Дело № 2-343/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2012 года город Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Колупаевой С.С., при секретаре Лихановой Е.А., с участием истца Фирсова А.А., ответчика Митрошкина А.С. и его представителя адвоката Самарина Ю.А., представителя третьего лица Фирсова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску главы Кольчугинского района Фирсова А.А. к главе администрации Кольчугинского района Митрошкину А.С. о расторжении контракта,
УСТАНОВИЛ:
Глава Кольчугинского района Фирсов А.А. обратился в суд с иском о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В обоснование иска указано, что решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 08.02.2012 по результатам конкурса на должность главы администрации Кольчугинского района был назначен Митрошкин А.С. и главе Кольчугинского района было поручено заключить с ним контракт до 25.02.2012. Контракт с Митрошкиным А.С. был заключён 24.02.2012. Глава местной администрации является муниципальным служащим, которому в связи с прохождением муниципальной службы в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.03.2007 №25 – ФЗ) и ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Указанный запрет содержится и в контракте, заключённом с Митрошкиным А.С. Однако, в нарушение требований законодательства и условий контракта, Митрошкин А.С. является учредителем двух коммерческих организаций: ООО «...» и ООО «...», свои доли в уставном капитале указанных организаций в доверительное управление не передал. На запрос от 25.04.2012 о предоставлении объяснения по выявленным фактам Митрошкин А.С. в письменном ответе их не опроверг, объяснений по существу не дал. Глава администрации Кольчугинского района Митрошкин А.С., зная о наличии ограничений, связанных с муниципальной службой, не предпринял мер для того, чтобы предотвратить или урегулировать конфликт интересов. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена обязанность муниципальных служащих ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такие сведения на своего супруга и несовершеннолетних детей. Невыполнение указанной обязанности в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 №25 - ФЗ влечёт увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Глава администрации Кольчугинского района Митрошкин А.С. не представил такие сведения главе Кольчугинского района, как представителю нанимателя. Истец полагает, что контракт с Митрошкиным А.С. подлежит расторжению в связи с несоблюдением им ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ, и ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2.
В судебном заседании истец, глава Кольчугинского района, Фирсов А.А. исковые требования поддержал, указав, что Митрошкин А.С. должен был принять меры по передаче доли в уставном капитале коммерческих организаций в доверительное управление до заключения с ним контракта в период с 08 до 24 февраля 2012 года, а также обязан был уведомить его, как представителя нанимателя, о наличии конфликта интересов. Прокуратурой 12.04.2012 на имя главы Кольчугинского района было внесено представление, в котором указывалось, что участие главы администрации Кольчугинского района Митрошкина А.С. в качестве учредителя коммерческих организаций может привести к конфликту интересов, и предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений путём урегулирования конфликта интересов. Проверкой указанной информации было установлено наличие у главы администрации Кольчугинского района конфликта интересов, в связи с участием в качестве учредителя в коммерческих организациях, а также было установлено нарушение Митрошкиным А.С. требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ об обязанности муниципального служащего представить сведения о своих доходах и доходах членов семьи. Митрошкину А.С. было предложено в срок до 03.05.2012 дать письменное объяснение по выявленным прокуратурой фактам, и в срок до 10.05.2012 по факту непредставления до 30.04.2012 сведений о доходах. В своих объяснениях Митрошкин А.С. фактов наличии конфликта интересов не опроверг, объяснений не дал, указав на то, что он подконтролен и подотчётен Совету народных депутатов Кольчугинского района, а сведения о доходах за 2011 год были им представлены при подаче документов на конкурс. Однако истец считает, что сведения о доходах должны были быть представлены Митрошкиным А.С., как муниципальным служащим, главе Кольчугинского района, являющегося представителем нанимателя, а не как кандидатом на выборную должность в избирательную комиссии. Кроме того, законом установлены сроки, порядок и форма для подачи сведений о доходах муниципальным служащим. Также истец указал, что расторжение контракта с главой администрации Кольчугинского района по указанным основаниям в соответствии с положениями ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 25-ФЗ и ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ должно производиться в судебном порядке. При разрешении вопроса о досрочном расторжении контракта с Митрошкиным А.С. должно быть учтено, что Митрошкин А.С. совершил два правонарушения, за которые возможно увольнение муниципального служащего, не предоставил объяснение по факту наличия конфликта интересов, не поставил в известность его, как представителя нанимателя о том, что начал предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о соразмерности применения к Митрошкину А.С. взыскания в виде увольнения.
