Дело № 2-616/2011 мотивированное решение изготовлено <дата>. <дата> город Кола Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Байкова С.А., при секретаре Чакилевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к Администрации муниципального образования Кольский район о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков и возложении обязанности по предоставлению земельных участков в собственность, У С Т А Н О В И Л: Д. обратился в суд с тремя исками к администрации МО Кольский район о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков и возложении обязанности по предоставлению земельных участков в собственность. В обоснование исков указано, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: растворобетонный узел, здание конторы прорабской стройцеха, здание склад и здание сушилка пиломатериалов со складом готовой продукции, находящиеся в <адрес>. Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке. Объекты расположены на земельных участках, соответственно: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>. <дата> он обратился в администрацию МО Кольский район с заявлениями о предоставлении в собственность указанных земельных участков, на основании п.п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Однако решениями от <дата> в предоставлении земельных участков отказано. При этом ответчик указал, что испрашиваемые земельные участки имеют вид разрешенного использования «земли сельскохозяйственного назначения», в связи с чем для предоставления участков под существующие вышеназванные объекты недвижимости необходимо изменить вид разрешенного использования на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Перевод земель сельскохозяйственной категории в иную относится к компетенции Правительства Мурманской области, куда, по мнению ответчика, следует обратиться истцу. Также администрация МО Кольский район предложила обратиться в администрацию городского поселения Кильдинстрой с заявлением о проведении публичных слушаний, поскольку вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков разрешается с учетом результатов публичных слушаний. Полагая данный отказ необоснованным и ссылаясь на нормы законодательства, истец считает, что обязанность собственника объекта недвижимости, находящегося на сформированном под этим объектом земельном участке, осуществлять перевод земельного участка из одной категории в другую до предоставления участка в собственность, законом не предусмотрена, как и обязанность по обращению с заявлением о публичных слушаниях. Истец просит признать решения администрации МО Кольский район он <дата> об отказе в предоставлении земельных участков незаконным, возложив на ответчика обязанность предоставить земельные участки ему в собственность; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы. Определением суда гражданские дела по трем искам Д. в связи с их однородностью и участием одних и тех же сторон соединены в одно производство. В судебное заседание истец Д. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, доверил ведение дела своему представителю. Представитель истца Пустовидов Р.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что установленный на спорные земельные участки вид их разрешенного использования «земли сельскохозяйственного назначения» не препятствует их предоставлению в собственность Д., которому принадлежат на праве собственности расположенные на этих участках объекты недвижимости. Тем более, что истец намерен создать на базе этих объектов животноводческую ферму, для чего, следуя логике ответчика, ему придется в дальнейшем вновь менять вид разрешенного использования земли. В случае использования в дальнейшем указанных объектов недвижимости в промышленных целях истец может осуществить перевод земельных участков в иную категорию, однако после их предоставления в собственность. Полагает, что администрация МО Кольский район как полномочный орган по распоряжению земельными участками, настаивая на необходимости перевода земельных участков из земель сельхозназначения в иную категорию, вправе и должна самостоятельно обратиться с соответствующим ходатайством в Правительство Мурманской области, осуществить перевод и предоставить участки в собственность истцу. Представитель ответчика администрации МО Кольский район Воронина Е.Д. в судебном заседании и в письменном отзыве на иск заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. Указала, что ст.ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ установлен принцип деления земель по целевому назначению на категории, исходя из принадлежности к которым и разрешенного использования определяется правовой режим земель в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. В соответствии со ст. 77, 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта, предназначенные для сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Спорные земельные участки ранее входили в состав большого земельного участка, находившегося в пользовании "Ф.", занимавшегося сельскохозяйственным производством, поэтому земля отнесена к соответствующей категории. Истец приобрел отдельные объекты недвижимости, которые раньше также принадлежали данному предприятию. Сформированные под эти объекты земельные могут использоваться лишь для обслуживания данных объектов. Однако сами указанные объекты по своему функциональному предназначению (растворобетонный узел, здание конторы прорабской стройцеха, сушилка пиломатериалов со складом готовой продукции) предполагают их промышленное использование, не связанное с целями сельскохозяйственного производства. Администрация не оспаривает исключительно право истца как владельца объектов недвижимости на приобретение в собственность сформированных под эти объекты земельные участки. Однако предоставление в собственность истцу земельных участков без их перевода в другую категорию будет противоречить принципу земельного законодательства о дифференцированном подходе к установлению правового режима земель. Ходатайство о переводе земель из категории сельскохозяйственного назначения в иную подается в Правительство Мурманской заинтересованным лицом, каковым в данном случае является истец и каковым администрация не является. Необходимость проведения по данному вопросу публичных слушаний регламентирована ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой на публичные слушания могут выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Согласно ст. 77, 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона Мурманской области от 31.12.2003 N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области", согласно которой перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории осуществляется Правительством Мурманской области. На основании ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Как предусмотрено ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. В судебном заседании установлено, что Д. на основании договоров купли-продажи от <дата>, от <дата> и от <дата> на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: растворобетонный узел, этажность <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; здание конторы прорабской стройцеха, этажность <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>; здание склад, этажность <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, и здание сушилка пиломатериалов со складом готовой продукции, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельные участки под указанным объектами недвижимости сформированы в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет под номерами, соответственно№, площадью <данные изъяты>; №, площадью <данные изъяты>; №, площадью <данные изъяты>. Согласно кадастровым паспортам земельных участков категория земель определена как земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования. <дата> Д. обратился в администрацию МО Кольский район с заявлениями о предоставлении ему указанных земельных участков в собственность, представив документы согласно Перечню, утвержденному приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. Решениями ответчика от <дата> в предоставлении земельных участков отказано со ссылкой на то, что заявителю необходимо изменить вид разрешенного использования земельных участков под соответствующие объекты недвижимости, а также обратиться в администрацию МО <данные изъяты> с заявлениями о проведении публичных слушаний по данному вопросу. Установленные судом обстоятельства по существу участниками процесса не оспариваются и подтверждаются вышеприведенными письменными доказательствами. Анализируя установленные по делу обстоятельства, действующее нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, суд считает решение администрации МО Кольский район об отказе в предоставлении Д. земельных участков в собственность незаконным. Как указывалось выше, ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с требованиями Кодекса, и имеют исключительное право на приватизацию данных земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. Согласно абзацу 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденный Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 30 октября 2007 года № 370, является исчерпывающим. Из материалов дела видно и ответчиком не оспаривается, что все необходимые документы представлены Администрации и приложены к заявлению. Также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ч. 4 ст. 28 ЗК РФ. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемых земельных участков, об их резервировании для государственных или муниципальных нужд, в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено. Доводы ответчика о невозможности предоставления в собственность истца земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения вследствие нахождения на этих участках объектов недвижимости с иным функциональным назначением судом не принимаются. Как указано в судебном заседании стороной истца, Д. намерен создать на испрашиваемых земельных участках с использованием принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости животноводческую ферму, т.е. использовать эти участки по их целевому назначению для нужд сельскохозяйственного производства. Данные доводы истца стороной ответчика в судебном заседании не опровергнуты. Доказательств невозможности использования принадлежащих Д. объектов недвижимости (в т.ч. таких, как нежилые здание конторы прорабской, здание склада) для целей, связанных с сельскохозяйственным производством, как они определены в ст.ст. 77, 78 ЗК РФ, не представлено. Заявление представителя ответчика о возможности использования указанных объектов недвижимости и находящихся под ними земельных участков исключительно в промышленном производстве, в связи с чем земельные участки должны быть переведены в соответствующую категорию, какими-либо доказательствами не подкреплено. Также не представлено доказательств ведения в настоящее время в указанных объектах недвижимости какой-либо деятельности, не совместимой с целевым назначением сформированных под объектами земельных участков. Кроме того, принцип использования земли исходя ее целевого назначения и принадлежности к определенной категории, об угрозе нарушения которого утверждается ответчиком, обеспечивается установленной законодательством ответственностью собственников и пользователей земельных участков за земельные правонарушения (ст. 74 ЗК РФ). В частности, административная ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению предусмотрена ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время оснований для утверждений о нарушении принципа целевого использования земли в отношении спорных земельных участков, не предоставленных в собственность (в пользование), не имеется, доказательств обратного не представлено. С учетом изложенного, требование ответчика к Д. о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу предоставления ему земельных участков в собственность также не основано на законе. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность, подготовить проект договора купли-продажи и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора. При таком положении суд находит заявленные истцом требования обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные в связи с подачей настоящих исков в суд, в сумме 600 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Д. удовлетворить. Признать незаконным решения Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от <дата> №, №, № об отказе в предоставлении в собственность Д. земельных участков: - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес> Возложить на Администрацию муниципального образования Кольский район Мурманской области обязанность в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить Д. в собственность земельные участки: - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес>. Взыскать с Администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области в пользу Д. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Решение в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Мурманском областном суде через Кольский районный суд. Председательствующий - подпись С.А. Байков. . Судья:___________________________________С.А. Байков. . .