О назначении пенсии



дело № 2-692/2011 мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Байкова С.А.,

при секретаре Чакилевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к ГУ УПФ РФ о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Б. в лице представителя Валевской Я.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ о назначении пенсии. В обоснование требований указала, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ". Документы в соответствии требованиям законодательства были представлены в полном объеме, от должностных лиц, осуществлявших прием документов, замечаний, разъяснений не последовало. В <дата> истица сдала паспорт гражданина РФ на замену в соответствии с п. 12 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828. Истица имеет вид на жительство в <адрес>, куда уехала в <дата> для осуществления ухода за больной <данные изъяты>. Прибыв в <адрес> за получением паспорта и начисленной пенсии <дата>, при обращении в ГУ УПФ РФ истица узнала, что ответчиком отказано в назначении ей пенсии в связи с тем, что паспорт, предъявленный вместе с другими документами для назначения пенсии, был недействителен. В соответствии ч.3 ст.17 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее, чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Разъяснений от ГУ УПФ РФ не получала, по независящим от нее причинам не смогла получить паспорт, который был изготовлен лишь <дата>. В случае своевременно данных ГУ УПФ РФ разъяснений о необходимости представить недостающие документы, она не смогла бы представить паспорт в течение 3 месяцев, установленных ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с тем, что он был изготовлен за пределами указанного срока и позднее вынесения решения об отказе в назначении ей пенсии Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ. В сложившейся ситуации разъяснением можно считать соответствующий протокол заседания указанной Комиссии ответчика от <дата>, который получен ей <дата> при обращении ГУ УПФ РФ с вопросом о причинах не назначения пенсии.

Истица считает, что действиями ответчика нарушено ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией, и просит суд обязать ГУ УПФ РФ назначить ей пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с <дата>.

Истица Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, доверила ведение дела своему представителю.

В предварительном судебном заседании истица поддержала заявленные требования, пояснив дополнительно, что при приме документов в ГУ УПФ РФ была сделана ксерокопия ее паспорта и подшита в пенсионное дело, при этом специалист сказала, что она может обратиться за обменом паспорта. О том, что паспорт гражданина РФ подлежит замене в связи с достижением еще <дата> возраста 45 лет, она знала, однако не имела возможности своевременно это сделать, так как с <дата> постоянно проживает в <адрес>, у нее имеется вид на жительство, осуществляет уход за тяжело больной <данные изъяты>. В связи с трудностями материального характера и необходимостью осуществления ухода за <данные изъяты> не имела возможности раньше приехать в <адрес> для замены паспорта. После сдачи документов в ГУ УПФ РФ в тот же день <дата> она сдала паспорт на замену в территориальном пункте Отдела ФМС в <адрес>, где ей сказали, что паспорт будет готов не раньше чем через три месяца или через полгода. <дата> ухала в <адрес>, приезжала в <адрес> в <дата> и представила в ГУ УПФ РФ справку о заработной плате, которую они требовали. Новый паспорт тогда был еще не готов, вновь уехала. При обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии оставляла адрес своей временной регистрации по месту жительства в <адрес>, номер телефона сына, по которому ГУ УПФ РФ мог бы связаться с ней, свой адрес в <адрес> не оставляла. Однако никаких звонков не было, писем от ответчика о необходимости предоставить паспорт после его замены не получала. Сама также не интересовалась развитием ситуации, не обращалась к ответчику письменно, у нее не было контактных телефонов ответчика и времени в связи с уходом за <данные изъяты>. Кроме того, утверждает, что имеющееся в материалах пенсионного дела заявление о назначении пенсии от <дата> заполнено не ей и подпись в заявлении также ей не принадлежит.

