мотивированное решение составлено дело № 2-474/2011 <дата> <дата> город Кола Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Фёдоровой И.А. при секретаре Локтевой Н.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района в интересах Панковой В.Л. к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши о возложении обязанности восстановить Панкову В.Л. в списках на получение государственного жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кольского района обратился в суд с иском к администрации МО г.п. Мурмаши о возложении обязанности восстановить Панкову В.Л. в списках на получение государственного жилищного сертификата. Исковые требования мотивированы тем, что Панкова В.Л. является <данные изъяты> и с <дата> состоит на учете в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на <дата>-<дата> по категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Постановлением администрации МО г.п. Мурмаши от <дата> Панкова В.Л. была исключена из списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по тем основаниям, что ранее реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета. В частности, в <дата> "А." за счет средств федерального бюджета было предоставлено Панковой В.Л. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В дальнейшем данная квартира Панковой В.Л. была приватизирована и продана. Вместе с тем, в результате проверки было установлено, что истица право на получение государственного жилищного сертификата до настоящего времени не реализовала, получение жилого помещения в соответствии с нормами ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не лишает её возможности получить меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии. Жилья в другом субъекте РФ не имеет, намерена выехать из районов Крайнего Севера, согласна передать в собственность муниципального образования другое жилое помещение – <данные изъяты> квартиру, принадлежащую ей на праве собственности. Истец просит суд обязать ответчика восстановить Панкову В.Л. в списках на получение государственного жилищного сертификата по состоянию на <дата>. В судебном заседании представитель истца Кисилева А.А. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Не отрицала тот факт, что в <дата> Панкова В.Л. улучшила жилищные условия за счет средств федерального бюджета. Однако <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ей на основании договора социального найма в рамках реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Правом на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» до настоящего времени Панкова В.Л. не воспользовалась. Истица Панкова В.Л. в судебном заседании поддержала исковые требования. Дополнительно суду пояснила, что с <дата> состояла в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку проживала совместно с детьми в <данные изъяты> квартире, расположенной по адресу: <адрес>. С <дата> также состояла в очереди на получение жилищной субсидии, в связи с переселением из районов Крайнего Севера. В <дата> "А." ей была предоставлена <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>. В дальнейшем указанные выше квартиры были приватизированы и проданы. В <дата> она приобрела <данные изъяты> квартиру по адресу: <адрес>, которую согласна передать в собственность администрации МО г.п. Мурмаши в случае выдачи государственного жилищного сертификата. Представитель ответчика администрации МО г.п. Мурмаши Смирнова Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что истица утратила право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку в <дата> была обеспечена жилым помещением, приобретенным за счет средств федерального бюджета. В связи с этим и на основании п.п. «г» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" истица была снята с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Представитель третьего лица "И." в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, подтверждая тот факт, что ранее Панкова В.Л. была обеспечена жилым помещением с использованием средств федерального бюджета. Представитель третьего лица "А." в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования полагал необоснованными по доводам, изложенным ответчиком. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В силу ст. 1 Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в соответствующие районы не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. В соответствии со ст. 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья. В соответствии со ст. 7 Закона средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Пунктом 2 указанного постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на <дата> - <дата>. В силу пункта 2 данных Правил предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Согласно пункту 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. В силу пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено "Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно пунктам 2, 24, 25 данного Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся по месту постоянного проживания этих граждан органами исполнительной власти субъектов РФ, которые ежегодно на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Данные списки являются основанием для предоставления соответствующих выплат. Пунктом 21 Положения предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании установлено, что Панкова В.Л. является <данные изъяты>, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более <дата> лет. С <дата> Панкова В.Л. состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в администрации МО г.п. Мурмаши на основании Постановления администрации № от <дата>. Также постановлением администрации МО г.п. Мурмаши № от <дата> Панкова В.Л. была принята на учет и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При постановке на учет истицей была представлена справка формы 9 на жилое помещение – <данные изъяты> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность гражданам данная <данные изъяты> квартира была приватизирована на имя Ш. Истица Панкова В.Л. и её сын П. от участия в приватизации жилья отказались. Распоряжением "А." № от <дата> и № от <дата> Панковой В.Л. на состав семьи <данные изъяты> человека была предоставлена <данные изъяты> квартира, общей площадью <данные изъяты>, приобретенная за счет средств федерального бюджета и расположенная по адресу: <адрес>. Договор социального найма данного жилого помещения был заключен <дата>, <дата> с Панковой В.Л. был заключен договор на бесплатную передачу квартиры в собственность. Право собственности было зарегистрировано за Панковой В.Л. <дата>. Обязательство о сдаче указанного жилого помещения Панковой В.Л. не давалось. Согласно акту приема-передачи от 31 <дата>, жилое помещение на день заключения договора приватизации находилось в исправном состоянии, пригодном для постоянного проживания. <дата> "А." в адрес администрации МО г.п. Мурмаши было направлено письмо о предоставлении Панковой В.Л. жилого помещения, приобретенного за счет средств федерального бюджета. <дата> между администрацией МО г.п. Мурмаши и Панковой В.Л. был заключен муниципальный контракт, согласно которому администрация МО г.п. Мурмаши приобрела у Панковой В.Л. за <данные изъяты> квартиру по адресу: <адрес>. В этот же день на основании муниципального контракта № Ш. была продана за <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>. Право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано в Росреестре <дата>. <дата> Панкова В.