О возложении обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна на акватории Кольского залива



Мотивированное решение Дело № 2-921/10

изготовлено Дата обезличена

Р Е Ш Е Н И Е

(заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при секретаре Березиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора к Индивидуальному предпринимателю Щекинову О.В. о возложении обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна на акватории Кольского залива,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ИП Щекинову О.В. о возложении обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна на акватории Кольского залива.

В обоснование заявленных требований указал, что в Дата обезличена была проведена проверка, направленная на обеспечение безопасности мореплавания в морском порту г.Мурманска, в результате которой были выявлены нарушения ответчиком требований Кодекса торго­вого мореплавания РФ и Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, что влечет нарушение прав граждан - жителей г.Мурманска, Мурманской области и гостей города на защиту их жизни и здоровья, благо­приятную окружающую среду, гарантированных ст.ст. 20, 41, 42 Конституции РФ.

В частности, указанной проверкой установлено, что судно М-0487 «Л.», принадлежащее ИП Щекинову О.В. ошвартовано у открылка перемычки рыбного порта на акватории Кольского залива, в нарушение норм закона на судне вахтенная служба отсутствует, безопасность стоянки не обеспечена, судно не контро­лируется судовладельцем, мероприятия по обеспечению безопасности и за­щите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный дос­туп, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопо­жарная безопасность не осуществляется.

Ответственность за соблюдение законодательства РФ по безопасности мореплавания и стоянки судна в порту Мурманск на акватории Кольского за­лива лежит на судовладельце судна М-0487 «Л.» - ИП Щекинове О.В.

Прокурор просит суд обязать ИП Щекинова О.В. в срок до Дата обезличена обеспечить безопасную стоянку судна М-0487 «Л.» на акватории Кольского залива, а именно: обеспечить на судне вахтенную и пожарную службу, контроль за сто­янкой судна; исключить загрязнение и захламление водной поверхности; обеспечить судно электроэнергией; трапы, поданные с судна на причал, оборудовать поручнями или леерами, в районе трапа вывесить спасательный круг с линем, длиной не менее 30 мет­ров, под трапом натянуть предохранительная сетку; обеспечить вахтенного у трапа номерами телефонов капитана морско­го порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействую­щих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу; получить разрешение капитана морского порта на длительную стоян­ку судна в морском порту; разработать планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, обеспечить судно связью с капитаном морского порта.

В судебном заседании старший помощник Мурманского транспортного прокурора - Еременко В.А. поддержала заявленные требования и уточнила их, просила возложить на ответчика указанные в иске обязанности по обеспечению безопасной стоянки судна на территории Кольского залива со сроком исполнения до Дата обезличена.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежаще, возражений по существу заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица – ФГУ «А.» Уткин А.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснил, что судно М-0487 «Л.» в настоящее время брошено судовладельцем и представляет собой угрозу окружающей среде и безопасности мореплавания.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст.52, 53 Кодекса торгового мореплавания РФ и Приказа Росрыболовства от 21.09.2009 № 836 «О минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота РФ» каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого доста­точен по численности для безопасности судна.

В соответствии с гл.XIII Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, утвержденного Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995г. № 140, вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения слу­жебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находя­щиеся на вахте, именуются вахтенными. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за орга­низацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на началь­ников служб. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

Согласно ст.ст.1.4, 2.1 Международного Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), утвержденно­го Приказом Комитета РФ по рыболовству от 18.10.1995 № 165, ка­ждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью судна. Компания должна выработать политику в облас­ти безопасности и защиты окружающей среды.

На основании раздела 2.8 Наставлений по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР, утвержденных приказом Минрыбхоза от 29.09.1981 № 434, а также согласно п. 2.13 Правил пожар­ной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболо­вецких колхозов, утвержденных приказом Минрыбхоза от 25.11.1982 № 486, п. 102-106 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 20.08.2009 г. № 140, при стоянке судов в порту трапы, поданные с судна на причал, должны быть оборудованы поручнями или леерами. В рай­оне трапа должен находиться спасательный круг с линем, длиной не менее 30 метров. Под трапом должна быть натянута предохранительная сетка, исклю­чающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы должны быть освещены. В темное время суток на судне, стоящем у причала, должно быть включено наружное освещение, а на баке и корме судна вы­ставлены огни, обозначающие оконечности судна. На судне, стоящем у при­чала, выставляется вахтенный у трапа. Вахтенный у трапа обязан знать номе­ра телефонов капитана морского порта, оператора морского терминала, по­жарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействующих с судном в нештатных ситуациях и в слу­чаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу.

