Дело № 2-88/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Когалым 28 февраля 2011 года.
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего, судьи Дроздова В.Ю.,
секретаря Голубь Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах Акназарова Б.М., Акназаровой Р.З., несовершеннолетнего Акназарова И.Б. к администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Когалыма в интересах Акназарова Б.М., Акназаровой Р.З., несовершеннолетнего Акназарова И.Б. обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой г. Когалыма была проведена проверка по обращению Акназарова Б.М. о нарушении администрацией города жилищного законодательства при предоставлении ему и его семье жилого помещения.
В ходе проверки установлено, что 17 апреля 2000 года Акназарову Б.М., как работнику треста «КНДСР» на основании совместного решения администрации и профкома № от ДД.ММ.ГГГГ.2000 г. выдан ордер № на право занятия жилой площади в семейном общежитии по адресу: <адрес>, ком. №.
21.04.2000 г. заместителем главы администрации г. Когалыма на основании указанного решения был утвержден список работников треста «КНДСР» на заселение в семейное общежитие по адресу: <адрес> на срок трудового договора. В указанном списке значится Акназаров Б.М.
Согласно постановлению администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ.1995 г. № <данные изъяты> <адрес> используются под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города срок использования квартир под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.2009 г. № <данные изъяты>, назначенной постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ2009 г. № №, <адрес> отнесен к категории непригодных для дальнейшего проживания из-за наличия вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием городской округ город Когалым заключено соглашение № № о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию, согласно п. 1.1 которого предприятие обязуется передать муниципальному образованию, а муниципальное образование обязуется принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», расположенные на территории города, и осуществить их постановку на баланс муниципального образования. В перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: <адрес>.
05.02.2010 г. сторонами подписан акт приема-передачи объектов жилого фонда, в том числе общежития по <адрес>. В соответствии с п. 2 акта у муниципального образования нет претензий к предприятию по поводу передаваемых по настоящему акту объектов жилого фонда.
Согласно п.п. 2.1.2 и 2.2.2 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. стороны обязуются в течение 10 дней с даты заключения соглашения снять объекты с баланса ТПП «Когалымнефтегаз» и по акту, составленному по форме № ОС-1а, передать и поставить их на баланс муниципального образования.
На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. № <данные изъяты> о приеме-передаче здания (сооружения) ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла общежитие по <адрес> на баланс муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. в общежитии произошел пожар, в результате которого здание пришло в негодность. Жильцы общежития в экстренном порядке переселены в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Общежитие по адресу: <адрес> план приватизации АООТ «ЛУКойл – Когалымнефтегаз» не включалось и на основании Постановления Верховного Совета РФ oт 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» подлежало передаче в муниципальную собственность.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, после передачи общежития по <адрес> муниципальную собственность, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В период существования этих правоотношений в <адрес> произошел пожар, в результате которого жилые помещения в данном доме пришли в негодность.
Распоряжением администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. № <данные изъяты> в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, предписано снести <адрес>, и согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. данный дом снесен.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Просил обязать администрацию города Когалыма предоставить Акназарову Б.М. и членам его семьи Акназаровой Р.З. и несовершеннолетнему Акназарову И.Б. вне очереди на основании договора социального найма капитальное жилое помещение, соответствующее по степени благоустройства условиям города Когалыма.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Когалыма Чэн С.С. исковые требования поддержал.
Истец Акназаров Б.М. исковые требования поддержал, пояснил, что в 1997 году он устроился на работу в трест «КНДСР». Сначала он снимал квартиру и был включен в список на улучшение жилищных условий. Впоследствии его супруга тоже устроилась на работу в трест. В 2000 году по месту работы им предоставили комнату в <адрес> по ул. <адрес> площадью 20,3 кв.м. В ней не было мебели, ремонт они сделали сами. Кухня, санузел и сушилка для белья были общие и располагались на этаже. Прожили они в этой комнате 10 лет. Данный дом сгорел. После пожара их переселением занималась администрация города, которая направила автобусы для их переезда. Им предоставили комнату по адресу: <адрес> сообщили, что они проживут в этом <адрес> дня, после чего им предоставят другое жилье, однако до настоящего времени они проживают в названном доме. Документы на жилплощадь по <адрес> им не выдали.
