Дело № 2-442/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Когалым 3 мая 2011 года Когалымский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Данилова А.В., с участием: Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Альшевского М.Ю., представителей ответчика ООО «<данные изъяты>» Литвин И.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Белого A.M., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Копсергеновой З.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа, УСТАНОВИЛ: Ханты - Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа. В обосновании заявленных требований указал на то, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Установлено, что ООО «<данные изъяты>» является владельцем лицензии ХМН 00492 НЭ на добычу нефти и газа в пределах Филипповского лицензионного участка в Кондинском и Советском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. В пределах Филипповского лицензионного участка находится Филипповское нефтяное месторождение. На основании указанной выше лицензии обществом осуществляется разработка данного месторождения. Вместе с тем установлено, что меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Проектным документом «Дополнение к проекту разработки Филипповского месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ХМАО - Югре ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Роснедра ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в 2010 году и в последующие годы процент использования попутного нефтяного газа по Филипповскому месторождению должен составлять 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 2,5 %. Всего за 2010 год на данном лицензионном участке предприятием добыто 4,909 млн. м3 попутного нефтяного газа. При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 4,786 млн. м3 был сожжен предприятием на факельных установках. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования попутного нефтяного газа, нарушении требований проектного документа на разработку Филипповского месторождения нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ХМН 00492 НЭ, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. По информации Департамента по недропользованию ХМАО - Югры попутный нефтяной газ - смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи. Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема, как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании попутного нефтяного газа происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания попутного нефтяного газа как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Вместе с тем, попутный нефтяной газ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в попутно нефтяном газе метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан - бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии. Согласно данных Департамента экологии ХМАО - Югры ежегодно в России в результате сжигания ПНГ в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, в том числе целый спектр канцерогенных и особо токсичных продуктов: углеводороды, диоксиды оксиды серы, тяжелые металлы, сероводород, меркаптаны, формальдегид, сажа. Происходят значительные потери ценного химического сырья: этана, пропана, бутана, гелия. Кроме того, факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект. Действующие факелы являются источником пожарной опасности. В их окрестности увеличивается масса погибшей, высохшей растительности и поэтому систематически возникают лесные пожары, охватывающие площади в десятки гектаров, при которых погибают животные, птицы, насекомые. На территории ХМАО - Югры выявлено свыше 570 гектаров нарушенных земель в местах сжигания ПНГ. Статистические данные по автономному округу свидетельствуют, что заболеваемость населения по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по Западно-Сибирскому району в целом (особенно по болезням органов дыхания). По ряду заболеваний (новообразования, болезни нервной системы и др.) наблюдается тенденция к росту. Очень опасны воздействия, последствия которых выявляются не сразу. Таковыми являются влияние загрязняющих веществ на способность людей к зачатию и вынашиванию детей, развитие наследственных патологий, ослабление иммунной системы. Поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. Вместе с тем, ООО «<данные изъяты>» незаконно сожжено на факелах 4,54 млн. м3 попутного нефтяного газа, добытого на Филипповском лицензионном участке (4,909 млн. м3 х (95% - 2,5%). Утилизация ПНГ в неполном объеме ООО «<данные изъяты>» в ХМАО - Югре влечет за собой увеличение выбросов в атмосферный воздух. Увеличивается объем сжигаемого на факелах попутного газа, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и иных компонентов окружающей среды, создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население Советского и Кондинского районов ХМАО - Югры. Согласно информации, представленной ООО «<данные изъяты>», в результате сжигания неиспользуемого попутного нефтяного газа на факелах происходит выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как азота диоксид, азота оксид, сажа, углеводорода оксид, смесь предельных углеводородов. За последние пять лет наблюдается негативная тенденция снижения коэффициента утилизации попутного нефтяного газа. Это связано, прежде всего, с невыполнением лицензионных соглашений в части утверждаемых уровней утилизации попутного нефтяного газа для большинства вновь осваиваемых нефтяных месторождений. Показатели улавливания и обезвреживания вредных веществ Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - самые низкие в Российской Федерации и УрФО, в первую очередь в связи с неудовлетворительной утилизацией попутного нефтяного газа. Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Советского и Кондинского районов ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит обязать ООО «<данные изъяты>» к ДД.ММ.ГГГГ обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Филипповском лицензионном участке, расположенном в Кондинском и Советском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Филипповского нефтяного месторождения; запретить ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Филипповском лицензионном участке, свыше 5 % от объема добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа. В судебном заседании Ханты - Мансийский межрайонный природоохранный прокурор Альшевский М.