Представитель истицы Валевская Я.В. в судебном заседании иск поддержала. Полагает, что в назначении пении Б. отказано неправомерно, она не имела возможности своевременно предоставить паспорт гражданина РФ после его замены, поскольку новый паспорт оформлен лишь <дата>, т.е. после того, как ответчиком отказано в назначении пенсии. Произошло это не по вине истицы, т.к. должностные лица ФМС слишком долго оформляли паспорт и без достаточных оснований проверяли при этом принадлежность истицы к гражданству РФ. Данные обстоятельства, по мнению представителя истицы, не могут лишить Б. права на получение заработанной пенсии с момента обращения за ней. Истица, ввиду сложного материального положения и необходимостью ухода за больной <данные изъяты>, не имела возможности приезжать в <адрес>, полагала, что пенсия ей будет назначена, она приедет через год и сможет получить пенсию за это время. Представители ответчика могли бы разыскать истицу по оставленному ей номеру телефона и сообщить о необходимости представить паспорт, но не сделали этого. Однако даже и в этом случае Б. не смогла бы своевременно представить новый паспорт ввиду его позднего изготовления. Тому обстоятельству, что у нее просрочен паспорт гражданина РФ, истица ранее не придавала значения, поскольку является юридически не грамотным человеком, имела заграничный паспорт и проживала в <адрес>. Полагает, что временное удостоверение личности гражданина РФ, которое истица могла бы получить на время оформления нового паспорта, проблемы бы для нее не решила, ГУ УПФ РФ не принял бы этот документ.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ Никулина Т.В. в судебном заседании и в письменном отзыве иск не признала и просила в его удовлетворении отказать. Указала, что в соответствии с пенсионным законодательством гражданин, обратившийся за назначением пенсии, обязан представить необходимые документы, в том числе паспорт гражданина РФ. Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее для возникновения права на ее получение. Днем обращения считается день приема органом соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. ГУ УПФ РФ не вправе отказать в приеме заявления по мотиву предоставления не всех либо ненадлежащих документов. В этом случае, если к заявлению приложены не все документы, обратившемуся лицу дается разъяснения, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы представлены не позднее чем через три месяца со дня получения разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии. При обращении Б. с заявлением о назначении пенсии <дата> ей даны разъяснения о необходимости представить действительный (не просроченный) паспорт гражданина РФ. С этого времени исчисляется 3-месячный срок для представления документов, этот срок не прерывается, не подлежит приостановлению и не продлевается, то есть является пресекательным. В течение этого срока Б. дважды направлялись уведомления по указанному ей адресу о необходимости представить паспорт, чего сделано не было. У органа ГУ УПФ РФ нет обязанности разыскивать обратившихся лиц по телефону или иным образом. Обращает внимание, что истица с <дата> не выполняла свою обязанность по замене паспорта, знала о его недействительности, обратившись в ФМС с заявлением о замене паспорта <дата>, то есть за несколько дней до обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии. Считает, что Б. имела возможность получить на время оформления паспорта временное удостоверение личности гражданина РФ, такой документ мог бы быть рассмотрен комиссией и могло быть принято положительное решение. Документы истицы с точки зрения наличия у нее права на получение пенсии специалистами Пенсионного фонда не рассматривались и не оценивались, так как отсутствовал документ, удостоверяющий личность обратившегося с заявлением о назначении пенсии гражданина.

Представитель третьего лица ФМС, начальник территориального пункта в <адрес> Межрайонного отдела УФМС России по Мурманской области в <адрес> Садовская М.В., в судебном заседании полагала иск Б. не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что <дата> Б. обратилась в территориальный пункт ФМС в <адрес> с заявлением о регистрации по месту пребывания в <адрес>. При этом выяснилось, что паспорт гражданина РФ у истицы просрочен, после достижения возраста 45 лет она его не меняла, объяснила это тем, что проживала последние годы в <адрес>, где имеет вид на жительство. В тот же день истица была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, истице даны разъяснения о необходимости замены паспорта.

С заявлением о замене паспорта Б. обратилась <дата>, лично к ней (Садовской М.В.). В соответствии с Административным регламентом ФМС при обращении гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства (как в данном случае) паспорт должен быть выдан в 2-месячный срок со дня принятия документов, о чем истице было сообщено. Также она предложила истице оформить на время замены паспорта временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, которое приравнивается к паспорту и ничем не ограничивает права гражданина. Однако Б. отказалась, пояснив, что в этом нет необходимости, у нее имеется заграничный паспорт гражданки РФ, с которым она может свободно передвигаться по территории РФ и проживать в <адрес>. Временное удостоверение выдается на срок 2 месяца, затем этот срок может быть продлен, если паспорт не изготовлен. Если бы истица изъявила желание получить временное удостоверение личности, оно было бы ей выдано.

