Дело № 2-892/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2011 года город Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Колупаевой С.С., при секретаре Ануфриевой О.А., с участием представителя Кольчугинского межрайонного прокурора Травина А.И., представителя ответчика, администрации города Кольчугино, Шустровой Е.Н., представителя третьего лица, отдела надзорной деятельности по Кольчугинскому району, Полякова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кольчугино о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Кольчугино о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в закону силу произвести снос деревянных конструкций (расселённых аварийных домов №8 и №10), расположенных по ул. Шиманаева г. Кольчугино и бесхозных построек, а также произвести уборку земельных участков от горючих отходов и мусора около указанных домов.
В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГПН по Кольчугинскому району, установлено, что заключениями межведомственной комиссии №13,14 от 30.12.2008, назначенной постановлением главы г. Кольчугино от 16.07.2008 №127 признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома №8 и №10 по ул. Шиманаева. Деревянные конструкции указанных домов с деревянными хозяйственными постройками являются пожароопасными объектами и создают опасность для расположенных вблизи жилых деревянных домов. Кроме того, к указанным аварийным домам открыт неконтролируемый доступ посторонних лиц. Администрацией города Кольчугино не приняты меры по обеспечению пожарной безопасности на территории земельных участков по ул. Шиманаева, чем увеличивается риск аварийной ситуации и создаётся угроза здоровью и жизни граждан, проживающих вблизи аварийный деревянных конструкций.
В судебном заседании представитель Кольчугинского межрайонного прокурора Травин А.И. заявил об отказе от иска в части требования о сносе домов, подтвердив отказ от иска в части письменным ходатайством. Отказ принят судом. В остальной части поддержал исковые требования об устранении нарушений противопожарной безопасности, обосновав доводами, изложенными в заявлении. Указал, что на территории вокруг домов №8 и №10 на ул. Шиманаева находятся остатки сгоревших хозяйственных построек, большое количество мусора, досок, сухой травы, веток. Вблизи указанных участков находятся жилые дома, которые могут пострадать в случае возникновения пожаров, и существует реальная угроза жизни и здоровью граждан.
Представитель ответчика, администрации города Кольчугино, Шустрова Е.Н., исковые требования не признала, указав, что администрация города Кольчугино не бездействует. В сентябре 2011 года были получены свидетельства о правах на земельные участки, готовили документы на торги. Обязательным условием для участников конкурса является пункт о сносе деревянных конструкций, находящихся на земельных участках. Уборку территорий вокруг домов также будет проводить новый собственник.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела надзорной деятельности по Кольчугинскому району, Поляков М.А. исковые требования поддержал, указав, что аварийные дома – это двухэтажные деревянные старые и сухие дома, они относятся к 5 степени огнестойкости и являются высокопожароопасными. Неоднократно происходило возгорание в заброшенных сараях, на земельных участках находятся их обгоревшие остатки, много мусора, досок, травы, чем нарушаются правила противопожарной безопасности, и существует реальная угроза пожаров и причинения вреда жителям соседних домов.
2.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.Согласно п. 21 Правил территории населённых пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за противопожарную безопасность несет собственник имущества, либо лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом.
В соответствии со ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьёй 63 Федерального закона N 123-Ф3 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент).
В соответствии с п. 10 ст. 7 Устава муниципального образования город Кольчугино к вопросам местного значения города относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов города Кольчугино.
3.
В судебном заседании установлено, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГПН по Кольчугинскому району проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории г. Кольчугино.
По результатам указанной проверки установлено, что дома №8 и №10 на ул. Шиманаева находятся в заброшенном состоянии, часть хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, выгорела 15 мая 2011 года, в результате чего остались остатки обгоревшего мусора, обгоревшие деревья, а также на участках находится большое количество досок, сухой травы и веток. На расстоянии от 22 до 50 метров от заброшенных домов находятся жилые дома № 7, 9, 12 по ул. Шиманаева и №7,9 по ул. Пархоменко, а также хозяйственные постройки.
Результаты проверки ответчиком не оспорены, факт засорённости указанных земельных участков подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что администрацией г. Кольчугино не реализуются в полном объеме полномочия, представленные ст. 63 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и не выполняются требования п. 21 Правил по своевременной очистке территории вокруг домов №8 и №10 по ул. Шиманаева в пределах противопожарных расстояний между зданиями от остатков обгоревшего мусора, веток, досок, сухой травы и другого мусора, что создаёт угрозу жизни и здоровью жителей близлежащих жилых домов.
Доводы представителя ответчика о том, что очисткой земельных участков будет заниматься их новый собственник, не могут быть приняты во внимание, поскольку до настоящего времени продажа земельных участков не осуществлена и новый собственник не определён.
Поскольку угроза возникновения пожаров в районе расположения аварийных домов №8, №10 по ул. Шиманаева из-за засорённости территории вокруг этих домов сохраняется, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, а срок для устранения нарушений противопожарной безопасности обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Кольчугино Владимирской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить земельные участки вокруг аварийных домов №8 и №10, расположенных по ул. Шиманаева г. Кольчугино от остатков обгоревшего мусора, досок, веток, сухой травы и другого мусора.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: С.С. Колупаева