Ответчик, глава администрации Кольчугинского района Митрошкин А.С. иск не признал, указав, что после заключения с ним контакта, как с главой администрации Кольчугинского района, он предпринял меры к урегулированию конфликта интересов. Доли в ООО «...» преданы в доверительное управление, ООО «...» исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность. Никаких доходов от указанных организаций с момента избрания на должность главы администрации района он не получал. Сведения о своих доходах и доходах членов семьи за 2011 год им были представлены при избрании на должность, о чём он уведомил истца. После обращения главы района в суд он ещё раз представил указанные сведения.
Представитель Митрошкина А.С. по ордеру, адвокат Самарин Ю.А., обосновывая позицию ответчика, сослался на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ контракт с главой местной администрации в судебном порядке может быть расторгнут по заявлению главы муниципального образования лишь в случае нарушений вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи, то есть в случае занятия предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью.
3.
В данной статье имеется ещё ч. 9.1, в которой указано, что глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. К таким обязанностям относится подача сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за неисполнение которой следует освобождение от занимаемой должности. Поскольку в силу ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ судебный порядок расторжения контракта с главой местной администрации установлен за несоблюдение ограничений, установленных ч. 9, то для расторжения контракта с Митрошкиным А.С. по основаниям указанным в ч. 9.1 судебный порядок не предусмотрен.
Основания для досрочного расторжения контракта с главой администрации района Митрошкиным А.С. за несоблюдение ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 указанного закона, отсутствуют. ООО «...» было создано и зарегистрировано в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 1994 №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимательской деятельности». Регистрация предприятия была произведена 00.00.0000 года, оно было поставлено на налоговый учёт 00.00.0000, фактически его деятельность осуществлялась до 2002 года. Поскольку предприятие не прошло перерегистрацию и не вело никакой деятельности, то в силу действующего законодательства решением налогового органа оно должно было быть признано в административном порядке прекратившим свою деятельность и подлежало исключению из ЕГРЮЛ. Перед заключением контракта Митрошкин А.С. узнал о том, что указанное предприятие юридически существует и обратился в налоговую инспекцию по вопросу принятии решения о прекращении его деятельности. Однако для решения этого вопроса сначала необходимо было пройти процедуру регистрации предприятия, опубликования сведений о принятии решения налоговым органом и исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по истечении установленного трёхмесячного срока и отсутствии возражений с чьей – либо стороны. Митрошкин А.С. предпринял действия по прекращению деятельности ООО «...» 16.02.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № от 00.00.0000. Налоговым органом 16.02.2012 указанному юридическому лицу был присвоен ОГРРН и для регистрации этого лица были представлены справки об отсутствии в течение 12 последних месяцев движения денежных средств и документов отчётности. Действия по прекращению деятельности общества были предприняты Митрошкиным А.С. до заключения контракта, и окончены 08.06.2012 по независящим от него причинам. ООО «...» является действующим предприятием и решение вопроса о передаче его в доверительное управление заняло определённое время. Меры по урегулированию конфликтов интересов стали предприниматься Митрошкиным А.С. до заключения контракта. 00.00.0000 был заключен договор доверительного управления с ООО Управляющая компания «...», которая письмом от 26 марта предложила во внесудебном порядке расторгнуть данный договор, посчитав, что не сможет эффективно управлять активами. Соглашение о расторжении договора было заключено 00.00.0000. Новый договор о передаче ООО «...» в доверительное управление был заключен 28.03.2012 и зарегистрирован в налоговом органе 00.00.0000. Кроме того, Митрошкин А.С. с 01.01.2012 в ООО «...» никаких доходов в какой–либо форме не получал и каких-либо оплачиваемых должностей не занимал. При обращении в суд с требованием о расторжении контракта истцом не были учтены указанные обстоятельства.