Ввиду того, что Б. родилась в <адрес>, где постоянно проживает и в настоящее время, длительное время не обращалась за заменой паспорта, у нее (Садовской М.В.) возникли сомнения в обоснованности документирования ее ранее паспортом гражданина РФ и в принадлежности к гражданству, что требовало дополнительной проверки. Проведение такого рода проверок органами ФМС предусмотрено действующим законодательством, срок проведения проверок не регламентирован. Прежний паспорт гражданина РФ серии от <дата> выдавался Б. в ОВД Октябрьского округа г. Мурманска, в связи с чем в ОФМС Октябрьского округа г. Мурманска был направлен соответствующий запрос. Ответ на него поступил только <дата> после повторного запроса, из ответа следовало, что выдача указанного паспорта от <дата> подтверждается, Б. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата>, прибыла из <адрес>.

Данный ответ ее в полной мере не удовлетворил, т.к. из него не было видно, проживала ли Б. постоянно на территории РФ на дату <дата>, с которой закон связывает приобретение гражданства России бывшими гражданами СССР. Сведений о проживании истицы в <адрес> не имелось. Эти обстоятельства можно было бы выяснить путем опроса самой Б., однако по адресу регистрации по месту пребывания в <адрес> она отсутствовала. В конце концов удалось разыскать проживающего в <адрес> сына истицы по фамилии Н., который пояснил, где проживала истица на означенную дату, эти сведения были проверены и подтвердились. В связи с указанными обстоятельствами новый паспорт гражданина РФ на имя истицы был оформлен только <дата>. В соответствии с Административным регламентом ФМС информирование граждан о сроке завершения оформления документов и возможности получения паспорта осуществляется сотрудниками при личном обращении заявителя, а также с использованием почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты. Однако истица за все время оформления ее паспорта ни разу по данному вопросу не обращалась, ходом дел не интересовалась. За паспортом явилась лишь <дата>, когда он ей и был выдан с одновременным продлением срока регистрации по месту пребывания в <адрес>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Б., суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу ст. 7, п/п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п. 2 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

На основании п. 2, 13, 15 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», утвержденному Постановлением Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 (далее – Перечень) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами и должностными лицам; в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Как предусмотрено п.п. 1, 7, 10 "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Срок действия паспорта гражданина устанавливается: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста, от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста, от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

Согласно п.п. 15, 16. "Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339 (далее – Административный регламент), выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Паспорта выдаются гражданам: в 10-дневный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением; в 2-месячный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным же подразделением.

В силу п. 23 Административного регламента основанием для отказа в выдаче паспорта является, в том числе, отсутствие у лица гражданства Российской Федерации

В соответствии с п. 41 Административного регламента по желанию гражданина на срок оформления паспорта сотрудником подразделения, ответственным за прием документов, выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П.

В судебном заседании установлено, что Б., <дата> рождения, <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании п/п. 6 п. 1 ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Наряду с другими документами, необходимыми для назначения пенсии, истица предъявила паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный <дата> ОВД Октябрьского округа г. Мурманска. В период с <дата> (т.е. с момента достижения возраста 45 лет) и до момента обращения в орган ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии, Б. в установленном законом порядке указанный паспорт не меняла. Должностным лицом ГУ УПФ РФ истице предложено представить копию паспорта после его замены, поскольку предъявленный паспорт недействителен, о чем в заявлении о назначении пенсии от <дата> в графе «недостающие для назначения пенсии документы» была сделана соответствующая отметка, заявление подписано истицей. В заявлении Б. указала адрес своей регистрации по месту пребывания: <адрес>.

Также <дата> Б. обратилась в территориальный пункт в <адрес> МРО УФМС России по Мурманской области в <адрес> с заявлением о замене паспорта. При этом истице разъяснены сроки оформления нового паспорта (не менее двух месяцев), а также предложено, по ее желанию, получить на время замены паспорта временное удостоверение личности гражданина РФ, от чего Б. отказалась, и убыла в <адрес>, где фактически постоянно проживает с <дата> и имеет вид на жительство. В связи с необходимостью проверки обоснованности выдачи Б. прежнего паспорта гражданина РФ и принадлежности ее к гражданству России, отсутствия истицы в <адрес> и невозможности ее опроса в рамках проверки, новый паспорт серии был оформлен лишь <дата>.

