Мотивированное решение Дело № 2-432/2011 составлено <дата> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> город Кола Кольский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Булыгиной Е.В., при секретаре Буланде И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Е.А. к войсковой части № и "У." о взыскании заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат, У С Т А Н О В И Л : Захарова Е.А. обратилась в суд с иском к в/ч № о взыскании недополученной заработной платы и компенсации за задержку выплат. В обоснование иска указала, что работала в войсковой части № с <дата> до <дата> в должности фельдшера медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек). За период работы ей выплачивался должностной оклад, исходя из установленного для работы в городской местности, в размере <данные изъяты>. Поскольку <адрес> относится к сельской местности, просит взыскать перерасчет заработной платы исходя из оклада <данные изъяты>, за период с <дата> по <дата> в общей сумме <данные изъяты>. Кроме того, приказом командира части № от <дата> она была назначена нештатным дезинфектором медицинского пункта войсковой части №. Так как при исполнении данных обязанностей она осуществляла работу с хлорсодержащими веществами, она обратилась к работодателю с заявлением о выплате ей надбавки в размере 15 процентов и предоставлении дополнительного отпуска в количестве 12 рабочих дней, в чем ей было отказано. Задолженность по доплате за работу с хлорсодержащими веществами за указанный период, исходя из оклада <данные изъяты>, составила <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика указанные суммы, а также судебные расходы по составлению искового заявления и по оплате услуг представителя. По ходатайству истицы и ее представителя к участию в деле в качестве соответчика привлечено "У.", осуществляющий финансирование ответчика. В период нахождения дела в производстве суда истица увеличила размер исковых требований. При этом произвела расчет заработной платы за указанный период с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, повышения оклада с <дата> в связи с присвоением ей 2 квалификационной категории, процентов за задержку выплат по ставке рефинансирования. Просит взыскать с ответчика доплату к окладу за работу в сельской местности, в общей сумме <данные изъяты>; доплату за работу с хлорсодержащими веществами в общей сумме <данные изъяты>. В судебном заседании истица Захарова Е.А. заявленные требования поддержала. При этом пояснила, что выполняла обязанности нештатного дезинфектора помимо своих основных трудовых обязанностей, определенных должностной инструкцией фельдшера медицинского пункта. В том числе, как дезинфектор она занималась разведением хлорсодержащего вещества для обработки помещений, также ей в обязанности было вменено содержание комнаты, где хранятся средства для уборки и хлорсодержащие препараты. Также она несла ответственность за ведение тетради, где отмечала использование хлора, и контролировала срок годности хлорсодержащих препаратов. Просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с данным иском, ссылаясь на то, что причинами пропуска срока были неоднозначные ответы на ее обращения. Просит взыскать с ответчика перерасчет заработной платы в вышеуказанных суммах и расходы на юридическую помощь: 2000 руб. за составление искового заявления и 16000 руб. за участие представителя. Представитель истицы Ш. в судебное заседание не явилась в связи с нахождением в отпуске, с согласия истицы дело рассмотрено в отсутствие ее представителя. В ранее состоявшемся судебном заседании по делу исковые требования поддержала. Представитель войсковой части № Гатченко В.О. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на пропуск истицей срока, установленного ст.392 ТК РФ, для обращения с иском в суд. Также пояснила, что дополнительная оплата за исполнение обязанностей нештатного дезинфектора соглашением сторон установлена не была, при этом от исполнения дополнительных обязанностей истица не отказывалась. Работа во вредных и опасных условиях труда трудовым договором с истицей не предусмотрена. Штатная должность дезинфектора в войсковой части № отсутствует и для медицинского пункта с лазаретом на 5 коек не полагается. Оклады всех медицинских работников войсковой части № установлены в соответствии с приказом Минобороны РФ № 555 от 2008 года как для городской местности в соответствии с указаниями вышестоящего органа Финансово-экономического управления Северного флота. Представитель ответчика "У." в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил. Направил в суд расчет, согласно которому размер надбавки за работу в сельской местности за период с <дата> по <дата> составил (без учета процентов за задержку выплаты) <данные изъяты>. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с положениями ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Порядок оплаты труда гражданского персонала воинских частей в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. № 555 (ред. от 29.04.2011) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее Приказ № 555). Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации содержатся в приложении N 1 к Приказу № 555. Также Приказом № 555 от 10.11.2008 года утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2). Согласно п.4 Положения о системе оплаты труда (Приложение № 2 к Приказу № 555) должностные оклады специалистам, тарифные ставки рабочим бюджетных учреждений и воинских частей устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей с учетом уровня образования, квалификационной категории, стажа работы, профессиональной подготовки, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности при выполнении поставленных задач. В судебном заседании установлено, что истица Захарова Е.