В соответствии с п. 119-120, 123 Общих правил плавания и стоянки в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 20.08.2009 г. № 140 длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществ­ления погрузо-разгрузочных операций и/или оказания судну услуг по его об­служиванию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна. Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта. Во время длительной стоянки суда обеспечиваются связью с капитаном морского пор­та.

В судебном заседании установлено, что ИП Щекинов О.В. имеет на праве собственности рыболовное судно М-0487 «Л.».

Дата обезличена капитаном морского порта Мурманск в адрес судовладельца ИП Щекинова О.В. было направлено требование относительно обеспечения безопасности судна М-0487 «Л.», в котором указано, что по состоянию на Дата обезличена на судне М-487 «Л.», стоящем у открылка перемычки рыбного порта, отсутствует экипаж, судно не обеспечено электроэнергией, мероприятия по обеспечению безопасной стоянки судна и защите окружающей среды не производятся, судно не очищено от нефтесодержащих и загрязняющих веществ и не подготовлено к длительному отстою. В данном требовании указывалось, что невыполнение мероприятий по обеспечению безопасности судна угрожает людям и окружающей среде, в связи с чем, капитан морского порта Мурманск требует от судовладельца принять незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасной стоянки судна. Копия данного требования была направлена Мурманскому транспортному прокурору.

Проведенной Мурманским транспортным прокурором проверкой исполнения законодательства установлено, что на судне М-0487 «Л.», принадлежащем ИП Щекинову О.В., в нарушение указанных норм законодательства отсутствует вахтенная служба, безопасность стоянки ответчиком не обеспечена, судно не контро­лируется судовладельцем, мероприятия по обеспечению безопасности и за­щите окружающей среды не выполняются, на судно имеется свободный дос­туп, электроэнергией судно не обеспечено, живучесть судна и противопо­жарная безопасность не осуществляется.

Согласно представленному акту, от Дата обезличена, на судне М-0487 «Л.» отсутствует экипаж, судно обесточено, требование капитана порта от Дата обезличена до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Исходя из установленных обстоятельств, суд находит исковые требования Мурманского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт нарушений в деятельности ответчика законодательства, регулирующего вопросы безопасности стоянки судов в морских портах РФ, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Указанные нарушения со стороны судовладельца судна М-0487 «Л.» влекут возможность отрыва судна от причала и выхода на акваторию порта, что представляет угрозу безопасности мореплавания в Кольском зали­ве, жизни и здоровью людей, загрязнения окружающей среды, а также воз­можностью затопления судна на акватории порта, что приведет к нарушению прав граждан на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению данных нарушений в срок до Дата обезличена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мурманского транспортного прокурора удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Щекинова О.В. обязанность в срок до Дата обезличена обеспечить на судне М-0487 «Л.» вахтенную и пожарную службу и контроль за сто­янкой судна; исключить загрязнение и захламление водной поверхности; обеспечить судно электроэнергией; оборудовать трапы, поданные с судна на причал, поручнями или леерами; вывесить в районе трапа спасательный круг с линем, длиной не менее 30 мет­ров; натянуть под трапом предохранительную сетку; обеспечить вахтенного у трапа номерами телефонов капитана морско­го порта, оператора морского терминала, пожарной и медицинской служб морского порта и других должностных лиц и организаций, взаимодействую­щих с судном в нештатных ситуациях и в случаях противоправных действий по отношению к судну и его экипажу; получить разрешение капитана морского порта на длительную стоян­ку судна в морском порту; разработать планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки; обеспечить судно связью с капитаном морского порта.

Ответчик вправе подать в Кольский районный суд Мурманской области заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.

Председательствующий –

Пелепец Е.Л.