О взыскании невыплаченной процентной надбавки к заработной плате и компенсации морального вреда



мотивированное решение составлено дело № 2-1741/2011

<дата>

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Федоровой И.А.,

при секретаре Локтевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой А.И. к в/ч № и "У." о взыскании невыплаченной процентной надбавки к заработной плате и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Киселева А.И. обратилась в суд с иском к в/ч № о взыскании невыплаченной процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что <дата> впервые была принята на работу в в/ч № <адрес> счетоводом АХО. Уволена <дата> по собственному желанию. За время работы ей выплачивалась процентная надбавка в размере 80 %. Ранее трудового стажа не имела. <дата> была принята на работу в в/ч <адрес> стрелком ВОХР. Уволена по собственному желанию <дата>. В период работы ей также выплачивалась процентная надбавка в полном размере. В в/ч № поступила на работу <дата> и проработала там до <дата>. За указанный период времени процентная надбавка выплачивалась в следующих размерах: с <дата> - 10 %, с <дата> - 20 %; с <дата> - 30%, с <дата> - 40%; с <дата> - 50%, с <дата> - 60%. В связи с невыплатой денежных сумм в полном объеме задолженность по заработной плате составила <данные изъяты> и <данные изъяты>. Кроме того, неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред, поскольку она испытывала трудности материального характера.

Истица просит суд взыскать с ответчика невыплаченную процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера за период с <дата> по <дата> в суммах <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В период нахождения дела в производстве суда, к участию в деле в качестве соответчика привлечено "У.".

Истица Киселева А.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила суду, что она постоянно проживает в <адрес>. До <дата> имела трудовой стаж, получала процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера в полном размере. При устройстве на работу к ответчику в <дата> полярная надбавка ей была установлена в размере 10%, которая в дальнейшем увеличивалась на 10% каждые полгода. В период работы она знала о том, что ей не выплачивается надбавка в полном объеме. Однако к ответчику о выплате недополученных денежных сумм обратилась только <дата>, на что получила отказ. С исковым заявлением в суд не обращалась, поскольку юридически не грамотна. Считает, что по делам данной категории должен применяться общий трехлетний срок исковой давности.

Представитель ответчика в/ч № в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил. Возражений по существу исковых требований не представил.

Представитель соответчика "У." в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями Киселевой А.И. не согласен в полном объеме, ссылаясь на пропуск истицей срока для обращения в суд, установленного ст.392 ТК РФ.

Суд, заслушав истицу, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 19февраля1993года N4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, вступившего в законную силу 01 января 2005 года) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Ранее действующая редакция ст. 11 вышеуказанного Закона, предусматривала, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..»

Согласно ст. 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ…» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В судебном заседании установлено, что Киселева А.И., родилась <дата> в <адрес>. Постоянно проживает в <адрес>. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера. Впервые истица устроилась на работу <дата> в в/ч № <адрес>, где проработала до <дата>. В период времени с <дата> по <дата> работала в в/ч в должности стрелка ВОХР, уволена по собственному желанию. При этом ей была установлена и выплачивалась процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %.

На основании приказа командира в/ч № истица <дата> была принята на работу в в/ч № <адрес> подсобной рабочей в отдел хранения. Уволена <дата> на основании пункта 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию.

В период работы в вышеуказанной войсковой части процентная надбавка Киселевой А.И. выплачивалась в следующих размерах: с <дата> - 10 %, с <дата> - 20 %, с <дата> - 30 %, с <дата> - 40%, с <дата> - 50%, с <дата> - 60%.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, суд считает, что право на получение процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в полном размере у истицы возникло <дата> при трудоустройстве в в/ч № <адрес>, то есть до <дата>. Вступление в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, отменившего льготы на получение процентной надбавки молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) с первого дня работы в районах Крайнего Севера, не может рассматриваться как запрещение на реализацию ранее возникшего у истицы права на данную льготу. Поскольку по состоянию на <дата> истица уже имела право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 процентов, то данное право за ней сохранилось и после <дата>, в том числе и при трудоустройстве к другому работодателю. Следовательно, действия ответчика, выплачивавшего истице надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера не в полном размере, являлись неправомерными.

Вместе с тем суд считает, что истицей пропущен срок обращения в суд с иском о взыскании процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за период с <дата> по <дата>.

В судебном заседании истица пояснила, что на протяжении всего периода работы у ответчика она знала о том, что надбавка за работу в районах Крайнего Севера ей выплачивается не в полном объеме. После увольнения с работы, ей была выдана справка о том, что на момент увольнения надбавка составляла 60 процентов. При устройстве на работу к новому работодателю ей стали выплачивать надбавку в полном размере, то есть в размере 80 процентов. Следовательно, о нарушении своего права Кисилева А.И. должна была узнать в <дата>.

В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При этом Киселева А.И., зная о нарушении своего права в течение всего периода работы у ответчика, в том числе после увольнения, за разрешением данного трудового спора в установленный ст.392 ТК РФ трехмесячный срок в суд не обратилась. Настоящий иск предъявлен в суд только <дата>.

Согласно ч.3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", в редакции постановления от 28.12.2006 г. № 63, пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права без уважительных причин является основанием для принятия решения об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 5 постановления).

В соответствии с указанными разъяснениями, суд, признав причины пропуска срока уважительными, вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ).

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.).

Между тем доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствовавших истице своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, Киселева А.И. в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представила и о наличии таких обстоятельств не указала.

Единственной причиной, по которой, как заявила в судебном заседании истица, был пропущен срок, является не знание закона. Между тем, данное обстоятельство не может быть расценено судом в качестве уважительной причины пропуска срока и, являться основанием для его восстановления.

В силу п.4 ст.198 ГПК РФ пропуск без уважительных причин срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Требования истицы о взыскании денежной компенсации морального вреда непосредственного вытекают из требований о взыскании недоначисленной процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Киселевой А.И. в иске к в/ч № и "У." о взыскании невыплаченной процентной надбавки к заработной плате и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись –

.

Судья Федорова И.А.

.

.