А. была принята на работу в войсковую часть № <адрес> <дата> на должность фельдшера медицинского пункта (лазарет на 5 коек), о чем был заключен трудовой договор. Условия оплаты труда истицы, в том числе должностной оклад в размере <данные изъяты>, надбавки и выплаты стимулирующего характера, были определены в п.6.2 Трудового договора. С данными условиями оплаты труда истица была ознакомлена и согласна, что подтверждается ее подписью в трудовом договоре. Приказом командира войсковой части № от <дата> на истицу были возложены обязанности нештатного дезинфектора. При этом дополнительная оплата истице установлена не была. Решением аттестационной комиссии от <дата> истице была присвоена вторая квалификационная категория, в связи с чем размер ее должностного оклада с <дата> был увеличен до <данные изъяты>. <дата> истица обратилась к командиру в/ч № с заявлением об установлении должностного оклада в размере <данные изъяты> как для медицинских работников, работающих в сельской местности. Просила произвести перерасчет заработной платы с <дата> и внести изменения в трудовой договор. В удовлетворении заявления истицы было отказано, что подтверждается резолюциями на заявлении. Также письмом от <дата> истице было отказано в установлении надбавки в размере 15 % за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда со ссылкой на то, что занимаемая ею в соответствии с трудовым договором должность не предусмотрена соответствующим Перечнем. Истица уволена <дата> по переводу к другому работодателю, пункт 5 ст.77 ТК РФ. Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела. Оплата труда медицинских работников войсковой части № производится на основании должностных окладов, определенных Приказом Минобороны РФ от 08.11.2008 года № 555 (Приложение № 1). Размеры должностных окладов медицинских и фармацевтических работников военно-медицинских учреждений (подразделений) установлены Таблицей № 15 (подраздел Б раздела I указанного Приложения № 1 к приказу № 555). В соответствии с данной таблицей предусмотрены различные размеры должностных окладов медицинских и фармацевтических работников военно-медицинских учреждений для города и сельской местности. Так, должностной оклад фельдшера, не имеющего квалификационной категории, устанавливается в городе в размере <данные изъяты>, в сельской местности <данные изъяты>; оклад фельдшера II квалификационной категории – <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. Как следует из материалов дела, в том числе копий расчетных листков истицы, справок о доходах формы 2-НДФЛ, в период работы в в/ч № ей выплачивалась заработная плата, исходя из размера должностного оклада, установленного в городской местности. Судом установлено, что войсковая часть №, в том числе медицинский пункт (с лазаретом на 5 коек), расположена на территории <адрес>. На основании Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 2001 года N 269 в целях обеспечения безопасного функционирования воинских частей и пункта базирования кораблей Северного флота <адрес> был преобразован в закрытое административно - территориальное образование - <адрес> и утверждены его границы. Правовой статус закрытого административно-территориального образования определен Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 07.02.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее – Закон РФ «О ЗАТО»). Согласно ст.1 Закона РФ «О ЗАТО» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа (п.2 ст.1). Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании определены статьей 7 Закона РФ «О ЗАТО». Согласно п.1 указанной статьи меры общей социальной компенсации, связанные с проживанием или работай граждан в ЗАТО, включая повышенный уровень бюджетной обеспеченности, льготы в оплате труда устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Проанализировав вышеприведенные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что достаточных оснований для установления и выплаты истице заработной платы, исходя из оклада в сельской местности, не имелось. Правовой статус территории ЗАТО как городского округа определен ст.1 Закона РФ «О ЗАТО». В соответствии с п.4 ст.2 Закона РФ «О ЗАТО» федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом. В связи с этим ссылки истицы на мнение Аппарата Правительства Мурманской области и разъяснения органов местного самоуправления ЗАТО <адрес>, основанные на законодательстве Мурманской области, являются ошибочными. Вопросы установления систем оплаты труда в учреждениях, подведомственных Министерству обороны РФ, не отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В приказе Минобороны РФ № 555 порядок отнесения тех или иных населенных пунктов к городской либо сельской местности применительно к размеру установления размеров должностных окладов не определен, как не регламентируется он и иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне. Общее понятие сельской местности отражено в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 28.04.2011) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". Согласно указанному нормативному правовому акту к сельской местности могут быть отнесены населенные пункты и межселенные территории, где преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. <адрес>, входящий в состав ЗАТО <адрес> как городского округа, указанным признакам не отвечает, сельскохозяйственные предприятия в данном населенном пункте отсутствуют. Коллективными договорами войсковой части № на <дата>-<дата>, <дата>-<дата>, равно как и трудовым договором с истицей, выплата заработной платы, исходя из должностных окладов, установленных в сельской местности, не предусмотрена. Как следует из представленных ответчиком сведений и дополнительно показал суду свидетель С., работающий в настоящее время начальником медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек) в/ч №, всем медицинским работникам данной войсковой части должностные оклады установлены в размере, предусмотренном для городской местности. Таким образом, оснований полагать, что истице в период работы в войсковой части № заработная плата выплачивалась в меньшем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, коллективным и трудовым договором, не имеется. При таких обстоятельствах суд считает требования Захаровой Е.