О признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал



Дело № 2-1402/2010 Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Байкова С.А.,

при секретаре Чакилевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко В.И. к ГУ - УПФ РФ в Кольском районе МО о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Ткаченко В.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кольском районе МО о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат. В обоснование требований указала, что Дата обезличена она родила ребенка - Т., который умер на первой недели жизни Дата обезличена. Отделом ЗАГС администрации Адрес обезличен Дата обезличена ей была выдана справка о рождении ребенка, а Дата обезличена - справка о его смерти. Дата обезличена у нее родилась дочь – К. В Дата обезличена она обратилась в ГУ УПФ РФ в Кольском районе МО с заявлением о получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в выдаче которого ей было отказано. В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в Кольском районе МО в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности на ответчика выдать государственный сертификат.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в Кольском районе МО Никулина Т.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований и поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснив суду, что правовым основанием к предоставлению мер государственной поддержки семей является наличие в семье не менее двух (живых) детей. Законодатель связывает представление мер поддержки не с фактом рождения детей, а именно с наличием в семье одного и более детей на момент рождения ребенка. Кроме того, в Регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, указываются реквизиты свидетельства о рождении детей. Однако истицей при обращении представлена справка о рождении, которая в соответствии со ст. 20 ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ, подтверждает только факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой недели жизни и не может служить основанием для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно преамбуле Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" целью настоящего Закона является установление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки на семьи, имеющих детей, содержаться в ряде иных статей данного Закона, в том числе в п. 1 ст. 1, подп. 1 ст. 2 Закона.

В соответствии с ч.1 ст. 3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, имеющих гражданство Российской Федерации, независимо от места их жительства.

Согласно ч.1 ст. 5 Закона лица, указанные, в частности в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский капитал путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Правила о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждены Постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006 года.

Таким образом, как следует из названия Закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные меры государственной поддержки в виде выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предоставляются семьям, имеющим детей.

В судебном заседании установлено, что первый ребенок – Т. родился у истицы Дата обезличена, о чем в материалах дела имеется справка о рождении Номер обезличен от Дата обезличена. Свидетельство о рождении не выдавалось. Умер Т. на первой недели жизни Дата обезличена, о чем выдано свидетельство о смерти Номер обезличен. Второй ребенок К. родилась Дата обезличена, что подтверждается свидетельством о рождении серии Номер обезличен, выданным Дата обезличена.

В Дата обезличена истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением (уведомлением) ГУ - УПФ РФ в Кольском районе МО от Дата обезличена Номер обезличен истице было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку истицей не были представлены документы, подтверждающие наличие в семье двух детей.

Суд, считает, что оспариваемое решение ГУ - УПФ РФ в Кольском районе МО является законным и обоснованным, поскольку у истицы отсутствовало право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права для получения государственного сертификата на материнский капитал необходимо наличие в семье не менее двух (живых) детей и недостаточно одного факта рождения второго ребенка, при отсутствии (смерти) первого ребенка. Установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что на момент подачи истицей заявления о выдаче государственного сертификата, семья имела одного ребенка, и оснований для отнесения её к семье, которой Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, предоставляется государственная поддержка, не имелось.

Более того, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истицей при подаче заявление о выдаче сертификата не был представлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка, а именно свидетельство о рождении.

Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006 года, для принятия решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо предоставить, в том числе, документы, подтверждающие рождение детей.

В силу ст. 4 указанного Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

На основании п.8 ч.2 ст. 4 Закона в регистр должна вноситься информация (сведения) о детях (фамилия, имя и отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

В соответствии с п.14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр.

Представленная истицей справка о рождении Т. не предусмотрена указанными выше нормативно-правовыми актами как основание для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и внесения необходимых сведений в федеральный регистр. Свидетельство о рождении Т., истицей представлено не было. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в реестре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п. 1 ч.6 ст. 5 Закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки. Из материалов дела следует, что истица на момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата имела одного ребенка К., Дата обезличена рождения. Свидетельство о рождении второго ребенка представлено не было, тем самым истица не подтвердила своего права на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

При таких обстоятельствах, суд считает, что пенсионным органом обосновано было отказано Ткаченко В.И. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" № 256-ФЗ от 29.12.2006 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ткаченко В.И. к ГУ - УПФ РФ в Кольском районе МО о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -