Мотивированное решение составлено Дело № 2-1092/2010 Дата обезличена
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДата обезличена город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой И.А.,
при секретаре Локтевой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.
В обоснование требований указал, что природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО, в ходе которой выявлены следующие нарушения: проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан; инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена; по периметру площадок для временного накопления отходов 3 и 4 класса опасности № 7 и № 14 не обозначены границы, не оборудована обваловка и обособленная сеть ливнестоков, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, условия сбора и накопления не определены классом опасности отходов, способом упаковки.
Таким образом, ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Истец просит суд обязать ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО в срок до Дата обезличена:
- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- по периметру площадок для временного накопления отходов 3 и 4 класса опасности № 7 и № 14 обозначить границы, оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков, поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров, условия сбора и накопления отходов определить классом опасности отходов, способом упаковки.
В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Титаренко П.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений до Дата обезличена.
Представитель ответчика ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО Файзулина Е.С. в судебном заседании по существу заявленные требования не оспаривала. Пояснила суду, что для устранения нарушений требований природоохранного законодательства необходимо время и большие финансовые затраты. ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО по своему правовому статусу является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из федерального бюджета. В Дата обезличена и Дата обезличена целевое бюджетное финансирование на разработку проекта ПДВ не осуществлялось, финансовые средства на мероприятия по охране окружающей среды не выделялись, поэтому выполнение требований природоохранного законодательства в настоящее время не представляется возможным. Указанные мероприятия, возможно осуществить только после поступления финансовых средств из соответствующего бюджета. В настоящее время учреждение находится в тяжелом финансовом положении, в связи с недостаточным финансированием, ликвидацией унитарного предприятия, а также наличием задолженности по обязательствам ликвидируемого предприятия перед кредиторами. В случае удовлетворения требований истца, просит суд установить срок для устранения нарушений требований природоохранного законодательства до Дата обезличена. Также в связи с тяжелым материальным положением учреждения просит снизить размер госпошлины.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представил суду отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Невыполнение и нарушение требований природоохранного законодательства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. ФЗ № 374 -ФЗ от 27.12.2009 года) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ (ст. 16 Закона).
В соответствии с п.4 ст. 23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п.2 ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. ФЗ № 374-ФЗ от 27.12.2009 года) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух-норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п.п.1,3 ст.14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 22, п.1 ст. 30 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с п.3.6, 3.7 «Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» условия сбора и накопления отходов определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В судебном заседании установлено, что ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО имеет три источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: две угольные котельные и гараж для автотранспорта. Согласно сведениям по форме 2-ТП суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за Дата обезличена составил 47,568 тонн. При этом из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО, утвержденного Дата обезличена следует, что на территории ИК-Номер обезличен действует 1 котельная. Срок действия Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО истек Дата обезличена.
Кроме того, в пользовании ФБУ ИК -Номер обезличен на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен, имеются хозяйственные постройки, рядом с которыми на площадке № 7 и № 14 размещаются временные накопления отходов, а именно: лом черных металлов, строительный мусор и навоз от звероводческих хозяйств. Вместе с тем указанные площадки не имеют обозначенных границ, по периметру площадок не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не укрыта брезентом, не оборудована навесом и т.д.).
По факту нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, государственным инспектором РФ по охране природы по Мурманской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области К. Дата обезличена составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области от Дата обезличена ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Предписанием Росприроднадзора по Мурманской области Номер обезличен от Дата обезличена об устранении нарушений природоохранного законодательства ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО предписано в срок до Дата обезличена произвести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников в атмосферный воздух; разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; по периметру площадок для временного накопления отходов 3 и 4 класса опасности № 7 и № 14 обозначить границы, оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков; поверхность хранящиеся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом, оборудовать навесом и т.д.).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что ответчиком ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО нарушены обязательные для исполнения требования нормативных правовых актов об охране окружающей среды. Следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению данных нарушений по существу являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Факты наличия таких нарушений и необходимость их устранения представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. Доводы представителя ответчика об отсутствии целевого бюджетного финансирования, необходимого для исполнения возложенных обязанностей, не имеют правового значения и не могут служить основаниям для отказа в удовлетворения заявленных требований.
Несоблюдение ответчиком приведенных выше положений природоохранного законодательства негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению. С учетом мнения сторон, суд считает возможным установить срок устранения нарушений до Дата обезличена, поскольку выполнение соответствующих работ влечет большие финансовые и временные затраты.
В силу ст. 333.20 НК РФ суд находит возможным снизить размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика, который относится к бюджетному учреждению и финансируется за счет федеральных бюджетных средств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО в срок до Дата обезличена:
- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- по периметру площадок для временного накопления отходов 3 и 4 класса опасности № 7 и № 14 обозначить границы, оборудовать обваловку и обособленную сеть ливнестоков, поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров, условия сбора и накопления отходов определить классом опасности отходов, способом упаковки.
Взыскать с ФБУ ИК-Номер обезличен УФСИН РФ по МО государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
.
.
Судья Фёдорова И.А.
.
.