Мотивированное решение изготовлено Дело № 2-1930/2010 <дата>
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<дата> город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,
при секретаре Березиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мурманского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Мурманск» об устранении нарушений Воздушного законодательства и Правил предполетного и послеполетного досмотра,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Мурманск» об устранении нарушений Воздушного законодательства и Правил предполетного и послеполетного досмотра. В обоснование заявленных требований указал, что транспортной прокуратурой с участием специалистов органа авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западном федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена проверка соблюдения требований Воздушного законодательства и Правил предполетного и послеполетного досмотра в ОАО «Аэропорт Мурманск». По результатам данной проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения требований указанного законодательства, в частности в ОАО «Аэропорт Мурманск» предполетный досмотр в пунктах досмотра на внутренних воздушных линиях и бизнес-зале аэропорта проводится до регистрации пассажиров, что не соответствует Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104. Кроме того, в бизнес зале аэропорта пункт досмотра не огорожен с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра, что противоречит Требованиям авиационной безопасности к аэропортам, утвержденным приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 г. № 142.
Прокурор просит суд обязать ОАО «Аэропорт Мурманск» в срок до <дата> обеспечить производство предполетного досмотра пассажиров в пунктах досмотра на внутренних воздушных линиях и бизнес зале аэропорта в соответствии с п.13 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104, после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля; а также оградить пункт досмотра пассажиров в бизнес зале аэропорта в соответствии с требованиями п. 40 Федеральный авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142, с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса
производства досмотра.
В судебном заседании помощник Мурманского транспортного прокурора Дюжев А.Ю. заявленные исковые требования к ОАО «Аэропорт Мурманск» поддержал в полном объеме, при этом не возражал против определения времени для устранения указанных в иске нарушений в сроки, предложенные ответчиком.
Представитель ОАО «Аэропорт Мурманск» Хокканен Р.А. в судебном заседании и письменном отзыве не оспаривал фактических обстоятельств указанных в иске, просил предоставить срок для устранения имеющихся нарушений в части проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров до <дата>, в части ограждения пункта досмотра в бизнес зале аэропорта – до <дата>.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность -состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Согласно ч.3 ст.83 Воздушного кодекса РФ под незаконным вмешательством в деятельность в области авиации понимается противоправные действия (бездействия), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается, в том числе, посредством предполетного досмотра. В силу ч.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В судебном заседании установлено, что Мурманской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западном федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в <дата> проведена проверка соблюдения требований законодательства об авиационной безопасности и безопасности полетов в деятельности ОАО «Аэропорт Мурманск». В ходе указанной проверки выявлены нарушения установленных норм и правил, регулирующих производство предполетного и послеполетного досмотров. Так, согласно п.13 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104, предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после осуществления пограничного, таможенного, иммиграционного и иного контроля. Однако, в нарушении указанных требований в ОАО «Аэропорт Мурманск» предполетный досмотр в пунктах досмотра на внутренних воздушных линиях и бизнес-зале аэропорта проводится до регистрации пассажиров. Кроме того, в соответствии с п.40 Федеральный авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142, пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр, при этом пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто. Между тем, пункт досмотра в бизнес зале аэропорта не огорожен в соответствии с указанными Требованиями с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра.
В связи с выявленными нарушениями в адрес руководства ОАО «Аэропорт Мурманск» <дата> было направлено предписание об их устранении, однако до настоящего времени данные нарушения ответчиком не устранены.
Установленные судом обстоятельства не оспариваются участниками процесса и подтверждаются материалами дела.
Таким образом, факт невыполнения ОАО «Аэропорт Мурманск» нормативно-правовых актов в области обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов достаточно подтверждается установленными судом обстоятельствами и не оспаривается участниками процесса.
С учетом указанного, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку неисполнение ответчиком обязательных требований правовых актов в сфере воздушного законодательства нарушает права граждан - пассажиров воздушного транспорта на обеспечение защиты их жизни и здоровья, а также создает угрозу для безопасной деятельности в области авиации. При таких обстоятельствах, а также учитывая доводы ответчика о предоставлении соответствующего времени для проведения реконструкции здания аэровокзала с целью устранения имеющихся нарушений, суд находит необходимым возложить на ответчика обязанность по приведению в соответствие с требованиями воздушного законодательства работы пункта досмотра в бизнес зале аэропорта в срок до <дата>, а по организации производства предполетного досмотра пассажиров – в срок до <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мурманского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Аэропорт Мурманск» в срок до <дата> оградить пункт досмотра пассажиров в бизнес зале аэропорта в соответствии с требованиями п. 40 Федеральный авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142, с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса
производства досмотра.
Обязать ОАО «Аэропорт Мурманск» в срок до <дата> обеспечить производство предполетного досмотра пассажиров в пунктах досмотра на внутренних воздушных линиях и бизнес зале аэропорта в соответствии с п.13 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104, после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля.
Решение в 10-дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в Мурманском областном суде через Кольский районный суд Мурманской области.
Председательствующий - Пелепец Е.Л.
.
.