Дело №РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Когалым 14 февраля 2011 года
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:председательствующего судьи Данилова А.В.,с участием:
истцов ФИО1,
ФИО2,
представителя истцов адвоката ФИО5,
действующей на основании удостоверения № и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» ФИО7,
действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица администрации <адрес> ФИО8, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Копсергеновой З.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении на учете по подпрограмме «Доступное жилье молодым»,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратилась в суд к ответчику о восстановлении на учете по подпрограмме «Доступное жилье молодым». В обосновании исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратились с заявлением в ОАО «Ипотечное агентство - Югры» с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы», утвержденного Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103 -ОЗ. Ответчик своим уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ уведомил их о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии Программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы». В этот же день, а именно ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением № им было отказано в постановке на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» по причине того, что участниками Подпрограммы № не могут быть молодые семьи, намеренно ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки. Данный отказ считают незаконным, так как в 2007 году они были поставлены на учет в администрации <адрес> в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий и признаны участниками Подпрограммы № «Доступное жилье молодым», о чем имеется соответствующая справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Из числа участников Подпрограммы № они исключены не были. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 22 апреля 2009 года № 90-п органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы «Доступное жилье молодым» вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, организации, привлеченной для реализации подпрограммы. В нарушение данного пункта администрация города Когалыма не передала их учетное дело в ОАО «Ипотечное агентство Югры», осуществляющем реализацию Подпрограммы № поэтому в ОАО «Ипотечное агентство Югры» они не значились в числе участников Подпрограммы № В связи с чем им пришлось вновь обращаться ОАО «Ипотечное агентство Югры» для постановки на учет по Программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы». В 2007 году они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. метров, на тот момент состав семьи ФИО1 состоял из трех человек. В момент постановки на учет (2007 г.) ФИО2 являлся собственником 1/5 доли в четырехкомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>. ФИО1 являлась и является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>. В силу п.п.6 п.4 ст.9 Закона ХМАО - Югры от 11.11.2005 г. № 103-03 «О программе ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» в целях подпрограммы «Доступное жилье молодым» молодая семья, члены которой зарегистрированы в разных жилых помещениях, может быть признана участником подпрограммы 2, в случае если все члены признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров. ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, собственником 1/5 доли, которой являлся ФИО2, была продана. Согласно пункта 14 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, участниками подпрограммы 2 не могут быть молодые семьи или молодые специалисты, ранее не нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, намеренно ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки. Под намеренным ухудшением жилищных условий следует понимать совершение указанными гражданами сделок продажи ранее имеющегося жилья, находящегося на территории ХМАО -Югры, в результате чего их обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи стала составлять менее 12 кв.м. Считают, что продажа указанной доли квартиры никоим образом не повлияла на их нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как в 2007 году, еще до продажи данной 1/5 доли в квартиры их семья уже была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи составляла менее 12 кв.м. и они значились участниками Подпрограммы № «Доступное жилье молодым». При таких обстоятельствах, они полагают, что имеют право на восстановление на учете по Подпрограмме «Доступное жилье молодым», так как с их стороны намеренного ухудшения жилищных условий не было.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцы внесли изменения к исковому заявлению. Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы «Доступное жилье молодым», вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, организации, привлеченной для реализации подпрограммы. В нарушение данного пункта администрация <адрес> не передала их учетное дело в ОАО «Ипотечное агентство Югры», осуществляющем реализацию Подпрограммы № поэтому в ОАО «Ипотечное агентство Югры» они не значились в числе участников Подпрограммы № В связи с чем, им пришлось вновь обращаться ОАО «Ипотечное агентство Югры» для постановки на учет по Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы». В 2007 году они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как, были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. метров, на тот момент состав их семьи составлял 3 человека. Просят признать отказ ОАО «Ипотечное агентство Югры» в постановке на учет ФИО1, ФИО2 для предоставлении субсидий на имеющихся детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы» - незаконным, обязать ОАО «Ипотечное агентство Югры» произвести постановку ФИО1, ФИО2 на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 г. № 103-ОЗ (л.д.84-85).
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала и пояснила суду, что в 2007 году они были поставлены на учет в администрации города Когалыма в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, и признаны участниками Подпрограммы № «Доступное жилье молодым», о чем имеется соответствующая справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Из числа участников Подпрограммы № «Доступное жилье молодым» они исключены не были. На тот момент состав их семьи был три человека, на сегодняшний день – четыре человека. Так как в то время всем занималась администрация г. Когалыма, следовательно, и данную справку они получили из администрации города. Первый раз они включили в программу старшего сына. Её старший сын прописан в квартире бывшего мужа, у которой четыре собственника, и соответственно доля отца делится на него и на сына, т.е. ? доля от 76 кв.м. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО2 на исковых требованиях настаивал и дал пояснения, согласно предъявленного иска. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истцов ФИО5, действующая на основании удостоверения № и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34), пояснила суду, что исковые требования своих доверителей поддерживает и считает, что их права нарушены, им незаконно отказали в постановке на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым», так как они, признаны нуждающимися в администрации города, что подтверждается материалами дела. Не вина истцов, что их учетное дело уничтожено и не передано в ОАО «Ипотечное агентство Югры». Продажа квартиры, в которой истец ФИО2 владел 1/5 долей, никоим образом не повлияла на нуждаемость ФИО1, так как еще до продажи данной доли их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит исковые требования истцов удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» ФИО7, действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила суду, что истцы были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в администрации города и поставлены на учет. Учетное дело истцов им передано не было. Семья признается нуждающейся, если каждый из супругов признается нуждающимся. Истец ФИО1 и дети являются нуждающимися, а истец ФИО2, в 2008 году продал 1/5 доли в праве на жилое помещение, тем самым считается, что намеренно ухудшивший свои жилищные условия. Если один из супругов признается не нуждающимся, то соответственно вся семья признается не нуждающейся, в связи с этим истцам было отказано в постановке на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым». Просит в исковых требованиях отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации г. Когалыма ФИО8, действующая на основании доверенности (л.д.82), пояснила суду, что действительно в 2007 году семья ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Но справка действует в течение трех месяцев, по окончании этого срока необходимо ее обновлять, предоставлять необходимые сведения. Истцы вовремя не побеспокоились о своих жилищных условиях, обращений от них не поступало, никаких действий они не предпринимали. Считает, что данные исковые требования не затрагивают интересы администрации города, поэтому решение оставляет на усмотрение суда.
