Дело № 2-824/2010
Решение
Именем Российской Федерации15 сентября 2010 года г.Когалым
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в составе:
председательствующего судьи Давлетовой Т.В.,
при секретаре Зайнакаевой О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского управления Департамента охраны окружающий среды и экологической безопасности к Администрации г.Когалыма об обязании размещения отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства,
Установил
Истец обратился в суд с иском и просит обязать ответчика в срок до 01 октября 2011 года сдать в эксплуатацию полигон ТБО с биотермической ямой и обеспечить размещение и утилизацию отходов производства и потребления образуемых от предприятий и населения г.Когалыма, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а также обязать в срок до 01 октября 2012 года рекультивировать существующую санкционированную свалку твердых бытовых отходов, указывая на следующие обстоятельства:
Сургутским управлением охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югра (далее «Управление») 17 июля 2008 года проведено обследование полигона по утилизации ТБО в г.Когалым. В ходе обследования было установлено, что полигон по утилизации ТБО в г.Когалым расположен в <адрес>. В результате осмотра территории полигона по утилизации ТБО установлено, что объект «Полигон для утилизации ТБО в г.Когалыме» не соответствует требованиям Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и требованиям природоохранного законодательства.
19 августа 2008 года в г.Когалыме проведено совещание по вопросу ввода в эксплуатацию нового полигона твердо-бытовых отходов в г.Когалыме. По итогам совещания составлен протокол, в котором были приняты решения о том, что Управление проводит повторное натурное обследование территории 1 очереди пускового комплекса полигона ТБО в г.Когалыме, выдает акт натурного обследования объекта с выводом при устранении каких нарушений объект будет соответствовать требованиям законодательства; Администрация г.Когалыма проводит экологический аудит объекта и утверждает его государственной экспертизой; вывоз на новый полигон не предусматривается до выполнения Администрацией города указанных решений.
28 августа 2008 года в ходе повторного осмотра объекта «Полигон для утилизации ТБО в г.Когалыме» и проектной документации по нему выявлены 15 замечаний с устранением которых будет возможна эксплуатация полигона. До настоящего времени объект «Полигон для утилизации ТБО в г.Когалыме» не запущен в эксплуатацию, а существующая свалка не рекультивирована согласно целевым программам «Строительство полигона ТБО с биотермической ямой» и «Рекультивация существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов на 2008-2011 годы» принятым Решениями Думы г.Когалыма № 144-ГД от 11 сентября 2007года и № 223-ГД от 24 марта 2008 года. То есть отходы производства и потребления размещаются на санкционированной свалке г.Когалыма и на иной объект размещения отходов не вывозятся, что является нарушением ч.1 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» так, как создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В тоже время, в настоящее время санкционированная свалка отходов используемая для размещения отходов в г.Когалыме, не является специализированным местом размещения отходов, с 2008 по 2010 годы Управлением выявлялись нарушения санитарного и природоохранного законодательств при эксплуатации указанной свалки. В целом, санкционированная свалка г.Когалыма не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения.
