О возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с момента её назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, возмещении ущерба, причиненного действиями ответчика



Дело №2-47/2011 Мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Марущака С.А.,

при секретаре Борисовой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарец В.Ф. к ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с момента её назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, возмещении ущерба, причиненного действиями ответчика в связи с необоснованным неназначением пенсии по имеющемуся стажу на соответствующих видах работ в сумме <данные изъяты>, взыскании расходов по оплате услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л :

Макарец В.Ф. обратился в Кольский районный суд с исковым заявлением к ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с момента назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, составляющего <данные изъяты>, возврате денежных средств в сумме <данные изъяты>, уплаченных в <дата> и не принятых к зачету по увеличению продолжительности общего трудового стажа. В обоснование исковых требований указал на то, что <дата> ему была назначена трудовая пенсия по старости на основании п.9 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вместо более выгодного варианта оценки пенсионных прав с применением стажа на соответствующих видах работ (на должностях плавсостава флота рыбной промышленности), оценка его пенсионных прав ответчиком была осуществлена по календарной продолжительности общего трудового стажа, составившего <данные изъяты>. В результате действий ответчика при назначении пенсии был занижен его стажевой коэффициент с 0,58 до 0,55. Кроме того, <дата> и <дата> Макарец В.Ф. были перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ платежными поручениями № и № на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. Однако до настоящего времени указанные денежные средства ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" не были учтены в общем трудовом стаже истца, в том числе в календарном периоде, пропорциональном сумме начисленных страховых взносов за <дата> в сумме <данные изъяты>. Макарец В.Ф. просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера его трудовой пенсии с момента назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, составляющего <данные изъяты> и вернуть денежные средства в сумме <данные изъяты>, уплаченные им в <данные изъяты> и не принятые ответчиком к зачету по увеличению продолжительности общего трудового стажа.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Макарец В.Ф. уточнил исковые требования, просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера его трудовой пенсии с момента назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, составляющего <данные изъяты>; возложить на ответчика обязанность возместить причиненный ему ущерб в связи с неназначением <дата> размера пенсии с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> исходя из фактической доплаты разницы между полученной и причитающейся пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты>; возложить на ответчика обязанность вернуть денежные средства в сумме <данные изъяты>, уплаченные Макарец В.Ф. в <дата> и не принятые ответчиком к зачету по увеличению продолжительности его общего трудового стажа, а также возместить расходы на оплату юридических услуг.

В судебном заседании Макарец В.Ф. изменил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности вернуть денежные средства в сумме <данные изъяты>, уплаченные истцом в <дата> и не принятые ответчиком к зачету по увеличению продолжительности его общего трудового стажа. Просил суд обязать ответчика включить в его общий трудовой стаж период предпринимательской деятельности в <дата> продолжительностью <данные изъяты>, исходя из пропорциональности уплаченных страховых взносов в сумме <данные изъяты>, сумме начисленных страховых взносов за <дата> в размере <данные изъяты>, отказавшись в дальнейшем от этого требования. Уточнил исковое требование о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг, просил суд взыскать с ответчика указанные расходы в сумме <данные изъяты>. Оставшиеся исковые требования поддержал по указанным выше доводам искового заявления.

Определением Кольского районного суда от <дата> гражданское дело по исковому заявлению Макарец В.Ф. к ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" в части возложения на ответчика обязанности включить в общий трудовой стаж истца период предпринимательской деятельности в <дата> продолжительностью 3 месяца 6 дней, исходя из пропорциональности уплаченных страховых взносов в сумме <данные изъяты> сумме начисленных страховых взносов за <дата> в размере <данные изъяты>, прекращено в связи с отказом истца от иска.

Представитель истца Максимов И.С. в судебном заседании поддержал исковые требования истца в оставшейся части, подтвердив получение от Макарец В.Ф. денежных средств в сумме <данные изъяты> за оказание услуг по составлению искового заявления и представления интересов истца в суде.

Представители ответчика ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" Толкачева Л.А. и Никулина Т.В. в судебном заседании полагали исковые требования Макарец В.Ф. о возложении обязанности произведения перерасчета трудовой пенсии истца с момента её назначения с применением стажа на соответствующих видах работ, взыскании причиненного ущерба в связи с неназначением <дата> размера пенсии с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> не основанными на законе. Указали, что перерасчет трудовой пенсии производится на основании соответствующего заявления пенсионера в порядке ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". При этом закон применительно к спору по иску Макарец В.Ф. не допускает перерасчета трудовой пенсии с момента её назначения. До <дата> истец с заявлением о перерасчете трудовой пенсии с применением вместо общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ не обращался. <дата> соответствующее заявление от истца было получено и ему был сделан указанный перерасчет с <дата> по <дата>. Кроме того пояснили, что конвертация пенсионных прав истца в расчетный пенсионный капитал могла быть осуществлена не с момента назначения ему трудовой пенсии по старости, а только по достижению им возраста 55 лет, поскольку положения п.5 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действующей до <дата>, в том числе на момент назначения истцу трудовой пенсии, не относила к застрахованным лицам, которым по их выбору осуществлялась конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал исходя из стажа на соответствующих видах работ, пенсионеров, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применялись положения ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учетом этого, в силу п.5 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующей на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости, Макарец В.Ф. не имел права на выбор способа конвертации пенсионных прав.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, считает исковые требования Макарец В.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.17,20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Согласно п.5 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 31.12.2002г., действовавшего на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Согласно п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 24.07.2009г. конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 этого Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В силу п.п.1 п.1, п.2 ст.30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации, подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до <дата>, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 этого Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 1 пункта 1 этой статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном этим Федеральным законом, с применением порядка и сроков, которые установлены статьей 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Частями 1 и 2 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом. Кроме того установлено, что в случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями 30 - 30.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится с <дата> при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по <дата> включительно.

В судебном заседании установлено, что истцу Макарец В.Ф. <дата> была назначена досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как работнику плавсостава флота рыбной промышленности. Возраст, установленный для назначения пенсии Макарец В.Ф. в связи с особыми условиями труда, был уменьшен на пять лет на основании ст.29 Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Оценка пенсионных прав истца при назначении пенсии ответчиком была осуществлена по календарной продолжительности общего трудового стажа Макарец В.Ф., составившего <данные изъяты>. <дата> на основании заявления истца, представленных справок № от <дата> и № от <дата>, выданных ЗАО "У.", с учетом положений п.3 и п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.37 Федерального закона от 24.07.2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» ответчиком был произведен перерасчет размера трудовой пенсии истца с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) начиная с <дата> по <дата>. До <дата> истец с заявлениями о преобразовании его пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) не обращался. Возраста 55 лет истец достиг <дата>.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, материалами пенсионного дела Макарец В.Ф. и пояснениями в судебном заседании истца и представителей ответчика.

Таким образом, поскольку перерасчет трудовой пенсии истца был произведен на основании его заявления от <дата> в соответствии с п.п.1 п.1 ст.30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», статья 20 указанного закона не предусматривает проведения перерасчета размера трудовой пенсии с момента назначения, за исключением случая представления дополнительных документов, в частности подтверждающих стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до <дата>, который не был учтен при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в случае представления которых в силу п.2 ст.37 Федерального закона от <дата> №213-ФЗ перерасчет пенсии производится исключительно и только с <дата> по <дата>, а также учитывая, что до <дата> Макарец В.Ф. с заявлениями в порядке п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» о перерасчете трудовой пенсии с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) не обращался, установления в судебном заседании факта проведения указанного перерасчета с <дата>, требования истца о возложении на ответчика обязанности проведения перерасчета размера пенсии начиная с <дата> с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), а также возложении на ответчика обязанности возместить причиненный ущерб в связи с неназначением <дата> размера пенсии с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> исходя из фактической доплаты разницы между полученной и причитающейся пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты>, исчисленной ответчиком в связи с перерасчетом пенсии, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку до <дата> не действовала норма Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.9 ст.30), позволяющая лицам, которым трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (пункт 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), была назначена с учетом уменьшения возраста, установленного для досрочного назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера (ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») производить конвертацию пенсионных прав по своему выбору вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), факта достижения истцом возраста 55 лет <дата>, указанные выше исковые требования истца о проведении перерасчета размера трудовой пенсии с <дата> с применением стажа на соответствующих видах работ, также не подлежат удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении основного требования истца о возложении на ответчика обязанности проведения перерасчета размера пенсии начиная с <дата> с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), а также возложении на ответчика обязанности возместить причиненный Макарец В.Ф. ущерб в связи с неназначением <дата> размера пенсии с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> исходя из фактической доплаты разницы между полученной и причитающейся пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты>, исчисленной ответчиком, судом отказано, требование Макарец В.Ф. о возложении на ответчика обязанности возместить расходы по оплате юридических услуг и расходов по оплате услуг представителя, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении искового заявления Макарец В.Ф. к ГУ "УПФ РФ в Кольском районе МО" о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с момента её назначения с применением фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии, возмещении ущерба, причиненного действиями ответчика в связи с необоснованным неназначением пенсии по имеющемуся стажу на соответствующих видах работ в сумме <данные изъяты>, взыскании расходов по оплате услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательном виде.

Председательствующий – подпись

Копия верна

Судья Марущак С.А.