Решение №2-329/2012; о назначении пенсии



Дело № 2-329/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2012 город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Балукова И.С., при Архиповой О.Б. с участием истца Кухарчук Г.М., представителя истца Никитиной О.Н., представителя ответчика Светловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кухарчук Г.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе о включении в специальный педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кухарчук Г.М. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Кольчугинском районе о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, полагая, что её работа в должности мастера производственного обучения и учителя трудового обучения в межшкольных учебно-производственных мастерских (далее - УПМ) города Кольчугино и учебно-производственном комбинате (далее - УПК) была связана с педагогической деятельностью и на дату обращения в Пенсионный фонд она имела необходимый специальный стаж и право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Кухарчук Г.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чём решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано из-за недостаточности специального стажа для назначения такого вида пенсии, поскольку в специальный стаж не были включены периода работы: в должности мастера производственного обучения и учителем трудового обучения в межшкольных учебно-производственных мастерских г. Кольчугино в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и мастером производственного обучения в Кольчугинском с межшкольном учебно-производственном комбинате в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном истец Кухарчук Г.М. поддержала исковые требования, сославшись на то, что во все оспариваемые истцом периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. После ее направления из треста столовых в учебно-производственные мастерские она постоянно осуществляла педагогическую деятельность в одном и том же учебном заведении, независимо от изменения его наименования. Увольнения на летние периоды 1988-1991 годов производилось только по должности учителя по совместительству, но как мастер производственного обучения она продолжала трудовую деятельность. Заработную плату до увольнения получала в тресте столовых по должности мастера производственного обучения.

Представитель истца по доверенности Никитина О.Н. пояснила, что не включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия наименования межшкольных учебно-производственных мастерских в Списках, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года является незаконным поскольку, любая реорганизация образовательного учреждения (к которым относились и мастерские) не может являться основанием для исключения периодов осуществления педагогической деятельности из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса или названия учреждения. Педагогическая деятельность истца и наличие необходимого стажа подтверждена имеющимися документами.

Представитель ответчика - управления ПФ РФ в Кольчугинском районе Светлова Н.В. иск не признала и пояснила, что у Кухарчук Г.М. отсутствует требуемый законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» 25-ти летний стаж педагогической деятельности. Списками должностей, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, не предусмотрена такая организация как межшкольные производственные мастерские и по представленным документам заработная плата по должности мастера производственного обучения не начислялась, поэтому периоды работы в указанных должностях не включены в специальный стаж истца. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из копии свидетельства о браке истец при регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ изменила свою фамилию ФИО3 на Кухарчук (л.д.27).

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Кухарчук Г.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление ПФ РФ в Кольчугинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, имеющему необходимый для назначения такого вида пенсии специальный стаж. Определяя периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж истца, ответчик руководствовался действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (л.д. 48).

При решении вопроса о наличии у гражданина трудового стажа может применяться как законодательство, действовавшее в период осуществления спорных периодов трудовой деятельности, так и действующее в момент определения продолжительности стажа. Иное противоречило бы принципам равенства и справедливости, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Таким образом, распространение действия законодательных актов, отменяющих ранее предоставленные гражданам права, которыми в период их работы на определенной должности и по специальности, предоставлялись права на включение в трудовой стаж по специальности этих периодов времени для назначения пенсии по льготным основаниям, не соответствует статье 55 Конституции РФ и поэтому не должны применяться при определении права на социальное обеспечение граждан.

Таким образом, разрешая требования Кухарчук Г.М. в целях обеспечения её конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, суд исходит из положений нормативных актов, действовавших в оспариваемые периоды, которые регламентировали порядок и условия исчисления специального стажа для назначения пенсии педагогическим работникам.

Так в периоды работы истца действовало Постановление Верховного совета СССР от 12.04.1984 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» п. 23 которого установлено, что «в целях… должны создаваться межшкольные мастерские».

    

Как следует из приказа Министерства просвещения от 30.04.1987 № 83 «Об утверждении положения о школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских и их типовых штатов» межшкольные учебно-производственные мастерские (УПМ) находятся в непосредственном ведении отделов народного образования и их деятельность является составной частью учебно- воспитательной работы учреждения образования. В штате УПМ предусмотрена должность мастера. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет. В разделе 3 Перечня указаны учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений)

Кухарчук Г.М. была поставлена на учет в системе государственного пенсионного страхования как застрахованное лицо с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому осуществление ею педагогической деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается исследованными судом письменными доказательствами.

    Согласно справке муниципального бюджетного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» межшкольные учебные мастерские открыты с ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения     Кольчугинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем приказом отдела народного образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ межшкольные учебные мастерские переименованы в межшкольный учебно-производственный комбинат.

Согласно решению Исполкома Кольчугинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в связи с открытием межшкольных учебно-производственных мастерских было решено направить специалиста для организации профильного обучения по кулинарному делу для учащихся 7-8 классов школ города (л.д. 14).

В связи с этим приказом директора межшкольного учебно-производственных мастерских от ДД.ММ.ГГГГ Кухарчук Г.М. (ранее - ФИО3) была принята мастером производственного обучения, назначена заведующей мастерской кулинарного обучения и учителем трудового обучения по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59).

    В трудовой книжке, которой устанавливается наличие необходимого трудового стажа, Кухарчук Г.М. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она, числясь в штате треста столовых, переведена мастером производственного обучения.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в наименовании должности Кухарчук Г.М. присутствуют указания на должность «мастера» и в приказе указано место работы: «межшкольные учебно-производственные мастерские», суд считает, что указанный период работы (<данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> день) подлежит включению в её специальный педагогический стаж по должностям «мастера производственного обучения, учителя трудового обучения», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Указание на должность мастера производственного обучения по кулинарному делу уточняет характер должности.

Также подлежащим включению в специальный стаж суд считает периоды работы Кухарчук Г.М с периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -15 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> месяца в должности мастера производственного обучения в Кольчугинском с межшкольном учебно-производственном комбинате. Каких-либо данных, что она в этот период не работала мастером производственного обучения не имеется, а справкой, представленной Управлением образования администрации <адрес> установлено, что Кухарчук Г.М. в часть спорных летних периодов <данные изъяты> годов начислялась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд (л.д. 26).

Выполнение истцом педагогической деятельности в указанные периоды подтвердила и свидетель ФИО1, пояснившая суду, что Кухарчук Г.М. работает с <данные изъяты> года в УПМ в должности мастера производственного обучения и учителя до настоящего времени. Истец была работником УПМ, ее должностная инструкция утверждалась директором мастерских, а не Трестом столовых, когда в <данные изъяты> году Трест был закрыт, ее ввели в штат УПК, должностные обязанности не менялись. В летние периоды <данные изъяты> годов, Кухарчук Г.М. увольнялась как учитель по совместительству, но как мастер производственного обучения продолжала трудовую деятельность. УПК относился к учреждениям общего образования, с профессиональной ориентацией.

Свидетель ФИО2 пояснила, что Кухарчук Г.М. сначала работала в Тресте столовых техником-технологом, затем во исполнение решения исполкома Кольчугинского совета народных депутатов была передана в ведение УПК, постоянно работала там, в Тресте только получала зарплату по должности мастера производственного обучения.

    Доводы представителя истца о том, что УПК будет реорганизован с ДД.ММ.ГГГГ и Кухарчук Г.М. не сможет продолжить педагогическую деятельность в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не могут быть приняты во внимание судом как не основанные на законе и не имеющие значения для разрешения спора.

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж Кухарчук Г.М. составил 25 лет 5 дней, в том числе:

- <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней - период, зачтённый решением управления пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ;

-<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, которые включают в себя: <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день - период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения и учителя трудового обучения в межшкольных учебно-производственных мастерских г. Кольчугино; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> месяца в должности мастера производственного обучения в Кольчугинском межшкольном учебно-производственном комбинате.

Поскольку на дату обращения за назначением пенсии с учетом оспариваемых периодов, Кухарчук Г.М. имела необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный педагогический стаж, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ и ее исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с ответчика в пользу Кухарчук Г.М. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кухарчук Г.М. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кольчугинском районе Владимирской области включить Кухарчук Г.М. в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения и учителем трудового обучения в межшкольных учебно-производственных мастерских города Кольчугино и периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения в Кольчугинском межшкольном учебно-производственном комбинате.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе назначить Кухарчук Г.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кольчугинском районе в пользу Кухарчук Г.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                             И.С. Балуков