Приостановка действия целевых программ «Строительство полигона ТБО с биотермической мой» и «Рекультивация существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов а 2008-2011 годы» и как следствие отсутствие на территории города Когалыма места размещения и утилизации отходов производства и потребления отвечающего требованиям природоохранного и санитарного законодательства, свидетельствуют о том, что Администрация г.Когалыма не выполняет должным образом свои обязанности по организации места размещения и утилизации отходов производства и потребления, чем нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Пункт 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 5 ноября 1998 г. N14, указывает на эффективность применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений. Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно - ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Представитель истца Сургутского управления Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Когалыма БМВ. в судебном заседании иск Сургутского управления Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не признала и пояснила, что Строительство полигона ТБО осуществлялось на условиях софинансирования: выделялись денежные средства из окружного бюджета (30%), местный бюджет (70%) (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01 марта 2007 года №44-п «О механизме реализации Программы ХМАО-Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 года. В 2006 году г.Когалым был включен в подпрограмму «Развитие и модернизация системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов ХМАО-Югры» Программы ХМАО-Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 года. Законом ХМАО-Югры от 06 декабря 2005 №122-оз «О бюджете ХМАО-Югры на 2006 год» в соответствии с указанной программой на город Когалым на проектирование полигона ТБО было выделено 4 миллиона рублей. В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30 декабря 2005 года №256-п проектирование полигона ТБО с биотермической ямой в городе Когалыме было включено в перечень строек и объектов на 2006 год, финансируемых из бюджета ХМАО-Югры. Соответственно решением Когалымской городской Думы от 28 декабря 2005 года №188-ГД «О бюджете города Когалыма на 2006 год» проектирование работ по строительству полигона ТБО с биотермической ямой было включено в перечень строек и объектов МО город Когалым, финансируемых из средств местного бюджета с участием средств бюджета ХМАО-Югры на 2006 год. На 2007 год Законом ХМАО-Югры от 30 ноября 2006 №122-оз «О бюджете ХМАО-Югры на 2007 год» на г.Когалым на проектирование полигона ТБО было выделено 2 миллиона 953 тысячи рублей. Решением Думы города Когалыма от 25 декабря 2006 года №71-ГД строительство полигона ТБО с биотермической ямой было включено в перечень строек и объектов МО город Когалым на 2007 год. 11 сентября 2007 года решением Думы города Когалыма №144-ГД утверждена городская целевая программа «Строительство полигона ТБО с биотермической ямой» на 2008-2010 годы. В соответствии с данной программой финансирование строительства полигона ТБО определялось следующим образом: бюджет ХМАО-Югры составлял 33 миллиона рублей, бюджет города Когалыма – 112 миллионов рублей. 15 февраля 2008 года по итогам открытого конкурса Администрацией г. Когалыма с КГ МУП «Управление производственно-технологической комплектации» заключен муниципальный контракт 07-ОК на выполнение работ по строительству полигона твердых бытовых отходов с биотермической ямой. В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 31 октября 2007 года №165-оз «О бюджете ХМАО-Югры на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» на 2008 год в рамках Программы ХМАО-Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры на 2005-2012 годы» Когалыму было выделено 10 миллионов рублей, на 2009 год планировалось выделение 11 миллионов рублей, на 2010 – 15 миллионов рублей. В итоге, начиная с 2009 по 2010 год финансовых средств Когалыму на реализацию программы по строительству полигона ТБО не выделялось и не планируется их выделение на 2011, 2012 годы. Согласно распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 30 декабря 2008 года №589-рп «О перечне строек и объектов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» строительства полигона ТБО с биотермической ямой в городе Когалыме в указанный перечень не включено, т.е. город Когалым исключен из Программы ХМАО-Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 года. Кроме того, статьей 47 Закона ХМАО-Югры от 25 ноября 2008 года №140-оз «О бюджете ХМАО-Югры на 2009 год» - установлено, что в случае невыполнения доходной части бюджета автономного округа в 2009 году в первоочередном порядке подлежат финансированию публичные нормативные обязательства, оплата труда, услуг связи, коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, медикаментов и т.п. На 2009 год (с изменениями на апрель 2009 года) бюджет г.