Решение №2-348/2012; о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии



Дело № 2-348/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2012 года                                 город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Балукова И.С., при секретаре Архиповой О.Б., с участием истца Капитонова С.А., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Пуховой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капитонова С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Капитонов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе (далее – УПФ) о включении периода службы в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако УПФ отказало в назначении пенсии, исключив из специального стажа период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что данный период должен войти в специальный стаж, поскольку предусматривался действующим на тот период законодательством - Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 пункт «г».

В судебном заседании истец Капитонов С.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель УПФ в судебном заседании иск не признала, указав, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки учреждений и должностей работников, осуществляющих педагогическую деятельность, а также Правила исчисления периодов работы. Норма включения в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам периода службы в рядах советской Армии по призыву указанными Правилами не предусмотрена. Поэтому период службы Капитонова С.А. правомерно исключен из специального стажа. На дату обращения специальный стаж составил <данные изъяты>, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Даже в случае, если бы применению подлежало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, то и тогда у истца не имелось бы достаточного стажа педагогической деятельности, поскольку этот стаж должен был исчисляться по состоянию на последнюю дату действия указанного Положения, то есть 2/3 педагогического стажа должно приходиться на <данные изъяты>, чего у истца также не имеется.

Выслушав объяснения истца, изучив представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Капитонов С.А. обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФ отказало в назначении пенсии, исключив из специального стажа период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По подсчетам УПФ специальный стаж Капитонова С.А. составил <данные изъяты>, что недостаточно для назначения трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.

С данной позицией УПФ суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года за № 1397, из содержания п. 1 «г», п. 4 следует, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР. При этом указанный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из военного билета серии на имя Капитонова С.А. следует, что он проходил службу в Вооруженных силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в должности курсанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудовой книжки на имя Капитонова С.А., по профессии учителя истории и обществознания (записи №) и диплома , следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность курсанта <данные изъяты>, окончив его по военно-политической специальности с присвоением квалификации учителя истории и обществознания, с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Советской Армии по ДД.ММ.ГГГГ, когда был уволен в запас в связи с сокращением штатов.

При решении вопроса о наличии у гражданина трудового стажа может применяться как законодательство, действовавшее в период осуществления спорных периодов трудовой деятельности, так и действующее в момент определения продолжительности стажа. Иное противоречило бы принципам равенства и справедливости, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Таким образом, распространение действия законодательных актов, отменяющих ранее предоставленные гражданам права, которыми в период их работы на определенной должности и по специальности, предоставлялись права на включение в трудовой стаж по специальности этих периодов времени для назначения пенсии по льготным основаниям, не соответствует статье 55 Конституции РФ и поэтому не должны применяться при определении права на социальное обеспечение граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Таким образом, учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж военной службы и к стажу службы Капитонова С.А. в армии следует отнести период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть - <данные изъяты>.

Поэтому период службы в армии Капитонова С.А. подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку на указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Из трудовой книжки на имя Капитонова С.А. следует, что оспариваемый период работы отражен в записях трудовой книжки в соответствии с требованиями действующего законодательства, на дату обращения в УПФ педагогический стаж работы составляет <данные изъяты>, что превышает 2/3 педагогического стажа, составляющие <данные изъяты>. С учетом включения спорного периода работы, специальный стаж истца составляет <данные изъяты>, превышает необходимые 25 лет и имеются все основания для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Доводы представителя ответчика о том, что 2/3 педагогического стажа должны иметься у лиц, обращающихся с заявлением о назначении пенсии, не на дату обращения, а по состоянию на <данные изъяты>, суд не принимает как основанные на ошибочном толковании закона.

На основании вышеизложенного доводы истца являются обоснованными и законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 19 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. С учетом указанной нормы трудовая пенсия Капитонову С.А. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные истцом судебные расходы. Расходы истца подтверждены квитанцией об оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое требование Капитонова С.А. удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе включить Капитонову С.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть <данные изъяты> и назначить пенсию по старости со дня первоначального обращения за ней - ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе в пользу Капитонова С.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                             И.С. Балуков