Основания для увольнения Митрошкина А.С. в связи с непредставлением сведений о своих доходах и доходах членов семьи за 2011 год также отсутствуют, так как он был принят на должность муниципального служащего 24 февраля 2012 года, при приёме на работу представил такие сведения за 2011 год на себя и членов своей семьи, и должен отчитаться за период работы в указанной должности за 2012 год, то есть до 30 апреля 2013 года. Требование от него указанных сведений за 2011 год, как от муниципального служащего необоснованно.
4.
Представитель Совета народных депутатов Кольчугинского района, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, глава Кольчугинского района Фирсов А.А., наделённый Уставом полномочиями представлять интересы Совета без доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Также указал, что с решением Совета от 21.06.2012 №189/31, которым был одобрен отзыв на его иск о расторжение контракта с Митрошкиным А.С., не согласен.
Из утверждённого решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 21.06.2012 №189/31 отзыва на заявление главы Кольчугинского района Фирсова А.А. о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. следует, что Совет исковые требования не поддерживает, поскольку на сегодняшний день основания для расторжения контракта отсутствуют.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В силу положений ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 - ФЗ глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 №25 – ФЗ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о муниципальной службе.
В соответствии с ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 37 указанного закона глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Из представленных материалов следует, что решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 08.02.2012 №146/26 по результатам конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района Митрошкин А.С. назначен на указанную должность.
Главой муниципального образования Кольчугинский район Фирсовым А.А. 24 февраля 2012 года с Митрошкиным А.С. заключен контракт.
Основанием для обращения главы района в суд с требованием о расторжении в судебном порядке контракта с Митрошкиным А.С. послужили результаты проверки информации, изложенной в представлении прокуратуры от 12.04.2012. Проверкой было установлено, что глава администрации Кольчугинского района Митрошкин А.С. является учредителем коммерческих организаций ООО «...» и ООО «...», доли своего участия в указанных коммерческих организациях не передал в доверительное управление. Также проверка установила, что Митрошкин А.С. как муниципальный служащий, в нарушение Федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О муниципальной службе в РФ» не представил главе Кольчугинского района в срок до 30.04.2012 сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах членов своей семьи.
5.
По факту участия в коммерческих организациях на предложение главы района Фирсова А.А представить объяснение в срок до 03.05.2012 Митрошкин А.С. по существу объяснений не дал, указав в письме от 03.05.2012, что глава администрации Кольчугинского района назначается на должность Советом народных депутатов Кольчугинского района по результатам конкурса и он подконтролен и подотчётен Совету.
По факту непредставления сведений о доходах на предложение главы района Фирсова А.А. представить письменные объяснения в срок до 10.05.2012 Митрошкин А.С. в письме от 10.05.2012 указал, что при подаче документов на конкурс им были представлены сведения о доходах за 2011 год, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Разрешая требование истца о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ суд установил, что глава Кольчугинского района Фирсов А.А. обращаясь в суд с указанным требованием действовал в пределах своих полномочий, поскольку работодателем для Митрошкина А.С., как для главы исполнительно - распорядительного органа муниципального образования, в силу положений ст. 37 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ является муниципальное образование, от лица которого выступает его глава Фирсов А.А., наделенный одновременно полномочиями председателя Совета народных депутатов Кольчугинского района.
Также в судебном заседании установлено, что Митрошкин А.С. на момент заключения с ним 24.02.2012 контракта о поступлении на должность муниципального служащего являлся учредителем ООО «...» и ООО «...», что могло привести к конфликту интересов.
В силу положений ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Таким образом, в силу указанных норм Закона основанием для увольнения Митрошкина А.С. с муниципальной службы является не сам факт его участия в качестве учредителя в коммерческих организациях, а непринятие им мер к урегулированию конфликта интересов.
Доводы ответчика о том, что непосредственно после поступления на муниципальную службу и заключения контракта им были приняты меры к урегулированию конфликта интересов, нашли подтверждение в судебном заседании.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 00.00.0000 № общество с ограниченной ответственностью «...» было создано путём реорганизации в форме преобразования и внесено в ЕГРЮЛ 02.12.2005. Учредителем юридического лица являлся Митрошкин А.С. с размером доли в уставном капитале -100%.
23.02.2012 между Митрошкиным А.С. и ООО Управляющая компания «...» был заключен договор доверительного управления на долю в размере 100% в уставном капитале ООО «...», который на основании соглашения от 27.03.2012 был расторгнут.
Указанное имущество было предано Митрошкиным А.С. в доверительное управление индивидуальному предпринимателю М. на основании договор доверительного управления от 28.03.2012.
6.
Обременение в виде доверительного управления зарегистрировано в налоговом органе сроком до 28.03.2017, свидетельство о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ указанных изменений выдано 05.04.2012.
Согласно справке ООО «...» от 10.07.2012 Митрошкин А.С. с 01.01.2012 каких – либо оплачиваемых или неоплачиваемых должностей в ООО «...» не занимал, и по данным бухгалтерского учёта каких – либо доходов в указанный период не получал.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 00.00.0000 № общество с ограниченной ответственностью «...» создано 01.04.1999 и было зарегистрировано в администрации города Кольчугино. Учредителем юридического лица являлся Митрошкин А.С. В графе «Сведения об образовании юридического лица» указано, что ОГРН указанному юридическому лицу присвоен 16.02.2012, способ образования – регистрация юридического лица до 01.07.2002 при создании.
ООО «...» исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129. Запись о прекращении деятельности юридического лица внесена 00.00.0000.
Доводы ответчика о невозможности завершить процедуру регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица по независящим от него причинам суд находит состоятельными, и подтверждёнными информацией регистрирующего органа.
Из информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Владимирской области от 00.00.0000 следует, что в отношении юридического лица ООО «...» регистрирующим органом 17.02.2012 было вынесено решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, о чём имеется запись о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» №7 от 22.02.2012. Запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ будет внесена 00.00.0000.
Таким образом, на основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что до поступления Митрошкина А.С. на муниципальную должность и заключения контракта, он предпринял меры к урегулированию возможного конфликта интересов, выразившегося в его участии в качестве учредителя в ООО «...» и ООО «...». На момент обращения истца в суд о расторжении контракта с Митрошкиным А.С. доли в уставном капитале ООО «...» были переданы в доверительное управление, в отношении ООО «...» регистрирующим органом осуществлялась процедура исключения из ЕГРЮЛ фактически недействующего юридического лица.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для расторжения контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Разрешая требование о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского Митрошкиным А.С. по основаниям несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, судом установлены следующие обстоятельства.
Истец обратился в суд с указанным требованием в порядке, установленном ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, полагая, что расторжение контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. по указанному основанию должно производиться в судебном порядке.
Однако, перечень оснований, по которым расторжение контракта с главой местной администрации на основании заявления главы муниципального образования производится в судебном порядке, определенный в ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, является исчерпывающим.
7.
Расторжение контракта с главой местной администрации в силу ч. 11 ст. 37 указанного Закона производится в судебном порядке только в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдение ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.
Обязанность главы местной администрации соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами установлена частью 9.1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, которая не включена в перечень оснований для расторжения контракта с главой местной администрации в судебном порядке.
Виды взысканий и порядок их применения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, установлены ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, и указанная норма закона предусматривает возможность расторжения контракта по инициативе представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, с учётом положений ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, предусматривающей обязательный судебный порядок расторжения контракта с главой местной администрации только в определённых случаях, суд считает, что судебный порядок расторжения контракта в данном случае не применяется и требования истца о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований главы Кольчугинского района Фирсова А.А. о расторжении контракта с главой администрации Кольчугинского района Митрошкиным А.С. в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 ФЗ от 06.10.2003 №132 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, предусмотренных ФЗ от 02.03.2007 №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.С. Колупаева