Когалыма был утвержден с дефицитом в размере - 567 миллионов 944 тысячи рублей, на 2010 год – дефицит бюджета города составил - 362 миллиона 252 тысячи рублей. В связи с чем, учитывая отсутствие финансирования строительства полигона ТБО из окружного бюджета, отсутствие необходимых средств в бюджете города Когалыма (а это более 100 миллионов рублей), решением Думы города Когалыма от 24 апреля 2009 года №365-ГД (в ред. решения Думы города Когалыма от 13 ноября 2009 года N 435-ГД) действие городской целевой программы «Строительство полигона ТБО с биотермической ямой» приостановлено до принятия отдельного решения о возобновлении. На основании чего приостановлены и работы по строительству полигона ТБО (дополнительное соглашение от 05 мая 2009 года №2 к муниципальному контракту от 15 февраля 2008 года №07-ОК). Учитывая, что г.Когалым является дотационной территорией, необходимые средства на строительство полигона ТБО в бюджете города (более ста миллионов рублей) как видно из представленных документов отсутствуют, из окружного бюджета финансирование на строительство полигона ТБО не выделяется и не планируется их выделение до 2012 года, приостановление строительства полигона ТБО с биотермической ямой является вынужденным для города Когалыма. Для возобновления строительства полигона твердых бытовых отходов с биотермической ямой и ввода его в эксплуатацию необходимо включение города Когалыма в Программу «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 годы, тем самым выделения финансовых средств на строительство полигона ТБО с биотермической ямой. Администрацией города Когалыма неоднократно направлялись письма в Думу ХМАО-Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры о выделении финансовых средств на строительство полигона ТБО, однако, финансовые средства из бюджета округа городу Когалыму так и не выделены и не планируется их выделение. Кроме того, и рекультивация существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов потребует огромных финансовых вложений, в соответствии с решением Думы города Когалыма от 24 марта 2008 года №223-ГД «Об утверждении городской целевой программы «Рекультивация существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов на 2009-2011 годы» затраты на рекультивацию составляют 60 миллионов рублей. Действие указанной программы также приостановлено решением Думы города Когалыма от 24.04.2009 №365-ГД (в ред. решения Думы города Когалыма от 13.11.2009 N 435-ГД) до принятия отдельного решения о возобновлении. Кроме того, даже в случае возобновления финансирования из округа и принятия Думой города Когалыма решения о возобновлении программы, необходимо произвести корректировку проекта полигона ТБО с биотермической ямой, конкурсные процедуры для заключения договоров с подрядчиками, только это займет как минимум полгода, не говоря уже о самом строительстве, то есть установленные в исковом заявлении сроки нереальны.
Представители ответчика Администрации города Когалыма: ЗАЕ, ТИМ и ГЕЮ в судебном заседании иск Сургутского управления Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не признали и просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, выслушав представителей ответчика Администрации города Когалыма, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях…».
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления» «Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией».
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» « Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации».
В соответствии п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Согласно п. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов..».
Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в статье Устава городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденного решением городской Думы города Когалыма от 23 июня 2005г. № 167- ГД.
В судебном заседании было установлено, что 17 июля 2008 года Сургутским управлением охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югра проведено обследование полигона по утилизации ТБО в г.Когалым, общей площадью 12,1554 га, адрес месторасположения: <адрес>, которое находится на балансе Администрации г.Когалыма. В результате осмотра территории полигона по утилизации ТБО установлено, что объект «Полигон для утилизации ТБО в г.Когалыме» не соответствует требованиям Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01 от 30 мая 2001 года, Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7- ФЗ от 10 января 2002 года, Федерального закона «Об отходов производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, что подтверждается актом натурного обследования от 17 июля 2008 года.
19 августа 2008 года в г.Когалыме проведено совещание по вопросу ввода в эксплуатацию нового полигона твердо-бытовых отходов в г.Когалыме, по итогам которого были приняты следующие решения: Сургутское управление охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югра проводит повторное натурное обследование территории 1 очереди пускового комплекса полигона ТБО в г.Когалыме, выдает акт натурного обследования объекта с выводом при устранении каких нарушений объект будет соответствовать требованиям законодательства; Администрация г.Когалыма проводит экологический аудит объекта и утверждает его государственной экспертизой; вывоз на новый полигон не предусматривается до выполнения Администрацией города до решений принятых на данном совещании, что подтверждается протоколом совещания по вопросу ввода в эксплуатацию нового полигона твердо-бытовых отходов в г.Когалыме от 19 августа 2008 года.
