о признании незаконным ответа прокуратуры и о возложении на прокуратуру обязанности принять меры прокурорского реагирования по обращению



Дело №2-1672/2011 Мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Марущака С.А.,

при секретаре Тарасовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бакина В.Б. о признании незаконным ответа прокуратуры Кольского района от <дата> и о возложении на прокуратуру Кольского района обязанности принять меры прокурорского реагирования по его обращению от <дата>,

У С Т А Н О В И Л:

Бакин В.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия прокуратуры Кольского района в лице заместителя прокурора Киямутдиновой О.Р. В обоснование заявления указал на то, что на его обращение в прокуратуру Кольского района о наличии в деятельности Мурманского филиала ОАО «И.» и ООО "П." нарушений действующего законодательства, регламентирующего осуществление медицинской деятельности предприятий и организаций, <дата> ему был дан ответ за подписью заместителя прокурора района Киямутдиновой О.Р. об отсутствии в деятельности Мурманского филиала ОАО «И.» и ООО "П." нарушений действующего законодательства и по этой причине отсутствие у прокуратуры района оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Не соглашаясь с принятым прокуратурой Кольского района решением по его обращению, Бакин В.Б. просит суд признать ответ прокуратуры Кольского района от <дата> полностью противоречащим требованию законодательства и возложить на прокуратуру Кольского района обязанность признать деятельность медицинского кабинета Мурманского филиала ОАО «И.» незаконной с соответствующими мерами прокурорского реагирования.

В судебном заседании заявитель Бакин В.Б. уточнил заявленные требования, просил суд признать ответ прокуратуры Кольского района Мурманской области от <дата> незаконным и возложить на прокуратуру Кольского района обязанность принять меры прокурорского реагирования по его обращению от <дата>.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Кольского района и прокуратуры Мурманской области Киямутдинова О.Р. в судебном заседании полагала требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что по обращению Бакина В.Б., поступившему в прокуратуру Кольского района <дата> была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Мурманский филиал ОАО «И.» не является организацией, оказывающей медицинские услуги. Проведение медицинским работником указанной организации М., имеющей соответствующее образование, предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, работающих в филиале, связано непосредственно с обеспечением одного из основных видов деятельности общества транспортными перевозками. Лицензирование деятельности Мурманского филиала ОАО «И.» по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, работающих в обществе, не предусмотрено действующим законодательством РФ, что подтверждается также практикой Арбитражного суда Мурманской области и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Поскольку нарушений действующего законодательства в деятельности Мурманского филиала ОАО «И.», ООО "П." выявлено не было, меры прокурорского реагирования не принимались. <дата>, в установленный законом срок Бакину В.Б. был дан обжалуемый им ответ.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованных лиц прокуратуры Кольского района и прокуратуры Мурманской области, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры Кольского района , считает требования Бакина В.Б. о признании незаконным ответа прокуратуры Кольского района от <дата> и о возложении на прокуратуру Кольского района обязанности принять меры прокурорского реагирования по его обращению от <дата> не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ст.1 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.ст.10, 12 указанного закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ст.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Согласно ст.3 данного Закона, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 закона, органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В силу ст.10 закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Согласно п.п.4.12, 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N200, по итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры, и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; "принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка; "направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В судебном заседании установлено, что <дата> в прокуратуру Кольского района поступило обращение Бакина В.Б. от <дата> об имеющихся в Мурманском филиале ОАО «И.» и в ООО "П." нарушениях действующего законодательства, регламентирующего порядок оказания медицинских услуг. В своем обращении Бакин В.Б. просил прокуратуру Кольского района провести проверку и дать письменный ответ в его адрес. По обращению Бакина В.Б. прокуратурой Кольского района была проведена проверка, по результатам которой Бакину В.Б. <дата> дан мотивированный ответ за подписью заместителя прокурора Кольского района Киямутдиновой О.Р., согласно которого в ходе проведенной прокуратурой района проверкой фактов нарушения требований действующего законодательства в деятельности ОАО «И.», ООО "П." установлено не было, меры прокурорского реагирования не принимались.

Суд не находит правовых оснований для удовлетворении требования Бакина В.Б. о признании незаконным ответа прокуратуры Кольского района от <дата>, поскольку его обращение от <дата> прокуратурой Кольского района было рассмотрено, доводы, изложенные в его заявлении, были проверены, и на его заявление был дан мотивированный ответ в установленный ст.12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ и п.5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N200 срок.

Несогласие заявителя с ответом на его обращение в прокуратуру Кольского района, в силу действующего законодательства, не является основанием для удовлетворения заявления о признании ответа незаконным. Право требовать от должностного лица именно того ответа, который хочет заявитель, не предусмотрено и указанными выше нормативными правовыми актами.

Требования Бакина В.Б. о возложении на прокуратуру Кольского района обязанности принять меры прокурорского реагирования по его обращению от <дата> также не подлежат удовлетворению, поскольку принятие либо непринятие мер прокурорского реагирования, как и выбор одной из мер прокурорского реагирования, в силу ст.5 ФЗ «О прокуратуре РФ» является исключительной прерогативой прокуратуры Российской Федерации и обязанность по принятию, либо непринятию таких мер не может быть возложена на органы прокуратуры решением суда.

Кроме того, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N2202-1 и положениями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N200 не предусмотрена возможность повторного рассмотрения обращения заявителя, по которому органами прокуратуры уже был дан мотивированный ответ.

Исходя из пояснений заявителя в судебном заседании, к вышестоящему прокурору, в полномочия которого входит принятие мер прокурорского реагирования, Бакин В.Б. не обращался.

Отказывая в удовлетворении требований Бакина В.Б. суд учитывает также разъяснения п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Бакину В.Б. в удовлетворении заявления о признании незаконным ответа прокуратуры Кольского района от <дата> и о возложении на прокуратуру Кольского района обязанности принять меры прокурорского реагирования по его обращению от <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательном виде.

Председательствующий - подпись

.

Судья Марущак С.А.