Об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии



Дело № 2-21/2011 мотивированное решение изготовлено <дата>.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Кола

Кольский рай оный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Байкова С.А.,

при секретаре Чакилевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысковец Л.М. к ГУ УПФ РФ в Кольском районе, "В." об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Лысковец Л.М. обратилась в суд с настоящим иском к ГУ УПФ РФ в Кольском районе, "В." об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование указала, что в <дата> обратилась в пенсионный отдел <адрес> ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о начислении ей страховой части пенсии. В период с <дата> по <дата> работала мастером строительного участка в войсковой части №, дислоцировавшейся в <адрес>. Из Архива Северного Флота ей получен и представлен в пенсионный орган ответ о том, что все карточки лицевых счетов на выплату заработной платы гражданскому персоналу, трудовые договоры, приказы командира войсковой части № за <дата>-<дата> годы не сохранились, были уничтожены в результате затопления помещения архивного хранения фекальными водами, о чем имеются акты. Вследствие отсутствия подтверждения ее заработной платы в указный период пенсия исчислена в размере <данные изъяты> рублей. На ее запрос ВМСУ СФ, которому ранее подчинялась войсковая части №, получена справка о том, что размер должностного оклада мастера строительного участка аналогичной войсковой части в <дата>-<дата> года, составлял <данные изъяты>, районный коэффициент – 1, 4. Таким образом, ее заработная плата в данный период составляла оклад <данные изъяты> + районный коэффициент 1, 4 + полярная надбавка за отработанное время. Однако при повторном обращении в ГУ УПФ РФ в Кольском районе в перерасчете пенсии отказано. Указывая на то, что утрата документов произошла не по ее вине, истица просит установить факт получения ей заработка согласно представленным документам для начисления пенсии, обязать ГУ УПФ РФ в Кольском районе исчислить пенсию из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка.

В ходе рассмотрения дела Лысковец Л.М. уточнила заявленные требования, просила суд установить факт получения ей заработной платы в должности мастера строительного участка в/ч № за период с <дата> по <дата> в размере, исходя из оклада в <данные изъяты>, с применением районного коэффициента 1, 4 и начислением процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера согласно прилагаемому расчету, обязать ГУ УПФ РФ в Кольском районе произвести перерасчет страховой части пенсии, начиная с <дата> из заработной платы за 60 месяцев с <дата> по <дата>, включая спорный период. Требования к ответчику ВМСУ СФ заключаются в подтверждении размера данного заработка, необходимого для исчисления пенсии.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснив дополнительно, что в действительности в указанный спорный период заработную плату получала в большем размере, нежели указано в ее расчетах, т.к. в зарплату входили еще различные премии. В связи с этим просит учесть лишь минимально возможный размер получаемой ей заработной платы, исходя из оклада, районного коэффициента и полярных надбавок. Какие-либо другие документы, подтверждающие размер ее заработной платы (профсоюзный или партийный билет с указанием об уплате взносов с получаемой зарплаты, иные такого рода документы), у нее не сохранились. С <дата> проходила военную службу, в связи с чем в настоящее время является получателем военной пенсии. Указала, что ее вины в утрате работодателем первичных документов о размере ее заработка в <дата>-<дата> годах не имеется и отсутствие данных документов не должно ущемлять ее право на получение страховой части пенсии из наиболее выгодного для нее варианта, Пенсионный фонд в разрешении этого вопроса должен был пойти не навстречу. Считает, что представленные в ходе рассмотрения дела доказательства позволяют сделать вывод о получении ей заработной платы а указанном размере.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Кольском районе Никулина Т.В. в судебном заседании и в письменном отзыве иск не признала и просила в его удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с действующими нормами пенсионного законодательства сведения о размере заработной платы для целей исчисления размера пенсии могут подтверждаться только первичными бухгалтерскими документами о выплате заработной платы. Таких документов в пенсионный орган не представлено. Возможность установления размера пенсии по приблизительным, неточным данным о заработной плате по аналогичной профессии или должности законом не предусмотрена. Полагает, что при вине работодателя в утрате документов истица вправе обратиться к нему или его правопреемнику с требованием о возмещении вреда.

Представитель ответчика Военно-морского строительного управления Северного Флота в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, мнения по существу иска не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 30 Федерального закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3, 4, 6 настоящей статьи, в том числе по формулам: «РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП», «РП = ЗР x СК» где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за <дата> - <дата> годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечении, при этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании п. 4 постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", такой перечень утверждается Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ.

