О признании действий по произведению перерасчета размеры платы за поставленные услуги водоснабжения и водоотведения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за поставленные населению услуги водоснабжения и водоотведения



мотивированное решение составлено дело № 2-1156/2011

<дата>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фёдоровой И.А.,

при секретаре Локтевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "ЖЭУ Тулома" о признании действий по произведению перерасчета размеры платы за поставленные услуги водоснабжения и водоотведения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за поставленные населению услуги водоснабжения и водоотведения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ к ООО "ЖЭУ Тулома" о признании действий по произведению перерасчета размеры платы за поставленные услуги водоснабжения и водоотведения в отсутствии надлежащим образом установленных общедомовых приборов учета незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за поставленные населению услуги водоснабжения и водоотведения. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с коллективным обращением жителей с.п. Тулома, прокуратурой проведена проверка в деятельности ООО «ЖЭУ Тулома» о соблюдении требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что общедомовой прибор учета, установленный в <адрес>, обслуживает четыре дома - непосредственно <адрес>, где установлен прибор, и дома по <адрес>. На основании показаний данного прибора учета ООО «ЖЭУ Тулома» произведен перерасчет размера платы за поставленные жителям указанных домов услуги водоснабжения и водоотведения за 19 месяцев с момента введения данного прибора учета в эксплуатацию. Указанные действия считает незаконными, поскольку исходя из положений п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета не может использоваться для нескольких многоквартирных домов одновременно. Также нарушены положения п.п. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета корректировка размера платы за поставленную услугу холодного водоснабжения, водоотведения производится исполнителем 1 раз в квартал, а если предусмотрено договором – 1 раз в год.

По результатам проведенной проверки, <дата> прокуратурой района директору ООО «ЖЭУ Тулома» Аверьянову А.В. вынесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, представление руководителем ООО «ЖЭУ Тулома» отклонено.

Прокурор просит суд признать действия по произведению перерасчета размера платы за поставленные жителям домов по <адрес> услуги водоснабжения и водоотведения за 19 месяцев в отсутствии надлежащим образом установленных общедомовых приборов учета незаконными и возложить обязанность в срок до <дата> произвести перерасчет размера платы за поставленные населению (собственникам помещений многоквартирных домов по <адрес>) услуги водоснабжения и водоотведения с учетом корректировки, произведенной за период с <дата> по <дата>.

В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Мурманской области Киреева Ю.С. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их. Просит суд признать действия общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ Тулома» по произведению перерасчета размера платы за поставленные жителям домов по <адрес> и дома по <адрес> услуги водоснабжения и водоотведения за 19 месяцев в отсутствии надлежащим образом установленных общедомовых приборов учета в каждом доме – незаконными и обязать ООО «ЖЭУ Тулома» в срок до <дата> произвести перерасчет размера платы за поставленные населению (а именно жителям многоквартирных домов по <адрес> и дома по <адрес>) услуги водоснабжения и водоотведения с учетом корректировки, произведенной за период с <дата> по <дата>.