Ю., заявленные требования поддержал и пояснил, что проверкой установлено, что ряд предприятий нерационально используют природные ресурсы. ООО «<данные изъяты>» при разработке Филипповского лицензионного участка в Кондинском и Советском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры допускаются грубые нарушения действующего законодательства при использовании (утилизации) попутного нефтяного газа. Проектным документом на разработку указанного выше лицензионного участка предусматривается, что в 2010 году и последующие годы процент использования растворенного газа по Филипповскому лицензионному участку должен составлять 95%. В статье 22 Закона РФ «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Вместе с тем, фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на Филипповском лицензионном участке составил только 2,5 %. Установлено, что ООО «<данные изъяты>» незаконно сожжено на факелах 4,54 млн. м3 попутного нефтяного газа, добытого на Филипповском лицензионном участке. Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема, как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании ПНГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода так и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Кроме того, в результате нарушения законодательства о недрах, полезные ископаемые, которые являются важным сырьем для энергетики и химической промышленности безвозвратно утрачиваются, а обществом осуществляется нерациональное пользование недрами. Просил исковые требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Литвин И.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89), заявленные требования не признала и пояснила, что исходя из положений ст. 1065 ГК РФ, основанием возникновения обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться, как правило, экспертизой. Поэтому, исходя из смысла данной нормы, для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда. В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не резюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. Представленные истцом доказательства, в виде писем Департамента по недропользованию ХМАО - Югры, Управления по недропользованию по ХМАО - Югре, Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре не содержат конкретных фактов о том, что действиями именно ООО «<данные изъяты>» создается реальная опасность причинения вреда в будущем. Также, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что сжигание попутного нефтяного газа именно ООО «<данные изъяты>» прямо повлияет в будущем на способность людей к зачатию, вынашиванию детей, развитию наследственных патологий, ослаблению иммунной системы, а также создаст угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. То есть, прокуратурой не доказана причинно-следственная связь, между действиями ООО «<данные изъяты>» и вредом, о котором в исковом заявлении указывает истец. Доводы и аргументы истца носят предположительный характер, не подтверждены документально. Угроза реальна, когда она сейчас и неминуема. Они приобщили к материалам дела программу, в соответствии с которой разрабатываются мероприятия по утилизации нефтяного газа, соответственно состава по ст. 1065 ГПК РФ нет. Реальная угроза, определенная в количественном выражении, отсутствует. В исковом заявлении истец указывает, что ООО «<данные изъяты>» не исполняет дополнительное условие лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах Филипповского лицензионного участка об использовании попутного нефтяного газа на 95 %, установленного сторонами лицензионного соглашения по рекомендации, указанной в п. 15 Временных методических рекомендаций по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом прокурор не учитывает, что Временные методические рекомендации не являются нормативно - правовым актом и носят рекомендательный характер. Соответственно, внесение рекомендованного условия в лицензионное соглашение и в проект разработки Филипповского лицензионного участка ООО «<данные изъяты>» произведено не в силу обязательных указаний природоохранного законодательства, а по договоренности с участниками лицензионного соглашения. В настоящее время ни действующий закон «О недрах», ни федеральный закон «Об охране окружающей среды», ни федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», ни Правила охраны недр не содержат нормы, запрещающие добывающим нефть предприятиям, в том числе и ООО «<данные изъяты>», сжигать попутный нефтяной газ более 5 % от добытого объема или обязывающие эти предприятия осуществлять утилизацию попутного нефтяного газа в размере 95 % от добытого объема. Требования прокурора, изложенные в исковом заявлении, противоречат Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках». Пункт 1 Постановления устанавливает целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа. Пункт 2 Постановления устанавливает с ДД.ММ.ГГГГ определенную плату за выбросы вредных веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, как для объема, соответствующего значению целевого показателя, так и для объема, превышающего значение целевого показателя. Данное Постановление не запрещает юридическим лицам, добывающим нефть, ни в настоящее время, ни с ДД.ММ.ГГГГ сжигать, при осуществлении предпринимательской деятельности, попутный нефтяной газ. Оно устанавливает лишь дополнительный коэффициент, стимулирующий хозяйствующих субъектов к рациональному использованию не возобновляемых запасов углеводородов и, соответственно, к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа. Требование прокуратуры о запрете сжигания попутного нефтяного газа является, по сути, требованием о приостановлении деятельности. В случае приостановления деятельности, нефть на Филипповском месторождении добываться не будет, что повлечет неполучение государством в существенных размерах сумм налогов: НДПИ, НДС, налог на прибыль. Также работники, работающие на месторождении, будут вынуждены простаивать, что существенно отразится на их заработной плате. Кроме того, в федеральный бюджет не поступят платежи, предусмотренные вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках. ООО «<данные изъяты>» разработана программа мероприятий по утилизации (использованию) нефтяного (попутного) газа на 2010-2011г.г. по лицензионным участкам недр, которая согласована руководителем Управления по недропользованию по ХМАО - Югре, руководителем Федеральной службы Ростехнадзора по ХМАО - Югре, директором Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры, начальником Управления по охране окружающей природной среды ХМАО - Югры. Данной программой определено, что на Филипповском лицензионном участке к декабрю 2011г. должна быть построена компрессорная станция на дожимной насосной станции для утилизации попутного нефтяного газа. Для выполнения указанной программы ООО «<данные изъяты>» уже заключило договор на выполнение проектных и изыскательских работ по строительству компрессорной станции на Филипповском месторождении. Просила в иске прокурору отказать. В судебном заседании представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Белый A.M., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95), заявленные требования не признал и пояснил, что в связи с недоказанностью прокуратурой наличия элементов состава, предусмотренного ст. 1065 ГК РФ, просил суд отказать Ханты-Мансийскому межрайонному природоохранному прокурору в исковых требованиях к ООО «<данные изъяты>» в полном объеме. Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. На основании п. 3 ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. В соответствии с требованиями ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 15 Временных методических рекомендаций по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (утверждены распоряжением МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р) дополнительными условиями, содержащимися в лицензии на пользование участками недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья, могут являться условия утилизации попутного газа (при добыче нефти, конденсата). В п.п. 1.2., 1.4. Методических, рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензии на пользование недрами, выданных в порядке, установленном законодательством РФ о недрах. Проектные технологические документы на разработку месторождений должны предусматривать выполнение обязательств пользователя недр в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и требований законодательства РФ о недрах. Согласно п. 8.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах Филипповского лицензионного участка (приложение к лицензии на право пользования недрами ХМН 00492 НЭ), являющегося неотъемлемой частью лицензии, все работы должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды. Пункт 8.3 указанного Лицензионного соглашения предусматривает, что разработка лицензионного участка должна осуществляться согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке. На основании п. 16.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах Филипповского лицензионного участка объем утилизации газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Проектным документом «Дополнение к проекту разработки Филипповского месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ХМАО - Югре ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Роснедра ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в 2010 году и в последующие годы процент использования попутного нефтяного газа по Филипповскому месторождению должен составлять 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 2,5 %. Всего за 2010 год на данном лицензионном участке предприятием добыто 4,909 млн. м3 попутного нефтяного газа. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории, и всех граждан РФ. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. Согласно п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%. Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования попутного нефтяного газа, нарушении требований проектного документа на разработку Филипповского месторождения нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ХМН 00492 НЭ, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. По информации Департамента по недропользованию ХМАО - Югры попутный нефтяной газ - смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи. Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании попутного нефтяного газа происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания попутного нефтяного газа как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды, что приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. ООО «<данные изъяты>» незаконно сожжено на факелах 4,54 млн м3 попутного нефтяного газа, добытого на Филипповском лицензионном участке (4,909 млн. м3 х (95% - 2,5%). Данное нарушение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Советского и Кондинского районов ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, за совершение ими экологических правонарушений, не носят экономического характера и подведомственны судам общей юрисдикции. Довод представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» Литвин И.М., о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт экологического правонарушения и причинения вреда окружающей среде опровергается имеющимся в деле постановлением по делу об административном правонарушении (л.д.32-35). Установление платы за выбросы в атмосферу вредных веществ не освобождает ответчика от исполнения вышеприведенных норм утилизации природного газа. Таким образом, суд, проанализировав и оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу о том, что иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа, удовлетворить. Обязать ООО «<данные изъяты>» к ДД.ММ.ГГГГ обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Филипповском лицензионном участке, расположенном в Кондинском и Советском районах Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектным документом на разработку Филипповского нефтяного месторождения. Запретить ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Филипповском лицензионном участке, свыше 5% от объема добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам суда ХМАО - Югры в течение 10 дней с момента окончательного принятия решения, через Когалымский городской суд. Председательствующий А.В. Данилов