В силу п. 26. «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Как предусмотрено ст.ст. 99-103 ранее действовавшего Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка. Гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий. В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.

В судебном заседании установлено, что истица Лысковец Л.М., <дата> года рождения, в период с <дата> по <дата> работала в должности мастера строительного участка в войсковой части № в <адрес>, до этого, с <дата>, также имела трудовой стаж. С <дата> проходила военную службу, и с <дата> является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

<дата> Лысковец Л.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кольском районе о назначении пенсии (страховой части) по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от <дата> при определении расчетного размера страховой части пенсии учтен заработок по представленным документам, за периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>, в последнем периоде – исходя из заработка в <данные изъяты>. С <дата> истице назначена пенсия в размере <данные изъяты>.

<дата> Лысковец Л.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о перерасчете страховой части пенсии с учетом периоды ее работы в войсковой части №, представив справку ВМСУ СФ о том, что должностной оклад мастера строительного участка аналогичной войсковой части в указанное время составлял <данные изъяты>, районный коэффициент – 1, 4. Решением комиссии ответчика от <дата> в перерасчете пенсии отказано, т.к. представленные документы не подтверждают индивидуальный характер заработка истицы в спорный период

Согласно сообщению Архива Северного Флота и представленным актам от <дата>, составленным при осуществлении процедуры ликвидации № УНР – войсковой части №, что все карточки лицевых счетов на выплату заработной платы гражданскому персоналу, трудовые договоры, приказы командира войсковой части № за <дата>-<дата> годы не сохранились, были уничтожены в результате затопления помещения архивного хранения здания УНР фекальными водами.

Установленные судом обстоятельства по существу сторонами процесса не оспариваются и подтверждаются представленными письменными доказательствами, материалами пенсионного дела истицы.

Анализируя установленные обстоятельства дела и представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.

По смыслу вышеприведенных норм пенсионного законодательства, фактический заработок работника на конкретном предприятии носит индивидуальный характер и должен быть подтвержден документально. Таких документов как в пенсионной орган при обращении с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии, так и суду в период рассмотрения дела, не представлено.

Доводы истицы о том, что размер ее должностного оклада в сумме <данные изъяты> подтверждается справкой ВМСУ СФ, суд принять не может. Данная справка выдана ВМСУ СФ на основании копии приказа командира войсковой части № в <адрес> от <дата> о назначении К. на должность мастера СУ-3 с месячным окладом <данные изъяты>, карточки ее лицевого счета, а также штатного норматива № от <дата>, утвержденного заместителем министра обороны СССР, согласно которому по должности мастера установлен оклад от <данные изъяты> до <данные изъяты> в месяц.

Вместе с тем, указанный штатный норматив не относится к периоду работы истицы в войсковой части №, так как утвержден позже. Кроме того, в примечании к данным нормативам указано, что они предназначаются для хозрасчетных строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций и являются рекомендательными.

Документы о размере должностного оклада К. не могут приниматься для исчисления заработка истицы, так как представлены другим работодателем, находившимся в ином населенном пункте, и не свидетельствует об индивидуальном размере заработка Лысковец Л.М. в спорный период, который мог быть как выше заявленного истицей размера, так и ниже его. Также не подтверждают эти документы полную либо неполную занятость истицы, отвлечения ее от выполняемой работы в связи с отпусками без сохранения заработной платы, и т.п., что в соответствии с законодательством учитывается при установлении трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости. Доказательств идентичности выполняемой работы и получаемого заработка истицей и К. не представлено.

Согласно Письму Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», к числу документов, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Однако таких документов в ходе рассмотрения дела также не представлено.

Доводы истицы о том, что утрата документов произошла не по ее вине, а пенсионный орган мог исчислить пенсию из представленных документов, также не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

По смыслу закона и как разъяснено в том же Письме Минтруда и ПФ, в случае причинения ущерба в виде невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, истица не лишена возможности обратиться за возмещением ущерба вследствие причинения ей вреда, к должностному лицу или органу, которые должны отвечать по этим обязательствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лысковец Л.М. к ГУ УПФ РФ в Кольском районе, "В." об установлении факта получения заработной платы в определенном размере и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

.

Судья:________________________________С.А. Байков.

.

.