А. о взыскании с ответчиков перерасчета заработной платы за период с <дата> по <дата>, исходя из должностного оклада, установленного для медицинских работников военно-медицинских учреждений в сельской местности, не подлежащими удовлетворению. Также суд находит необоснованными требования истицы о взыскании доплаты к заработной плате в размере 15 % за работу с опасными для здоровья условиями труда за период с <дата> по <дата>. В соответствии со ст.147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются компенсации, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда. Согласно пп. «а» п.10 Положения о системе оплаты труда (Приложение № 2 к Приказу № 555) выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в бюджетном учреждении устанавливаются в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822. По смыслу п.1 Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (Приложение № 2 к Приказу № 822), а также Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, ст.219 ТК РФ основанием для установления данных выплат являются результаты аттестации рабочих мест. В пункте 26 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Минобороны РФ (Приложение № 2 к Приказу № 555) указано, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) повышаются за работу с опасными (особо опасными) для здоровья и особо тяжелыми условиями труда - на 60, 40, 25, 15 процентов согласно Перечню (приложение N 1 к Положению). Военно-медицинские учреждения (подразделения) и должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов, перечислены в разделе 1 указанного Перечня. Пунктом 14 Перечня предусмотрена возможность установления надбавки 15 % за работу с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда для медицинских дезинфекторов и инструкторов-дезинфекторов военно-медицинских учреждений (подразделений). Должность фельдшера медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек) в данном Перечне не предусмотрена. Согласно примечанию № 1 к Перечню, на основании указанного Перечня руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных названным Перечнем. В случаях, когда учреждения или их структурные подразделения перечислены в указанном Перечне, но работники этих учреждений (подразделений) фактически не заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, соответствующие этим работам повышения не устанавливаются. Суд считает, что истицей не представлено достаточных доказательств в соответствии со ст.56 ГПК РФ, подтверждающих ее постоянную работу в условиях, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами. Для установления наличия либо отсутствия в работе истицы в период с <дата> по <дата> вредных или опасных производственных факторов, дающих основания для повышения оплаты труда, судом с учетом мнения сторон была назначена по делу экспертиза условий труда. Однако получить ответы по поставленным эксперту вопросам не представилось возможным ввиду отсутствия у сторон необходимых документов, характеризующих конкретные условия труда истицы. Вместе с тем, в заключении Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.06.2011№ 4740-09-09-13/2011-ГЭ отмечено, что основным условием для повышения должностных окладов согласно Перечню (приложение № 1 к Положению о системе оплаты труда, утвержденному Приказом № 555) являются не уровни вредных производственных факторов и степень вредности условий труда, а выполнение определенной работы и риск, связанный с возможностью инфицирования, вследствие контакта с потенциально инфицированным материалом. В судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о выполнении истицей такой работы. Обосновывая исковые требования в данной части, истица указывает на необходимость повышения ей должностного оклада на 15 % в связи с исполнением ею обязанностей нештатного дезинфектора в соответствии с п.14 вышеуказанного Перечня. Однако, как следует из материалов дела и объяснений самой Захаровой Е.А., в период возложения на нее таких обязанностей она на должность дезинфектора не переводилась, продолжала исполнять свои основные трудовые обязанности по должности фельдшера медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек). При этом, как пояснила истица, данные трудовые обязанности также предусматривают работу с хлорсодержащими веществами – дезинфицирующим средством. При возложении на нее дополнительных обязанностей дезинфектора изменились лишь объемы такой работы, что само по себе не может расцениваться как основание для повышения должностного оклада по должности фельдшера медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек), не поименованной в Перечне. Аттестация рабочего места истицы в период ее работы, а также до настоящего времени не производилась. Перечень должностей медицинских работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении может повышаться должностной оклад в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, в войсковой части № отсутствует. Коллективным договором войсковой части № компенсационные выплаты за исполнение обязанностей нештатного дезинфектора не предусмотрены, должность фельдшера медицинского пункта (с лазаретом на 5 коек) к работе с вредными и (или) опасными условиями труда не отнесена, в трудовом договоре с истицей компенсационные выплаты также не установлены. Требований о взыскании доплаты за возложение обязанностей нештатного дезинфектора по основаниям, предусмотренным ст.ст.60.2, 151 ТК РФ, истицей в рамках данного трудового спора не заявлялось и в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ судом не рассматривалось. При этом в ходе судебного разбирательства Захарова Е.А. настаивала на необходимости повышения ее должностного оклада как фельдшера медицинского пункта на 15 % в связи с выполнением ею работы с вредными и (или) опасными условиями труда. Законных оснований для удовлетворения данных требований судом не установлено. Кроме того, суд частично соглашается с доводами ответчика относительно пропуска истицей срока, установленного ст.392 ТК РФ, для обращения в суд, но лишь по требованиям за период с <дата> по <дата>, то есть за пределами трехмесячного срока до дня обращения в суд с данным иском. Доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска указанного срока, истицей в судебном заседании не представлено. В силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ ходатайство Захаровой Е.А. о взыскании с ответчика судебных издержек в виде расходов на оплату услуг представителя по участию в суде и составлению искового заявления подлежит отклонению, поскольку в удовлетворении основных исковых требований ей отказано. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Захаровой Е.А. к войсковой части № и "У." о взыскании заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий –