Мотивированное решение Дело № 2-436/2011
составлено <дата>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> город Кола
Кольский районный суд Мурманской области
в составе: председательствующего судьи Булыгиной Е.В.,
при секретаре Колесниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании решения администрации муниципального образования Кольский район об отказе в выборе земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Кольского района об отказе в выборе земельного участка. В обоснование своих требований указал, что обратился в администрацию Кольского района с заявлением о выборе земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты>, для дачного строительства. Ему был выдан акт выбора земельного участка для получения согласования с заинтересованными органами и организациями. Акт был согласован всеми заинтересованными службами, за исключением ББТУ. ББТУ приняло решение об отказе в согласовании акта выбора земельного участка, на основании которого администрацией Кольского района было также принято оспариваемое решение об отказе в выборе земельного участка. В основу отказа была положена экспертиза ФГУ "М.", согласно которой предоставление земельного участка для дачного строительства приведет к сплошной рубке смешанного леса в границах 1000-метровой запретной полосы лесов, что может повлечь интенсификацию эрозионных процессов в пределах водоохранной зоны водохранилища. С решением администрации Кольского района об отказе в выборе земельного участка он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что выводы ББТУ и ФГУ "М." о невозможности дачного строительства на испрашиваемом им участке, поскольку это приведет к сплошной рубке леса, не соответствуют действительности. Кроме того, в решении ББТУ сделана ссылка на Постановление Совмина РСФСР от 26.10.1973 № 554, устанавливающее 100-метровую запретную полосу лесов, защищающую нерестилища ценных промысловых рыб, в пределах которой запрещена заготовка леса. Однако данный запрет, по его мнению, распространяется на предпринимательскую деятельность по заготовке древесины, в связи с чем данное постановление не может распространяться на возникшие правоотношения. Кроме того, согласно сведениям Комитета по лесному хозяйству, в государственном лесном реестре сведения о лесе на данном земельном участке отсутствуют. Испрашиваемый земельный участок формируется из земельного участка с кадастровым номером №, входящего в фонд перераспределения земель, земли сельскохозяйственного назначения, и цель его предоставления данному назначению соответствует. Полагает, что у администрации Кольского района не имелось оснований для отказа в согласовании акта выбора земельного участка, данное решение было принято по формальным признакам. Просит признать решение администрации МО Кольский район об отказе в выборе земельного участка, изложенное в письме от <дата> №, незаконным. Обязать администрацию МО Кольский район на основании п.6 ст.31 Земельного кодекса РФ утвердить акт о выборе земельного участка и в месячный срок со дня получения решения суда направить заявителю уведомление о его выполнении. Также просит взыскать с администрации Кольского района расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание заявитель Т. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, что в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ не препятствует рассмотрению заявления в его отсутствие.
Представитель заявителя Ткаченко А.С. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на то, что администрация Кольского района необоснованно отказала в выборе земельного участка, не оценив правомерность решения ББТУ об отклонении акта выбора.
Представитель администрации Кольского района Воронина Е.Д. в судебном заседании и в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении требований заявителя. Ссылается на то, что оспариваемое решение от <дата> в форме письма об отказе в выборе земельного участка было принято в соответствии с требованиями закона. Процедура выбора земельного участка, определенная ст.31 ЗК РФ, предусматривает необходимость согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами. На основании ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов ББТУ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, в связи с чем ББТУ было включено в состав комиссии, определяющей возможность размещения объекта на испрашиваемом земельном участке. Основанием для принятия оспариваемого решения администрации Кольского района послужил отказ уполномоченного органа в согласовании акта выбора земельного участка. У администрации отсутствуют полномочия по оценке обоснованности и законности такого отказа, а равно отсутствует право согласиться или не согласиться с решением ББТУ Росрыболовства. Вопрос о возможности размещения объекта с учетом его нахождения вблизи водоемов находится вне компетенции администрации, в связи с чем решение принимается на основании заключения уполномоченного органа.
Представитель заинтересованного лица ББТУ Росрыболовства Волков М.И. в судебном заседании и письменном отзыве с заявлением не согласился. При этом указал, что ББТУ своевременно рассмотрело документы, представленные на согласование акта выбора земельного участка, испрашиваемого гражданином Т. под индивидуальное дачное строительство. С целью определения соответствия представленных материалов требованиям по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания акт выбора был направлен на экспертизу в компетентную организацию ФГУ "М.", поскольку само ББТУ осуществляет только административно-распорядительные функции. В соответствии с заключением специалистов ФГУ "М." планировка испрашиваемой территории приведет к сплошной рубке смешанного леса в границах-1000 метровой запретной полосы лесов, установленной Постановлением Совмина РСФСР от 26.10.1973 № 554, что выразится в интенсификации эрозионных процессов в пределах водоохранной зоны водохранилища. В связи с этим ББТУ приняло решение об отклонении согласования акта выбора земельного участка.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах, конкурсах, аукционах);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из п.1 ст.14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки из фонда перераспределения земель для дачного строительства предоставляются после их выбора (предварительного согласования).
В силу пп.1 п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с проведением процедуры выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Частью 6 ст.31 ЗК РФ предусмотрено, что после проведения процедуры выбора исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлены требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности.
При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
На основании п.2 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В соответствии с п.8 Правил Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы рассматривают документы и принимают решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов либо об отказе в таком согласовании.
Приказом Госкомрыболовства РФ от 12.02.2008 N 103 утверждено Положение о ББТУ по рыболовству.
Согласно п.2 Положения ББТУ создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.
В силу п.8.1.14 Положения ББТУ в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569 был издан Приказ Росрыболовства от 13.11.2009 N 1018 "О согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания".
Пунктом 3.3, 3.3.1 данного приказа Территориальным управлениям Росрыболовства предписано привлекать к рассмотрению заявок подведомственные Росрыболовству организации в соответствии с их уставной деятельностью, в том числе Федеральные государственные учреждения с целью оценки:
а) соответствия представленных заявок требованиям по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, обоснованности планируемых технических решений с позиции обеспечения наименьшего ущерба водным биоресурсам, безаварийной деятельности;
б) достаточности планируемых мер для предотвращения, снижения негативного воздействия на водные биоресурсы и возмещения вреда (компенсации ущерба) водным биоресурсам;
в) полноты и достоверности оценок, характера и масштабов прогнозируемого воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.
В судебном заседании установлено, что на основании обращения заявителя Т. администрацией Кольского района <дата> был выдан акт выбора земельного участка № под индивидуальное дачное строительство. Испрашиваемый земельный участок примерной площадью <данные изъяты> расположен в Кольском районе на <данные изъяты> и входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, фонд перераспределения. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, В перечне государственных и муниципальных органов, согласованию с которыми подлежал акт выбора, было указано, в том числе, ББТУ.
В ходе согласования акта выбора Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района были направлены соответствующие документы в ББТУ. Должностными лицами ББТУ в присутствии представителя заявителя <дата> был составлен акт осмотра территори. Осмотром установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии около <данные изъяты>. В границах участка протекает ручей, участок покрыт травянистой и густой древесной растительностью (ель, береза).
<дата> руководитель ББТУ в соответствии с Приказом Росрыболовства от 13.11.2009 № 1018 направил имеющиеся материалы начальнику ФГУ "М." с целью оценки соответствия требованиям по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно письму ФГУ "М." от <дата> №, главными специалистами по мониторингу данного учреждения было проведено обследование испрашиваемого заявителем земельного участка. Установлено, что на участке имеется водный объект – ручей без названия, ширина водоохранной зоны ручья составляет 50 м. Земельный участок расположен в границах 1000-метровой запретной (нерестоохранной) полосы лесов, утвержденной Постановлением СМ РСФСР № 554 от 26.10.1973 года. Сделаны выводы о том, что планировка данной территории может привести к засыпке русла ручья, что выразится в нарушении водообмена и приведет к негативным последствиям от проявления эрозионных процессов в пределах водоохранной зоны <данные изъяты>. Возможная организация отвода стока с территории путем строительства водовода организует водообмен, но приведет к утрате естественного русла ручья. Кроме того, планировка испрашиваемой территории (с последующей организацией дачного строительства) приведет к сплошной рубке смешанного леса в границах 1000-метровой запретной полосы лесов, что выразится в интенсификации эрозионных процессов в пределах водоохранной зоны <данные изъяты>. По оценке специалистов, представленные на рассмотрение материалы не соответствуют требованиям по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
С учетом заключения ФГУ "М." ББТУ <дата> отклонило без согласования акт выбора земельного участка, испрашиваемого Т. под индивидуальное дачное строительство.
В связи с тем, что ББТУ отказало в согласовании акта выбора, администрация МО Кольский район Мурманской области письмом от <дата> № за подписью главы администрации отказала заявителю в выборе земельного участка.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Суд считает, что оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
Данное решение принято органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено распоряжение земельными участками на территории Кольского района, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления земельных участков под дачное строительство.
Часть 2 ст.31 ЗК РФ предусматривает, что в ходе выбора земельного участка проводятся процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами.
Как следует из вышеприведенных норм Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и принятых в соответствии с ним постановления Правительства РФ и приказов Росрыболовства, акт выбора испрашиваемого заявителем земельного участка обоснованно был направлен для согласования в Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства.
Управление, в компетенции которого находится согласование размещения хозяйственных и иных объектов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, рассмотрев представленные документы в установленном порядке, в согласовании акта выбора земельного участка отказало.
Порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области регулируется Положением, утвержденным решением Совета депутатов МО Кольский район от <дата> N 53/7 (в редакции решения от <дата> №).
Согласно пп.13 п.6.16 указанного Положения в принятии решения об осуществлении выбора земельного участка либо об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано в случае, если акт выбора земельного участка не согласован в установленном настоящим Положением порядке.
При этом действующим законодательством не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по оценке правомерности принятого решения уполномоченного государственного органа в области рыболовства, охраны водных биоресурсов и среды их обитания, об отказе в согласовании акта выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах администрация МО Кольский район по результатам выбора земельного участка, учитывая отказ уполномоченного органа в его согласовании, правомерно в соответствии с действующим законодательством приняла решение об отказе в выборе земельного участка.
Доводы заявителя и его представителя о том, что заключение ФГУ "М." и принятое на его основании решение ББТУ не соответствовали действующему законодательству, не могут послужить основанием для удовлетворения заявленных требований. На момент рассмотрения администрацией МО Кольский район материалов по результатам выбора земельного участка решение ББТУ не было оспорено и признано в установленном порядке незаконным.
Кроме того, в связи с отказом в согласовании размещения объекта, заявитель не лишен возможности, в том числе в соответствии с п.12 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов от <дата>, представить документы на повторное рассмотрение при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом отказе. Соответственно, в случае положительного решения вопроса о возможности дачного строительства на испрашиваемом земельном участке, заявитель вправе повторно обратиться в орган местного самоуправления района с заявлением о выборе и предоставлении данного участка.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Т. об оспаривании решения администрации муниципального образования Кольский район об отказе в выборе земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий –