Дело № 2-412/2011 мотивированное решение изготовлено <дата> Р Е Ш Е Н И Е <дата> город Кола Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Байкова С.А., при секретаре Кузнецовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Мурманской области о возложении обязанности обратить в собственность Мурманской области сибиреязвенные скотомогильники, организовать проведение работ по приведению скотомогильника в надлежащее состояние, У С Т А Н О В И Л: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к Правительству Мурманской области в лице Министерства имущественных отношений Мурманской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по обращении. Главы администрации Кольского района Мурманской области по вопросу определения балансовой принадлежности и обеспечению надлежащего содержания сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Кольского района Мурманской области. Проверкой установлено, что в Кольском районе на расстоянии <данные изъяты>, находятся два сибиреязвенных скотомогильника, которые в <дата> и в <дата> поставлены на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, под условными номерами, соответственно, № и №, на основании заявления администрации Кольского района и во исполнение вступившего в законную силу решения Кольского районного суда от <дата>. Согласно ветеринарно-санитарным карточкам от <дата>, паспортов регистрации неблагополучных по сибирской язве пунктов, в указанных скотомогильниках в <дата> произведено захоронение животных, павших от сибирской язвы, их навоза, а также подстилок. С момента постановки на учет сибиреязвенных скотомогильников в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества прошло более одного года, в связи с чем имеются основания для обращения в суд с требованием о признании права собственности на указанные объекты недвижимого имущества. В силу п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством Российской Федерации. На основании п/п. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов по организации проведения на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с п/п. «ц» п. 2 ст. 26.11 названного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления указанных полномочий может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). В силу п. 7.1. Санитарных правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года № 56, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Со ссылкой на перечисленные правовые нормы, прокурор направлял в адрес заместителя Губернатора Мурманской области предложение рассмотреть вопрос о признании права собственности на сибиреязвенные скотомогильники за Мурманской областью, однако в ответе от <дата> указано на отсутствие для этого правовых оснований. Далее прокурор указывает, что обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений, их содержание в состоянии, отвечающем санитарно-ветеринарным требованиям, не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника сибиреязвенных скотомогильников и неопределенности их балансовой принадлежности, что не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Сибирская язва представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности. В силу Санитарных правил СП 3.1.7.2629-10 почвенными очагами данной инфекционной болезни считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов павших от сибирской язвы животных, не имеющие срока давности ввиду особенностей возбудителя инфекционного заболевания. Нахождение скотомогильников в статусе бесхозяйного недвижимого имущества нарушает гарантированные Конституцией РФ права жителей Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, на наличие защищенности от распространения опасных инфекционных заболеваний. По изложенным основаниям прокурор просил признать за Мурманской областью право собственности на указанные скотомогильники; обязать Правительство Мурманской области в лице Министерства имущественных отношений Мурманской области зарегистрировать право собственности Мурманской области на скотомогильники в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в срок до <дата>. В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора определением суда произведена замена ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области на Правительство Мурманской области. Также в процессе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял заявленные исковые требования, в том числе и в части уточнения фактического места расположения скотомогильника в районе <адрес> и необходимости устранения выявленных недостатков в содержании данного скотомогильника, и окончательно сформулировал исковые требования в следующем виде: 1. Обязать Правительство Мурманской области в срок до <дата> обратить в собственность Мурманской области - сибиреязвенный скотомогильник, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>; - сибиреязвенный скотомогильник, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>. 2. Обязать Правительство Мурманской области в срок до <дата>, в целях приведения сибиреязвенного скотомогильника, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>, в надлежащее состояние, организовать проведение работ по восстановлению целостности ограждения по периметру скотомогильника, восстановлению глубины и ширины канавы по периметру скотомогильника, покраске предупреждающих табличек. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шомполова А.В. (в предыдущих судебных заседаниях – помощник прокурора Т.) поддержали уточненные требования по изложенным в иске доводам и основаниям. Дополнительно пояснили, что возможность нахождения скотомогильников в муниципальной собственности Кольского района законодательством не предусмотрена, что подтверждается, в том числе, правоприменительной практикой Верховного Суда РФ. Федеральной собственностью скотомогильники также не являются. Необходимость обращения скотомогильников в собственность Мурманской области связана с тем, что иначе скотомогильники не могут быть поставлены на баланс, у ответчика не будет оснований для выделения необходимых средств на их содержание и поддержание в надлежащем состоянии в целях недопущения распространения инфекции. <дата> Комитетом по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области проведена проверка ветеринарно-санитарного состояния сибиреязвенных захоронений. Установлено наличие определенных недостатков в содержании скотомогильника, расположенного в <адрес>: в отдельных местах нарушена целостность ограждения, края ограждающей канавы заросли травой, предупреждающие таблички-аншлаги частично покрыты ржавчиной, в связи с чем в летний период <дата> требуется проведение соответствующих работ. Представитель ответчика Правительства Мурманской области Новикова А.В. в судебном заседании и в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласилась. Полагает, что прокурор, обращаясь в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, не указал, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, не сослался на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Названные прокурором положения законодательных актов не содержат норм, наделяющих прокурора правом по обращению в суд с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц. В силу п/п. 7 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Подпунктом 5 пункта 3 ст. 50 названного Федерального закона определено, что в собственности муниципальных районов может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Исходя из изложенного и учитывая местоположение сибиреязвенных скотомогильников на территории муниципального образования Кольский район, полагает, что устройство, санитарное состояние и оборудование названных скотомогильников является обязанностью органов местного самоуправления. Данный вывод подтверждается Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 № 13-7-2/469, в соответствии с п. 6.10 которых ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию. Кроме того, ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что по истечении года со дня постановки на учет недвижимой вещи в качестве бесхозяйной, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В связи с этим просит в иске отказать. Представитель третьего лица администрации МО Кольский район Воронина Е.Д. в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержала, пояснив дополнительно, что возложенные на администрацию района решением Кольского районного суда от <дата> обязанности по постановке скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного имущества и по проведению соответствующих работ по их устройству и оборудованию администрация полностью выполнила. Считает, что в дальнейшем скотомогильники должны находится в собственности Мурманской области, так как их содержание относится к расходными обязательствам субъекта федерации. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, письменно сообщил в суд о том, что поддерживает заявленные прокурором требования по основаниям, изложенным в иске, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Мурманской области Тихонова И.В., Комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области Шульженко А.Н., Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Сенник Е.В. в судебном заседании и в письменных отзывах полагали исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы представителя ответчика. Считают, что обязанности по содержанию скотомогильников должны возлагаться на администрацию МО Кольский район, которая может принять эти объекты в свою собственность. Кроме того, данные скотомогильники могут находиться в федеральной собственности. Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. В предыдущем судебном заседании, а также в письменном отзыве представитель данного третьего лиц С. также просила в удовлетворении требований прокурора отказать. Указала, что вопрос о ветеринарно-санитарном состоянии сибиреязвенных захоронений на территории области рассматривался Координационным советом по промышленной и экологической безопасности Мурманской области, который своим решением рекомендовал Главе муниципального образования <адрес> обратиться в суд с требованием о признании права собственности на сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на подведомственной территории. Кроме того, ранее скотомогильники находились в пользовании государственного предприятия "Н.", т.е. в федеральной собственности, откуда могли быть переданы в собственность субъекта федерации в определенных случаях, при наличии соответствующего обращения органов государственной власти субъекта к федеральному органу исполнительной власти и принятия тем соответствующего решения. Таких обстоятельств прокурором не приведено и в материалах дела не содержится. Также полагала неконкретным требование прокурора об обращении скотомогильников в собственность Мурманской области. Представитель третьего лица Комитета по лесному хозяйству Мурманской области Трошкин П.В. в судебном заседании оставил разрешение заявленного иска на усмотрение суда. Пояснил, что один из скотомогильников, с условным номером №, расположенный в районе <адрес>, находится на землях лесного фонда, относящихся к федеральной собственности. При необходимости данный земельный участок может быть переведен в иную категорию в соответствии с предусмотренной законодательством процедурой. Представитель третьего лица ТУ Росимущества по Мурманской области Минкина В.Ю. в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования прокурора полностью поддержала по изложенным в иске основаниям, приведя аналогичную правовую аргументацию. Полагала, что скотомогильники, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, относятся к имуществу, необходимому для реализации субъектом РФ своих полномочий в рамках разграничения полномочий, установленному ст. 72 Конституции РФ, а содержание скотомогильников и приведение в состояние, отвечающее требованиям ветеринарно-санитарных правил, относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что на территории Кольского района Мурманской области находятся два сибиреязвенных скотомогильника: 1)расположенный на расстоянии <адрес>; 2) расположенный на расстоянии <адрес>. Согласно ветеринарно-санитарным карточкам от <дата>, паспортов регистрации неблагополучных по сибирской язве пунктов, в указанных скотомогильниках в <дата> произведено захоронение животных, павших от сибирской язвы, их навоза, а также подстилок. Вступившим в законную силу решением Кольского районного суда Мурманской области от <дата> на администрацию МО Кольский район возложены обязанности поставить бесхозяйные скотомогильники на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, обеспечить проведение работ по обустройству и оборудованию скотомогильников. Данное решение суда исполнено, исполнительные производства прекращены <дата>. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, скотомогильники поставлены на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, соответственно, <дата> и <дата>, под условными номерами № и №. При этом расположение скотомогильника в районе <адрес>. Актом ветеринарно-санитарного обследования от <дата> установлено надлежащее содержание указанных сибиреязвенных захоронений: скотомогильники обнесены по периметру деревянным забором с колючей проволокой, по периметру вырыта траншея, установлены предупреждающие таблички, площадки под захоронениями забетонированы. Из акта ветеринарно-санитарного обследования от <дата>, проведенного Комитетом по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области, усматривается наличие определенных недостатков в содержании скотомогильника, расположенного в <адрес>, края ограждающей канавы заросли травой, предупреждающие таблички-аншлаги частично покрыты ржавчиной, в связи с чем в летний период <дата> требуется проведение соответствующих работ. Вышеприведенные обстоятельства, установленные судом, по существу участниками процесса не оспариваются и подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела. Разрешая заявленные прокурором требования, суд не соглашается с доводами представителя ответчика и третьих лиц, не поддержавших требования прокурора, о возможности нахождения скотомогильников в муниципальной собственности и об обязанности органов местного самоуправления по содержанию данного имущества. При этом суд руководствуется следующим: В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления, в частности, относятся: правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в частности, относятся: правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Как предусмотрено подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В силу подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 названного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Системный анализ приведенных норм законодательства дает основания для вывода о том, что вопросы создания и содержания скотомогильника законом возлагаются на собственника указанного имущества, которым может являться субъект РФ. Вопреки утверждению ответчика, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Ссылка ответчика и поддержавших его доводы третьих лиц на п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, судом не принимается, поскольку ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что имеющиеся на территории Кольского района сибиреязвенные захоронения на балансе администрации муниципального района, органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> либо иных организаций не состоят. Действующее законодательство, в том числе ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных мест захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по содержанию скотомогильников муниципальному образованию не передавались. Доводы представителя ответчика и оспаривающих иск третьих лиц о принадлежности скотомогильников к федеральной собственности судом также не принимаются. В этой связи ссылку на Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» суд находит не состоятельной, поскольку указанный нормативный акт не регламентирует передачу таких объектов, как скотомогильники, в федеральную собственность. Доводы представителя ответчика о том, что норма подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о нахождении в собственности субъекта федерации скотомогильника не носит императивного (обязательного) характера основаны на ошибочном толковании законодательства, поскольку иное означало бы невозможность реализации субъектом РФ своих полномочий, отнесенных к расходным обязательствам субъекта РФ. Учитывая назначение таких объектов как сибиреязвенные скотомогильники, надлежащее содержание которых является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц, и принимая во внимания положения ст. 210 ГК РФ об обязанности собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, суд находит заявленное прокурором требование об обращении бесхозяйных скотомогильников в собственность Мурманской области обоснованным способом защиты нарушенных прав или угрозы их нарушения. Кроме того, поскольку факт наличия недостатков в содержании скотомогильника, расположенного в районе <адрес>, на момент рассмотрения дела нашел подтверждение в судебном заседании (Акт от <дата>), суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению данных нарушений. Определяя срок, в течение которого ответчиком должны быть обращены в собственность Мурманской области скотомогильники и устранены выявленные нарушении в содержании одного из них, суд соглашается с доводами прокурора о необходимости установить данный срок до <дата>, находя этот срок разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Возложить на Правительство Мурманской области обязанность в срок до <дата> обратить в собственность Мурманской области: - сибиреязвенный скотомогильник, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>; - сибиреязвенный скотомогильник, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>. Возложить на Правительство Мурманской области обязанность в срок до <дата> в целях приведения в надлежащее состояние сибиреязвенного скотомогильника, условный номер в ЕГРП №, местоположение: <адрес>, организовать проведение работ по восстановлению целостности ограждения по периметру скотомогильника, восстановлению глубины и ширины канавы по периметру скотомогильника, покраске предупреждающих табличек. Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд. Председательствующий - подпись С.А. Байков. . Судья: _______________________________ С.А. Байков. . .