Ответчик ГУ УПФ РФ письмами от <дата> и от <дата>, отправленными Б. по указанному ей в заявлении о назначении пенсии адресу, разъяснил истице, что представленный ей паспорт является недействительным, подлежит замене и предложил представить новый паспорт.

Решением Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> в назначении пенсии Б. отказано, поскольку представленный ей паспорт гражданина РФ на дату обращения с заявлением о назначении пенсии недействителен.

Новый паспорт гражданина РФ серии от <дата> выдан истице при ее обращении в территориальный пункт в <адрес> МРО УФМС <дата>.

Установленные судом обстоятельства по существу участниками процесса не оспариваются, подтверждаются пояснениями сторон и представленными письменными доказательствами.

Анализируя установленные обстоятельства, суд считает оспариваемое решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении истице пенсии с <дата> обоснованным, поскольку истицей ни на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, ни в дальнейшем в течение установленного законом трехмесячного срока, необходимого и надлежащего документа, удостоверяющего ее личность, не предоставлено. Необходимость же предоставления такого документа прямо предусмотрена законом.

По смыслу норм пенсионного законодательства, назначение пенсии носит заявительный характер, зависит от волеизъявления гражданина, на которого возлагается обязанность представить требующиеся документы, в чем орган пенсионного обеспечения оказывает необходимое содействие.

Из материалов дела видно, что ответчиком давались соответствующие разъяснения истице, предпринимались достаточные меры по своевременному извещению о необходимости предоставления действительного паспорта гражданина РФ, доказательств иного истицей не представлено.

Доводы истицы о том, что имеющееся в материалах дела заявление о назначении пенсии с отметкой о необходимости предоставления паспорта после его замены она не подписывала голословны, какими-либо доказательствами не подтверждаются и судом не принимаются.

Также не соглашается суд с доводами представителя истицы о необоснованности действий органа ФМС, неоправданно и по надуманным причинам (как считает представитель) затянувшего оформление нового паспорта Б. ввиду сомнений в наличии гражданства.

Процедура инициированной органом ФМС проверки предусмотрена п. 51 "Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, согласно которому, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется, в том числе, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-Ф "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Необходимость проведения определенных проверочных мероприятий при получении лицом паспорта по месту пребывания предусматривается также в п. 58 Административного регламента ФМС.

Кроме того, указанные доводы представителя истицы правового значения для разрешения заявленного к ГУ УПФ РФ иска не имеют, поскольку действия органа ФМС, связанные с оформлением паспорта, истицей не обжаловались и такой возможности она не лишена.

Доводы представителя истицы о юридической неграмотности Б., постоянном проживании ее на территории другого государства и наличии у нее уважительных причин, препятствующих выезду в Мурманскую область для решения вопроса о замене паспорта, также не являются достаточным основанием для удовлетворения иска.

Судом установлено, что истица в период с <дата> по <дата> не обращалась за заменой паспорта гражданина РФ, получила разъяснения ответчика о невозможности назначения пенсии без предоставления надлежащего паспорта, была поставлена органом ФМС о сроках оформления нового паспорта и о возможности получения на этот период времени заменяющего паспорт временного удостоверения личности, однако отказалась от этого. В дальнейшем судьбой своих заявлений о назначении пенсии и о замене паспорта не интересовалась, сочтя свои обязанности исполненными несмотря на данные ей разъяснения.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной истца в суде не представлено.

Суд также учитывает, что возможность реализации истицей своих пенсионных прав с помощью временного удостоверения личности гражданина РФ, от получения которого Б. добровольно отказалась, ответчиком в судебном заседании не оспаривается.

По мнению суда, наличие у Б. права на получение пенсии, о нарушении которого утверждается стороной истицы, не исключает необходимость соблюдения истицей как гражданкой Российской Федерации установленных законом обязанностей, в том числе по своевременной замене основного документа, удостоверяющего личность, и по представлению надлежащих документов в орган пенсионного обеспечения.

Факт неисполнения данных обязанностей без причин, которые могли бы быть признаны уважительными, повлекший отказ в назначении пенсии, не может расцениваться как ущемление прав истицы.

При таком положении суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и считает необходимым в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Б. к ГУ УПФ РФ о назначении пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с <дата> отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий – подпись –

.

Судья: ___________________________ С.А. Байков.

.

.