Представитель ответчика директор ООО «ЖЭУ Тулома» Аверьянов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил суду, что в вышеуказанных домах установлен единый прибор учета холодного водоснабжения, поскольку дома находятся в непосредственной близости друг от друга (пристроены друг к другу) и имеют общие коммуникативные сети. Начисление платы производится по установленным нормативам, с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, а также по показаниям индивидуальных приборов учета. Перерасчет произведен с <дата> за 19 месяцев с момента установки общедомового прибора учета. Причиной перерасчета является разница в счетах, выставляемых ресурсоснабжающей организацией по показаниям общедомового прибора учета и размером начисленных по нормативам денежных средств населению. Перерасчет произведен только жильцам, не имеющим индивидуальных приборов учета, поскольку жильцам квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, перерасчет производился ежеквартально в течение <дата> и <дата>. Корректировка услуги водоснабжения и водоотведения произведена указанным жильцам в соответствии с определением Верховного суда РФ от 19 июня 2008 года № КАС 08-236, в котором даны четкие разъяснения о применении формул, при отсутствии индивидуальных приборов учета. Техническая возможность оборудовать каждый дом отдельными приборами учета имеется, однако эти мероприятия требуют больших финансовых затрат. В <дата> согласно региональной программе планировалось приобрести дополнительные отдельные приборы учета для домов, где такие приборы не установлены, а также проведение реконструкции прибора учета, установленного в доме по <адрес>, однако в связи с недостаточностью финансирования, данные мероприятия перенесены на <дата>. При произведении перерасчета, управляющая компания применила трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ. Договоры управления многоквартирными домами, заключенные между ООО «ЖЭУ Тулома» и жителями муниципального образования с.п. Тулома, не содержат положений о возможности произведения один раз в год корректировки размера платы за поставленную услугу холодного водоснабжения и водоотведения.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что с требованиями прокурора не согласен по следующим основаниям. Общедомовой прибор учета на водоснабжение расположен на границе эксплуатационной ответственности на доме по <адрес>, в связи с отсутствием границ эксплуатационной ответственности в домах по <адрес> и соединением внутридомовых инженерных сетей между указанными домами. Расчет ООО «ЖЭУ Тулома» с ресурсоснабжающей организацией производится по общедомовому прибору учета, расположенному на границе эксплуатационной ответственности в доме по <адрес>. В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Следовательно, общедомовой прибор учета, расположенный на границе эксплуатационной ответственности в доме по <адрес> установлен в соответствии с действующим законодательством. Расчеты управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией могут осуществляться только по показаниям общедомового прибора учета, установленного на границе эксплуатационной ответственности в доме по <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Корректировка за коммунальные услуги предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Управляющая компания правомерно применила норму ст. 196 ГК РФ, которая устанавливает общий срок исковой давности в три года, и произвела корректировку потребителям, чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, за период с момента установки общедомового прибора учета.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений). Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Из пункта 2 Правил следует, что действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с пунктом 3 Правил «коллективный (общедомовой) прибор учета» - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно пункта 19. Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 29.07.2010 №) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Кольского района Мурманской области по коллективному обращению жителей домов по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности ООО «ЖЭУ Тулома», которое осуществляет управление жилым фондом <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в рамках региональной программы по переходу на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета потребления таких ресурсов, в <дата>-<дата> в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, установлены приборы учета потребления коммунального ресурса - холодной воды. Прибор учета теплосчетчик - регистратор <данные изъяты>, установленный <дата> в доме по <адрес>, обслуживает четыре дома: дом по <адрес> и дома по <адрес>.

Ресурсоснабжающей организацией для ООО «ЖЭУ Тулома» является МУ "С.", с которой заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, отводимых в сеть канализации от <дата>.

Жителям вышеуказанных домов, чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета холодной воды, ответчиком произведена корректировка размера платы за поставленные услуги водоснабжения и водоотведения за период с <дата> по <дата>, в связи с разницей в счетах, выставляемых ресурсоснабжающей организацией по показаниям общедомового прибора учета и размером начисленных по нормативам денежных средств населению.

По результатам проведенной проверки <дата> прокуратурой Кольского района директору ООО «ЖЭУ Тулома» Аверьянову А.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Представление директором ООО «ЖЭУ Тулома» Аверьяновым А.В. было отклонено.

В рамках реализации муниципальной адресной программы, утвержденной постановлением <адрес> от <дата>, в <дата> планировалась установка трех общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в домах по <адрес>, однако в связи с отсутствием финансирования, указанные мероприятия перенесены на <дата>.

В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в муниципальную адресную программу, постановлением администрации <адрес> от <дата> на <дата> запланировано приобретение общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в домах по <адрес>.

В ходе обследования технического состояния жилого дома, проведенного <дата> "Г.", установлено, что водоснабжение домов по <адрес> осуществляется через транзитный трубопровод, проходящий через подвальные помещения. Водоснабжение дома <адрес> осуществляется отдельным трубопроводом, присоединенным к транзитному трубопроводу вышеперечисленных домов после установленного общего прибора учета в доме , <адрес>.

Помимо этого, свидетель Г. суду показала, что в период времени с <дата> по <дата> работала в ООО «ЖЭУ Тулома» в должности экономиста. В <дата> жителям домов по <адрес> и по <адрес> была произведена корректировка размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с <дата> по <дата>. Корректировку производили исходя из показаний общедомового прибора учета на водоснабжение, расположенного на границе эксплуатационной ответственности на доме по <адрес>, который также обслуживает дома по <адрес>. При этом корректировка за услугу водоснабжения потребителям, у которых жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета холодной воды, производилась ежеквартально. Жильцам, у которых жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, перерасчет произведен в январе 2011 года за девятнадцать месяцев с момента установки общедомового прибора учета. При корректировке применялась формула расчета № 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Показатели, применяемые в формуле, суммировались по всем четырем домам.

Установленные судом обстоятельства также подтверждаются материалами дела.