Представитель ответчика Леонтьева И.А. иск не признала, пояснила, что дом по <адрес> был построен в 1986 году за счет государственных средств. ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» перед передачей дома в муниципальную собственность должно было отремонтировать дом, но не сделало этого.
Считает, что данный дом принадлежал ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», поскольку находился в его владении, и оно занималось содержанием дома. Вселением жильцов в данный дом администрация города не занималась и решения об их вселении не принимала. Списки на заселение жильцов были утверждены администрацией, только для контроля. Администрация приняла на баланс <адрес> на основании соглашения о социальном партнерстве между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и администрацией города. Право собственности на дом было зарегистрировано за администрацией города уже после того, как дом был снесен.
На момент пожара указанный дом находился в ведении ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», т.к. в период с 04.02.2010 г. по 03.06.2010 г. общество несло расходы по содержанию дома, что подтверждается договором между ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» и ООО «Проспект» № <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>2010 г. Кроме того, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» выступало заказчиком по оформлению технической документации на <адрес> и оплачивало эти услуги.
Решение о сносе <адрес> было принято администрацией <адрес> в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости. Право собственности муниципального образования на <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. в нарушение действующего законодательств после сноса жилого дома на несуществующий объект, что недопустимо. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Фазылов Э.Р. исковые требования поддержал. Пояснил, что ООО «Лукойл – Западная Сибирь» при приватизации п/о «Когалымнефтегаз» не могло приватизировать <адрес>, поскольку в силу закона жилой фонд не подлежал приватизации. Администрация должна была выступить инициатором по передаче в муниципальную собственность домов, построенных за счет государственных средств, но приняла в собственность не все дома. Те дома, которые не были переданы в муниципальную собственность остались на их содержании, так как они не могли их бросить, оставив людей в домах, которые никем не обслуживаются. По соглашению с администрацией ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» оплатило изготовление документов, касающихся передачи жилого фонда в муниципальную собственность, в том числе за составление технического и кадастрового паспортов, но это не означает, что они производили оплату, как собственники. В составлении акта - заключения о том, что дом непригоден для проживания, представители общества участия не принимали, а значит, не являлись собственниками. Подписание акта приема-передачи <адрес> на баланс администрации происходило до пожара. Претензий по приему названного дома у администрации не было. Администрация города не возлагала на ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обязанности по переселению жильцов из данного дома. Считает, что иск подлежит удовлетворению.
Свидетель Кочкина Е.С. – инженер Сургутского БТИ показала, что она участвовала в составлении технического паспорта <адрес>. Комната <данные изъяты>, в которой проживали истцы расположена на втором этаже дома. Нумерация комнат по проекту не совпадала с фактической нумерацией комнат, и фактическая нумерация комнат была указана ею ДД.ММ.ГГГГ при обследовании дома (л.д.246). Помимо жилой площади истцы пользовались помещениями общего назначения, расположенными на этаже.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что истцы проживали в комнате № <адрес> жилой площадью 20,3 кв. м. Законность их вселения в данную комнату ответчиком не оспаривается. Дом использовался в качестве общежития ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ был передан в ведение муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел, после чего был снесен на основании распоряжения администрации г. Когалыма. После сноса дома истцам предоставлена комната в <адрес>, который не отвечает установленным требованиям в части работоспособности и безопасности конструкций, инженерным систем и объемно-планировочных решений.
Эти выводы суда подтверждаются объяснениями истцов и письменными материалами дела.
Как видно из ордера, Акназарову Б.М., работающему в тресте «КНДСР» на состав семьи 2 человека была предоставлена комната жилой площадью 20,3 кв.м. в семейном общежитии по адресу: <адрес>, на период работы на предприятии (л.д.9).
Согласно списку на заселение от ДД.ММ.ГГГГ.2000 г., утвержденному заместителем администрации г. Когалыма Какоткиным С.Ф., семья Акназаровых была заселена в комнату жилой площадью 20,3 кв.м. в семейном общежитии по адресу: <адрес> (л.д.10).
Из поквартирной карточки следует, что <данные изъяты> 2000 года Акназаров Б.М., Акназарова Р.З. были зарегистрированы в указанной комнате, а <данные изъяты> 2001 года в ней был зарегистрирован их сын Акназаров И.Б. (л.д.12).
Постановлением мэра г. Когалыма № <данные изъяты> от <данные изъяты>.1999 г. разрешено использовать под общежитие треста «КНДСР» ТПП «КНГ» квартиры с 1 по 44 по <адрес>. Впоследствии постановлениями главы города срок использования квартир по <адрес> под общежитие продлевался (л.д.48-50).
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Из плана приватизации государственного предприятия п/о «Когалымнефтегаз», ставшего в результате приватизации АО «ЛУКОЙЛ – Когалымнефтегаз», видно, что жилищный фонд не включался в уставный капитал общества, т.к. не подлежал приватизации (л.д.122), т.е. общежитие по адресу: <адрес> состав приватизируемого имущества не вошло.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 1 Приложения 3 к названному постановлению указано, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
<данные изъяты>2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием ХМАО – Югры городской округ Когалым было заключено соглашение № <данные изъяты>, согласно которому предприятие обязалось передать муниципальному образованию, а муниципальное образование принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», расположенные на территории города и осуществить их постановку на баланс муниципального образования (л.д.128-130).
Согласно приложения № 1 к данному соглашению в перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.132).
Актом приема-передачи объектов жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. общежитие по <адрес> было передано администрации г. Когалыма <данные изъяты>2010 г. (л.д.125-127).
Постановлением администрации г. Когалыма от <данные изъяты>2010 г. № <данные изъяты> жилой дом по <адрес> включен в реестр муниципальной собственности (л.д.51,52, 56).
Из заключения № от <данные изъяты>2009 г. следует, что жилой дом по адресу: <адрес> непригоден для дальнейшего проживания в соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 (л.д.175-177).
Из акта о пожаре № от <данные изъяты>.2010 г. видно, что в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар (л.д.171,172).
Распоряжением администрации г. Когалыма ХМАО – Югры № <данные изъяты> от <данные изъяты>2010 г. в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, дано указание организовать снос дома, расположенного в левобережной части г. Когалыма по адресу: <адрес> (л.д.180).
Согласно акту № от <данные изъяты>2010 г. жилой дом по <адрес> снесен (л.д.174).
Как видно из акта Государственной жилищной инспекции по ХМАО - Югре о результате проведения мероприятия по государственному контролю от <данные изъяты>.2010 г. (л.д.140,141) <адрес>, в который переселили истцов, не отвечает установленным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в части работоспособности и безопасности конструкций, инженерных систем и объемно-планировочных решений (разд. 2 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.)
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, после передачи жилого дома, в котором была расположена комната, где проживали истцы в ведение органов местного самоуправления, к данному жилому помещению применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, семья Акназаровых проживала в комнате № <адрес> на условиях договора социального найма.
Согласно ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Решение о сносе <адрес> и снос дома
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены eго семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, и предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суд считает, что истцы в соответствии с названными нормами имеют право на предоставление по договору социального найма вне очереди благоустроенного применительно к условиям г. Когалыма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Согласно ордеру и плану второго этажа (л.д.9,246) истцы фактически занимали комнату № в доме по <адрес> жилой площадью 20,3 кв. м. Общая площадь жилого помещения истцов не указана.
Как следует из экспликации к поэтажному плану <адрес> (л.д.--), общая площадь помещений второго этажа, где находилась комната истцов, составляет 421,7 кв.м. На этом этаже помимо жилых помещений находились помещения общего назначения площадью 179,6 кв.м. (туалеты, коридор, умывальники, кухня, сушилка, и т.п.), которыми пользовались истцы.
Таким образом, общая площадь помещений общего назначения, приходящаяся на жилую площадь истцов составляет 2,68 кв.м. (20,3 х 100 : 421,7 х 100 : 179,6)
При таких обстоятельствах истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 22,98 кв.м. (20,3 + 2,68).
Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Когалыма предоставить Акназарова Б.М., Акназаровой Р.З., Акназарова И.Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Когалыма, общей площадью 22,98 квадратных метра, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Когалыма.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Когалымский городской суд.
Председательствующий: судья В.Ю. Дроздов<данные изъяты>