Л. представила в администрацию МО г.п. Мурмаши заявление о переносе срока выдачи государственного жилищного сертификата на <дата>. <дата> Панковой В.Л. была приобретена <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес> за <данные изъяты>. <дата> администрацией МО г.п. Мурмаши в адрес истицы было направлено уведомление о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на том основании, что ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. На основании постановления администрации МО г.п. Мурмаши № от <дата> Панкова В.Л. была исключена из списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела. Также установленные судом обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля В., <данные изъяты>, которая суду показала, что на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение жильем инвалидов, вставшим на учет до 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочия по обеспечению жильем инвалидов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. До <дата> в соответствии Постановлением Правительства МО № 248-ПП от 26.06.2006 г. граждане указанной категории обеспечивались жилым помещением на основании договора социального найма. Предоставление жилых помещений осуществлялось в соответствии с очередностью постановки граждан на учет администрациями поселений. В <дата> "А." уточнялись списки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, проверялись сведения о наличии инвалидности у граждан. При этом гражданам разъяснялся порядок предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В случае отказа от получения жилья в таком порядке лица указанной категории имели право получить жилое помещение в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ. С 01 апреля 2009 года на основании Постановления Правительства Мурманской области № 160-ПП форма предоставления меры социальной поддержки инвалидам изменилась, в настоящее время гражданам предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Таким образом, установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что в <дата> истица Панкова В.Л. реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем истца и самой истицей Панковой В.Л. Доводы прокурора Кольского района о том, что реализация Панковой В.Л. права на улучшение жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не лишает её возможности получения меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии, судом отклоняются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства. Из содержания ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что жилищные субсидии предоставляются гражданам не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Согласно подпункту «г» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Таким образом, закрепляя условия реализации права граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, федеральный законодатель оговорил, что возможность получения благоустроенного жилого помещения с использованием средств федерального бюджета предоставляется один раз. Вместе с тем, из материалов дела следует, что Панкова В.Л. была обеспечена жилым помещением с использованием средств федерального бюджета. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 5 которых форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. До 01 января 2009 года в соответствии с Законом Мурманской области от 07 июля 2005 года № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма» граждане указанной выше категории обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма. Порядок предоставления средств субвенций на приобретение жилья муниципальными образованиями с последующей его передачей гражданам – очередникам был определен Постановлением Правительства Мурманской области от 26 июня 2006 года № 248-ПП. Согласно п. 2 Постановления финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде субвенций, передаваемых местным бюджетам. Предоставление жилых помещений инвалидам осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по договорам социального найма (пункт 9 Постановления). С <дата> меры социальной поддержки за счет целевой субвенции на обеспечение жильем инвалидов предоставляются в форме социальных выплат на приобретение жилья (Постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2009 № 160-ПП). Как указано выше в <дата> Панкова В.Л. улучшила жилищные условия с использованием средств федерального бюджета в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом форма реализации данного права – получение жилого помещения на основании договора социального найма, какого-либо правового значения не имеет, поскольку целевое назначение субвенций, выделяемых из федерального бюджета для обеспечения жильем инвалидов, определено указанным выше Федеральным законом и не меняется в зависимости от формы реализации мер социальной поддержки, установленной нормативными актами субъекта Российской Федерации. Более того, получив жилое помещение на основании договора социального найма, истица в дальнейшем воспользовалась правом на его приватизацию, тем самым получила жилое помещение в собственность фактически за счет средств федерального бюджета. Обязательство о сдаче приобретенного за счет средств федерального бюджета жилого помещения истица не давала. При таких обстоятельствах суд считает, что истица права на повторное обеспечение жильем по другому льготному основанию не имеет. Помимо этого из статьи 31 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Право инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом названных лиц на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. Эти лица вправе по своему выбору получить либо социальную выплату за счет средств федерального бюджета либо жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Как следует из материалов дела, жилым помещением за счет муниципального жилищного фонда истица не обеспечивалась, самостоятельно выбрала форму реализации права на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета по нормам Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Вместе с тем, данное обстоятельство в силу прямого указания закона являет основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». При таких обстоятельствах суд считает, что постановление администрации МО г.п. Мурмаши об исключении Панковой В.Л. из списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, основано на нормах действующего законодательства и не усматривает оснований для восстановления Панковой В.Л. в списках на получение государственного жилищного сертификата. Доводы представителя истца о том, что действиями ответчика нарушено конституционное право Панковой В.Л. на жилище, необоснованны, поскольку право на получение безвозмездной жилищной выплаты непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Другие доводы истца какого-либо правового значения для разрешения настоящего спора не имеют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Прокурору Кольского района в иске к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши о возложении обязанности восстановить Панкову В.Л. в списках на получение государственного жилищного сертификата отказать. Решение в 10-дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд. Председательствующий – подпись – . Судья Фёдорова И.А. .