рождении <...>, являются Б. и М..

<...> 2002 года Б. умер в г. <...>, о чем <...> составлена запись акта о смерти <...>.

У умершего Б., согласно свидетельству о рождении <...>, есть дочь Барабанова Т.А., которая является истцом по настоящему делу. Другими наследниками первой очереди могут быть призваны сын И. и его жена М.

       Брат истца И. умер <...> 2004 года (свидетельство о смерти <...>). Как следует из справки нотариуса города <...> наследственного дела после него не заводилось. Мать истца М. не является наследником, так как её брак с Б. расторгнут, она вступила в другой брак в 1966 году (свидетельство <...>), то есть ещё до смерти наследодателя, судом установлено, что истец является единственным наследником первой очереди по закону имущества Б.

После смерти Б. истец Барабанова Т.А. в течение шести месяцев к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, наследственное дело к его имуществу не заводилось, что следует из сообщения нотариуса <...>.

Вместе с тем, суду представлено достаточно согласующихся между собой доказательств того, что Барабанова Т.А. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства, открывшегося после смерти отца Б.

Так свидетели К. и В. в суде сообщили, что умерший Б. и его дочь Барабанова Т.А. (истец) им хорошо знакомы. После смерти Б. в сентябре 2002 года в деревню приехала дочь Барабанова Т.А. и наводила в доме порядок, говорила им, что после смерти отца будет пользоваться домом и землей как дачей. Она нанимала свидетелей для ремонта дома, они помогали ей настелить в доме полы, делали крышу, фундамент. Кроме того К. сообщил, что в летний период первого года со дня смерти отца Барабановой Т.А. та нанимала его косить траву на участке, помогал убирать её огород. За работу она всегда ему платила. Кроме истца приезжал и её брат, но он уже умер.

Таким образом, судом принято во внимание, что Барабанова Т.А. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти её отца и состоящее из земельного участка и жилого дома. В течение шести месяцев после смерти отца она вступила во владение наследственным имуществом, пользовалась им, приняла меры по его сохранению. Также за свой счёт она произвела ремонт жилого дома, тем самым несла расходы на его содержание.

Принадлежность жилого дома и земельного участка её отцу Б. установлена совокупностью согласующихся между собой доказательств и исковое заявление Барабановой Т.А. подлежит полному удовлетворению. За ней в порядке наследования после смерти Б. следует признать право собственности на земельный участок и расположенный на нём жилой дом по адресу: <...> Кольчугинского района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барабановой Т.А. полностью удовлетворить.

Признать за Барабановой Т.А., <...>, в порядке наследования право собственности на земельный участок площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером <...> и жилой дом, расположенные по адресу: <...> Кольчугинского района Владимирской области, инвентарный номер дома <...>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья     Т.В. Полякова