Согласно распоряжению № 351-П от 25 августа 2008 года государственный инспектор по охране природы, по контролю за использованием и охраной водных объектов ДООСиЭБ ХМАО-Югры была направлена для проведения внеплановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ на территории объекта: «Полигон ТБО» -1 очередь в г. Когалыме, территории санитарно-защитной зоны полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>. 28 августа 2008 года в ходе повторного осмотра объекта «Полигон для утилизации ТБО в г.Когалыме» были выявлены 15 замечаний, при устранении которых будет возможна эксплуатация полигона ТБО г.Когалыма, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.
На письмо Сургутского управления охраны окружающей среды ДООС и ЭБ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № «О предпринятых мерах по улучшению состояния объектов размещения отходов, в том числе о количестве освоенных средств на строительство и модернизацию объектов размещения отходов» Администрация г. Когалыма письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что в связи со сложившейся ситуацией в мировой финансовой системе, повлекшей снижение динамики бюджетообразующих показателей развития экономики г.Когалыма, от 24 апреля 2009 года № 365-ГД Дума г.Когалыма решила, до принятия отдельного решения о возобновлении, приостановить действие: решения Думы г.Когалыма от 11 сентября 2007 г. № 144-ГД «Об утверждении городской целевой программы «Строительство полигона ТБО с биотермической ямой» (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Думы г.Когалыма от 25 июля 2008 г. № 273-ГД, от 25 декабря 2008 года № 326-ГД), решения Думы г.Когалыма от 24 марта 2008 г. № 223-ГД «Об утверждении городской целевой программы «Рекультивация существующей санкционированной свалки ТБО на 2008-2011 годы».
На запрос Сургутского управления охраны окружающей среды ДООС и ЭБ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № года «О предоставлении информации по строительству нового полигона ТБО» Администрация г.Когалыма письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что согласно изменениям внесенным в бюджет ХМАО-Югры Законом ХМАО-Югры от 20 марта 2009 года № 14-оз в 2009 году не предусмотрено финансирование строительства объектов по программе «Развитие и модернизации ЖКК ХМАО-Югры на 2005-2012 годы» в г.Когалыме и в связи с снижением доходной части бюджета г.Когалыма, решением Думы г.Когалыма от 24 апреля 2009 года № 365-ГД приостановлено действие в 2009 году целевых программ «Строительство полигона ТБО с биотермической ямой» и «Рекультивация существующей санкционированной свалки ТБО на 2008-2011 годы», строительство объекта «Полигон ТБО с биотермической ямой » в г. Когалыме приостановлено. В соответствии с выделенными лимитами финансирования, по объекту «Полигон ТБО с биотермической ямой» в г. Когалыме выполнены работы по устройству: одной карты площадью 13.500 кв.м., отсыпки обваловки полигона 80%, двух мачт освещения, подъездной дороги. В данный момент ведутся работы по консервации объекта.
При выше изложенных обстоятельствах, истец обратился в суд с иском и просить обязать ответчика в срок до 01 октября 2011 года сдать в эксплуатацию полигон ТБО с биотермической ямой и обеспечить размещение и утилизацию отходов производства и потребления образуемых от предприятий и населения г.Когалыма, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а также обязать в срок до 01 октября 2012 года рекультивировать существующую санкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Однако как установлено в судебном заседании, согласно п. 3.1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 18 сентября 2006 года № 218-п «О Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изменениями от 29 декабря 2006 года, 7 февраля, 29 августа 2007 года, 6 мая 2008 года, 16 апреля, 23 июня 2009 года) «департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: обращается в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды …..».
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не имеет полномочий для предъявления иска с вышеуказанными требованиями, суд считает в иске Сургутского управления Департамента охраны окружающий среды и экологической безопасности к Администрации г.Когалыма об обязании размещения отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске Сургутского управления Департамента охраны окружающий среды и экологической безопасности к Администрации г.Когалыма об обязании размещения отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам окружного суда ХМАО-Югры через Когалымский городской суд.
Судья Т.В. Давлетова