мотивированное решение составлено дело № 2-259/2011 <дата> <дата> город Кола Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Локтевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ГОУ "К." об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, У С Т А Н О В И Л: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОУ "К." об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. В обоснование требований указал, что природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ГОУ "К.". В ходе данной проверки выявлено, что в процессе деятельности ГОУ "К." образуются 22 вида отходов I - IV класса опасности в том числе: ртутные лампы, люминесцентные трубки отработанные, отходы от переработки дерева (древесная пыль, стружка, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный и др.). При этом инвентаризация отходов производства и потребления не произведена, учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов не ведется, проект образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, паспорта на опасные отходы не разработаны и не утверждены в установленном порядке. Кроме того, ГОУ "К." имеет 7 стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: пылеулавливатель, сушильная камера для пиломатериалов, гараж, открытые площадки. Однако проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. Таким образом, ГОУ "К." осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Истец просит суд обязать ГОУ "К." в срок до <дата>: - провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; - разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; - произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; - разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение; - разработать и утвердить паспорта на опасные отходы. В судебном заседании представитель истца - старший помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Копосова А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - ГОУ "К." в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме исковые требования прокурора признает в полном объеме. Представитель третьего лица - комитета промышленного развития экологии и природопользования Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил. Представил суду заявление, в котором исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. На основании ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. ФЗ № 374 -ФЗ от 27.12.2009 года) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ (ст. 16 Закона). В соответствии с п.4 ст. 23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу п.2 ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. ФЗ № 374-ФЗ от 27.12.2009 года) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух-норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии с п.п.1,3 ст.14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22, п.1 ст. 30 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). В силу ч.1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 14 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУ "К." образуются 22 вида отходов производства и потребления, в том числе: ртутные лампы, люминесцентные трубки, отработанные автомобильные масла, отходы горбыля, рейки, пыль древесная, мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный и др. При этом инвентаризация выбросов вредных отходов в атмосферный воздух в учреждении не проведена, проект образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, учет переданных и принятых от других лиц отходов не ведется. Кроме того, ГОУ "К." имеет 7 стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: пылеулавливатель, сушильная камера для пиломатериалов, гараж, открытые площадки. При этом проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела. Таким образом, установленные по делу обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что ответчиком ГОУ "К." нарушены обязательные для исполнения требования нормативных правовых актов об охране окружающей среды. Следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению данных нарушений по существу являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Факты наличия таких нарушений и необходимость их устранения представителем ответчика не оспаривались. Несоблюдение ответчиком приведенных выше положений природоохранного законодательства негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, характер и объём работ, которые осуществляются на платной договорной основе, а ответчик является государственным областным учреждением, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды до <дата>. Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ. Однако, учитывая, финансовое положение ответчика, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до <данные изъяты>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать ГОУ "К." в срок до <дата>: - провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; - разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; - произвести инвентаризацию отходов производства и потребления; - разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение; - разработать и утвердить паспорта на опасные отходы. Взыскать с ГОУ "К." государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий – подпись - . Судья Фёдорова И.А. . .