Дело № 2-191/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2011 года г. Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Колупаевой С.С., при секретаре Ануфриевой О.А., с участием заявителя Алпаткина В.С., представителя Кольчугинской межрайонной прокуратуры Семёнова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению начальника отдела судебных приставов Кольчугинского района Алпаткина В.С. об оспаривании постановления и бездействия Кольчугинской межрайонной прокуратуры,
УСТАНОВИЛ:
Начальник отдела судебных приставов Кольчугинского района Алпаткин В.С. в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными:
- постановление заместителя межрайонного прокурора Чернова А.А. от 14 декабря 2010 года о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования в отношении Семёркиной О.А. для решения вопроса об уголовном преследовании, адресованное начальнику отдела судебных приставов Кольчугинского района;
- бездействие Кольчугинского межрайонного прокурора, выразившееся в нарушении положения ст. 143 УПК РФ, а так же положения приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 декабря 2007 года №212 «О порядке учёта и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы отдела судебных приставов, так как в соответствии с положениями п. 2 ст. 143 УПК РФ и приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212, в соответствии с которыми сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указано в статьях 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чём составляется рапорт. Прокурорам приказано организовать учёт и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с УПК РФ. Подобные сообщения фиксировать в Книге учёта сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.
В судебном заседании Алпаткин В.С. поддержал заявление по тем же доводам. Полагает, что оспариваемым постановлением и бездействием прокурора нарушаются права и интересы отдела судебных приставов, так как на отдел возлагается обязанность совершить определённые действия. Восстановлением нарушенного права будет являться отмена незаконного постановления и в дальнейшем регистрация прокуратурой сообщений о преступлениях в Книге учёта преступлений.
Представитель Кольчугинской межрайонной прокуратуры Семёнов О.В., возражая против доводов заявителя, указал, что 14 декабря 2010 года по результатам проверки заместителем прокурора было вынесено постановление о направлении в отдел судебных приставов материалов проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Семёркиной О.А. по факту злостного уклонения от уплаты средств на содержание ребёнка. Превышения полномочий прокурором не допущено, так как в силу приказа Генпрокуратуры от 27 декабря 2007 г. №212 прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверок в орган предварительного расследования, которое фиксировать в Книге учёта преступлений.
2.
Оспариваемое постановление вынесено прокурором в пределах его полномочий, зарегистрировано в Книге учёта преступлений, и не возлагает на ОСП каких - либо обязанностей, а является информацией для инициирования проверки по выявленному прокурором факту злостного уклонения Семёркиной О.А. от уплаты средств на содержание ребёнка, направленной в ОСП, как в орган предварительного расследования.
Кроме того, ОСП не может оспаривать действия другого государственного органа, и оспариваемым постановлением не нарушаются права, свободы и интересы ОСП.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В судебном заседании установлено, что 14 декабря 2010 года заместитель Кольчугинского межрайонного прокурора Чернов А.А. вынес постановление о направлении материала проверки в отношении Семёркиной О.А. по факту злостного уклонения от уплаты средств на содержание ребёнка начальнику ОСП Кольчугинского района для решения вопроса об уголовном преследовании.
Из постановления следует, что по результатам проверки, проведённой в отношении Семёркиной О.А. в её действиях усмотрен состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 151 УПК РФ относится к подследственности дознавателей органов службы судебных приставов РФ.
Указанное постановление с материалом проверки 16 декабря 2010 года направлено на имя начальника ОСП Кольчугинского района для организации проверки в порядке ст.ст. 143-145 УПК РФ органом предварительного расследования.
Право прокурора на выполнение такого действия предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, согласно которому прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Кроме того, на прокурора п. 1.8 Приказа Генпрокуратуры от 27 декабря 2007 г. №212 возложена обязанность в случае непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксировать в Книге учёта сообщений о преступлениях.
Таким образом, заместитель Кольчугинского межрайпрокурора, обнаружив в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны прав семьи и несовершеннолетних признаки преступления, и действуя в пределах предоставленных ему полномочий, направил мотивированное постановление и материалы проверки в соответствии с подследственностью в ОСП Кольчугинского района для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
3.
Оспариваемое постановление не может быть признано незаконным, поскольку прокурор имел право на принятие такого решения по результатам проверки и выполнил действия в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в порядке, установленном Приказом Генпрокуратуры от 27 декабря 2007 г. №212 «О порядке учёта и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
Доводы начальника ОСП Кольчугинского района о нарушении оспариваемым постановлением прав и интересов отдела не нашли подтверждения, так как в действиях Семёркиной О.А. усмотрен состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 151 УПК РФ относится к подследственности дознавателей органов службы судебных приставов РФ.
Не находит суд оснований для признания незаконным бездействия прокурора, выразившегося в нарушении положения ст. 143 УПК РФ, и положения Приказа Генпрокуратуры РФ от 27 декабря 2007 года №212, поскольку проявления бездействия со стороны прокурора не установлено.
Форма, в которой прокурором принято решение о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования, а также наличие либо отсутствие регистрации обнаруженного проверкой факта нарушения уголовного законодательства в Книге учёта сообщений о преступлениях не являются бездействием прокурора, нарушающим права и интересы ОСП Кольчугинского района.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания заявления начальника ОСП Кольчугинского района обоснованным и считает необходимым в его удовлетворении отказать.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Начальнику отдела судебных приставов Кольчугинского района Алпаткину В.С. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления заместителя межрайонного прокурора Чернова А.А. от 14 декабря 2010 года о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования в отношении Семёркиной О.А. для решения вопроса об уголовном преследовании, адресованное начальнику отдела судебных приставов Кольчугинского района, и признании незаконным бездействия Кольчугинского межрайонгого прокурора, выразившееся в нарушении положения ст. 143 УПК РФ, а также приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 декабря 2007 года №212 «О порядке учёта и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.С. Колупаева