Таким образом, установленные судом обстоятельства достаточно свидетельствуют о том, что прибор учета холодного водоснабжения установлен на входе в дом по <адрес> и ведет учет по группе жилых домов, а именно по домам по <адрес>, по <адрес>. В <дата> ответчиком произведена корректировка платы за холодное водоснабжение и водоотведение на основании данного прибора учета и данных о потреблении холодной воды группой домов.

Суд считает данные действия неправомерными, повлекшими нарушение прав неопределенного круга лиц по следующим основаниям. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Исходя из указанного определения понятия «коллективный (общедомовой) прибор учета» Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены формулы расчета платы за коммунальные услуги. Согласно данным формулам перерасчет (корректировка) платы за предоставленные коммунальные услуги производится исходя из показаний отдельных приборов учета в отношении одного многоквартирного дома. Определение размера оплаты указанных коммунальных услуг по показаниям одного прибора учёта, установленного для двух и более домов, законом не предусмотрено.

По указанным основаниям прибор учета, установленный на входе в дом по <адрес> не может быть признан общедомовым прибором учета для домов по <адрес>.

Доказательств, подтверждающих возможность использования прибора учёта холодного водоснабжения в качестве общедомового прибора учёта для указанных домов, суду не представлено. Доводы представителя истца о невозможности расчёта потребляемой воды отдельными домами в связи с различным объёмом потребления каждым домом, подключённым к единому прибору учёта, ответчиком не опровергнуты. Отсутствует и решение собственников жилых помещений, расположенных в указанных домах об оплате коммунальных услуг по показаниям одного общего прибора учёта. То обстоятельство, что прибор учета на водоснабжение расположен на границе эксплуатационной ответственности на доме по <адрес>, само по себе не предоставляет ответчику права использовать показания данного прибора при перерасчете платы за коммунальные ресурсы по группе домов.

Более того, в судебном заседании представитель ответчика не оспаривал возможность установки отдельных приборов учета водоснабжения в домах по <адрес>. Из материалов дела видно, что в рамках реализации муниципальной адресной программы, утвержденной постановлением администрации с.п. Тулома от <дата>, в <дата> планировалась установка трех общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в домах по <адрес>, однако в связи с отсутствием финансирования, указанные мероприятия перенесены на <дата>.

Также в судебном заседании установлено, что при подсчете сумм корректировки ответчиком была произвольно изменена формула расчета № 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Согласно имеющемуся в материалах дела примерному расчету при проведении корректировки ответчиком был суммирован общий размер платы за холодное водоснабжение, начисленный по группе домов, а также общая площадь всех жилых помещений по четырем многоквартирным домам. Однако названные показатели в формуле № 4 отсутствуют, при расчете корректировки учитывается объем потребляемой воды отдельными домами и общая площадь конкретного многоквартирного дома.

Помимо этого, из анализа положений, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, следует, что корректировка платы за коммунальные услуги производится лишь при отсутствии как общедомового прибора учета, так и при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Указанные основания при рассмотрении настоящего дела не установлены. Напротив, в ходе рассмотрения дела установлено, что в домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовые счетчики отсутствуют, часть квартир оборудована индивидуальными приборами учета, а часть квартир таких приборов не имеет. Следовательно, корректировка платы за холодное водоснабжение для потребителей коммунальных услуг, проживающих в указанных многоквартирных жилых домах, не предусмотрена формулой расчета № 4 приложения № 2 к Правилам, поскольку пунктом 19 Правил формула № 4 применима только при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Кроме того, действующими в момент возникновения спорных правоотношений Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, предусматривалась возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год. Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком в нарушение указанных норм была произведена корректировка размера платы за коммунальные услуги за период с <дата> по <дата>, то есть за 19 месяцев. Какое-либо соглашение о произведении корректировки размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение с иной периодичностью, чем установлено Правилами между управляющей компанией ООО «ЖЭУ Тулома» и жителями <адрес> не заключалось, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика Аверьянов А.В.

Доводы ответчика о применении общего срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ, суд находит не состоятельными, поскольку положения данной нормы регулируют иные правоотношения.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кольского района удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ Тулома» по произведению перерасчета размера платы за поставленные жителям домов по <адрес> и дома по <адрес> услуги водоснабжения и водоотведения за 19 месяцев в отсутствии надлежащим образом установленных общедомовых приборов учета в каждом дома – незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ Тулома» в срок до <дата> произвести перерасчет размера платы за поставленные населению, а именно жителям многоквартирных домов по <адрес> и дома по <адрес>, услуги водоснабжения и водоотведения с учетом корректировки, произведенной за период с <дата> по <дата>.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись –

.

Судья Фёдорова И.А.

.

.