Заслушав объяснения истцов, представителя истцов, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.
В соответствии со ст. 9 Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 – 2015 годы» нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи собственника жилого помещения, которые обеспечены площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2, стали участниками подпрограммы № «Доступное жилье – молодым» в качестве Молодой семьи программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 – 2015 годы», что подтверждается справкой Администрации г. Когалыма (л.д.9). Из числа участников Подпрограммы № они исключены не были. Каких либо уведомлений об исключении из данных списков администрация города Когалыма не направляла. Не было представлено никаких подтверждающих документов об исключении ФИО1 из участников Подпрограммы № «Доступное жилье молодым».
Согласно п. 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 22 апреля 2009г. № 90-п «органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы «Доступное жилье молодым» вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, организации, привлеченной для реализации подпрограммы».
Организацией, привлеченной для реализации данной подпрограммы 2 стала ОАО «Ипотечное агентство Югры».
Администрация города Когалыма не передала учетное дело ФИО1 в ОАО «Ипотечное агентство Югры», осуществляющем реализацию Подпрограммы 2, т.к. согласно выписки из акта об уничтожении учетных дел от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело ФИО1 было уничтожено, в связи со сроками хранения (л.д. 83), поэтому в ОАО «Ипотечное агентство Югры» они не значились в числе участников Подпрограммы 2. В связи с чем, им пришлось вновь обращаться ОАО «Ипотечное агентство Югры» для постановки на учет по Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратились с повторным заявлением в ОАО «Ипотечное агентство Югры» о постановке на учет для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы № «Доступное жилье молодым», входящей в состав Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы» (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № ОАО «Ипотечное агентство Югры» отказало ФИО1 в постановке на учет, в связи с тем, что участниками подпрограммы № не могут быть молодые семьи, намеренно ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки (л.д. 42).
Суд считает незаконным отказ ОАО «Ипотечное агентство Югры» ФИО1 в постановке на учет для получения субсидии в рамках реализации Подпрограммы № «Доступное жилье молодым», т.к. ФИО1 на данный учет уже встали ДД.ММ.ГГГГ в Администрации г. Когалыма, которая на тот момент занималась реализацией Подпрограммы № «Доступное жилье молодым», что подтверждается справкой Администрации г. Когалыма. Данный факт в судебном заседании не опровергала и представитель ответчика по делу. Суд не усматривает вины ФИО1 в том, что Администрация г. Когалыма не смогла передать их учетное дело ОАО «Ипотечное агентство Югры», т.к. его уничтожило. Представитель третьего лица – Администрация г. Когалыма, в судебном заседании не смогла пояснить согласно каких нормативных актов учетное дело ФИО1 было уничтожено.
Суд не принимает доводы ответчика и о том, что ФИО1 в постановке на учет было отказано, в связи с тем, что участниками подпрограммы № не могут быть молодые семьи, намеренно ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки.
В соответствии с п. 14 ст. 10 Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 11ноября2005г. N103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" участниками подпрограммы № не могут быть молодые семьи или молодые специалисты, ранее не нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, намеренно ухудшившие свои жилищные условия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки, но не ранее даты вступления в силу настоящего Закона. Под намеренным ухудшением жилищных условий следует понимать совершение указанными гражданами сделок продажи, дарения, обмена ранее имеющегося жилья, находящегося на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в результате чего их обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи стала составлять менее 12 кв. метров.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продал 1/5 долю собственности в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 13). Исходя из смысла вышеуказанной статьи Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 11ноября2005г. N103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" не могут быть участниками подпрограммы № молодые семьи, намерено ухудшившие свои жилищные условия, в течение 5 лет до постановки на учет. ФИО1 на учет по подпрограмме № встали ДД.ММ.ГГГГ в Администрации г. Когалыма, таким образом, ФИО2 совершил сделку со своей недвижимости уже после постановки на учет, а значит намеренно не ухудшал жилищные условия своей семьи.
В связи с тем, что в настоящее время постановкой на учет по подпрограмме № занимается ОАО «Ипотечное агентство Югры», суд обязывает данную организацию поставить на учет семью ФИО1 для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы № «Доступное жилье молодым», входящей в состав Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы».
На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец ФИО1 уплатила государственную пошлину в сумме 200 (Двести) рублей, которая подлежит возмещению с ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении на учете по подпрограмме «Доступное жилье молодым», удовлетворить.
Признать отказ ОАО «Ипотечное агентство Югры» в постановке на учет ФИО1, ФИО2 для предоставлении субсидий на имеющихся детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы» - незаконным.
Обязать ОАО «Ипотечное агентство Югры» произвести постановку ФИО1, ФИО2 на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденной законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 г. № 103-ОЗ.
Взыскать с ОАО «Ипотечное агентство Югры» в пользу ФИО1 в счет оплаты государственной пошлины 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 дней, с момента окончательного принятия решения, через Когалымский городской суд.
Председательствующий А.В. Данилов