признание незаконным бездействие о предоставлении квот для трудоустройства инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Когалым «13» мая 2011 года.

Судья Когалымского городского суда ХМАО-Югра Романова И.Е.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

при секретаре Акмаловой А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ФИО6 ФИО7 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем создания специализированных рабочих мест и выделения квот для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО6 в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов и обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов и создании специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере, мотивируя тем что, прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения предприятиями, расположенными на территории муниципального образования законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что не все работодатели соблюдают данное законодательство. Согласно информации <данные изъяты> <адрес>-Югры <данные изъяты>» за январь-март 2011 года ответчик-работодатель не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, поскольку не создает и не выделяет рабочие места для инвалидов, в том числе специальные. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. На основании статьи 21 указанного закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Размер квот в <адрес> определен статьей 4 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в
<адрес> - Югре», согласно которой размер
квот для организаций, численность работников которых составляет более
100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной
численности работников организации. Кроме того, в силу части 2 статьи 6 названного закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания), рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии
заключенными договорами. Бездействие ответчика нарушает требование ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ, согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для
приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие
места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 22 ФЗ №181-ФЗ, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом, под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и. вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона <адрес>- Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в <адрес> - Югре», порядок установления минимального количества специальных рабочих, мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для
приема на работу инвалидов определяется (Правительством Ханты-
<адрес> - Югры. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих, мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории <адрес> - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места, более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Помимо этого, на основании указанного постановления Правительства ХМАО-Югры минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом <адрес> - Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в <адрес> - Югре», а создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств. Согласно предоставленным сведениям <данные изъяты> на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов состоит 29 человек. Вместе с тем, ответчик не выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест. Основания для освобождения квотирования рабочих мест в указанной организации отсутствуют. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет за собой нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на иске настаивала и просит удовлетворить его в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО6» ФИО4 иск не признал и пояснил суду, что в ФИО6 работа в соответствии с Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО - Югре» ведется, так на сегодняшний день на предприятии работают 6 инвалидов, принятых в счет установленной законом квоты. В <данные изъяты>» ежемесячно подаются списки для направления на работу людей испытывающих потребность в работе. В полном объеме выполнить установленную законом квоту не представляется возможным из-за особенностей предприятия, а именно: с начала 2011 года на предприятии прекращены по различным основаниям трудовые правоотношения с 510 работниками, при этом принято взамен выбывших 41 работник, в основном работники редких специальностей занятых на работах с вредными условиями труда; профиль работы предприятия (капитальный ремонт скважин и бурение вторых стволов, т.е. профессии, связанные с вредными условиями труда) вызывает трудности для создания рабочих мест для данной категории безработных; на этих работах запрещен труд несовершеннолетних и женщин; метод работы - вахтовый (на месторождениях, удаленность от города); работа на открытом воздухе, при низких температурах; по медицинским показаниям (согласно перечня профессий, допускающих прием инвалидов, работающих в нефтяной и газовой промышленности в местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера) не могут быть приняты лица с
ограниченными возможностями по существующим профессиям в ФИО6

Основные профессии в ФИО6»: бурильщик, помощник бурильщика, водители спецтехники, операторы по подготовке скважин к подземному и капитальному ремонтам, электрогазосварщики. Поэтому при установлении квоты необходимо использовать такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя, характер условий труда на соответствующем производстве, наличие специально оборудованных рабочих мест и др. В качестве безработных инвалидов в Когалымском центре занятости зарегистрировано 29 человек. В соответствии с Рекомендациями по ИПР всем работникам-инвалидам, зарегистрированным в центре занятости, рекомендовано выполнять легкие неквалифицированные виды труда 1-2 кл. с уменьшенным объемом работ. Среднесписочная численность на ДД.ММ.ГГГГ в ФИО6» составляет 1032 человека. Фактическая численность на ДД.ММ.ГГГГ составляет - 906 человек. В 2010 года в ФИО6» была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, аттестацией было охвачено 435 рабочих мест, 1 682 работника занятых на этих рабочих местах. В соответствии с результатами, проведенной предприятием, аттестации рабочих мест по условиям труда 417 рабочих мест, 1 631 работников аттестовано с классами условий труда 3 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4, 18 рабочих мест, 51 работник аттестован с классами условий труда 1 и 2, из них: АУП - ведущий инженер центральной инженерно-технологической службы; АУП - инженер 1 категории центральной инженерно-технологической службы; БПО - уборщик территории; БПО (УАРС) - мастер по сложным работам в бурении (капитальном ремонте) скважин; БПО (УАРС) - мастер по сложным работам в бурении (капитальном ремонте) скважин; БПО (УКЗ) - машинист крана (крановщик); ЦКРС - начальник участка (в промышленности); ЦКРС - начальник участка (в промышленности); ЦКРС - Старший механик; ЦКРС - Старший механик; ЦКРС - Старший мастер; ЦКРС - Старший мастер; ЦПНПиПС - оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту; ЦПНПиПС - оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту; ЦПНПиПС - старший мастер; ЦБВС - инженер по бурению (непосредственно занятый на буровой); ЦБВС - инженер по бурению (непосредственно занятый на буровой). Считает, что принять на имеющиеся вакантные места работников-инвалидов, в том числе и создать специализированные рабочие места, на которых мог бы применяться только труд инвалидов, их предприятие не может, в том числе и по медицинским показаниям, а соответственно не может в полном объеме исполнить требования Закона ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-мансийском автономном округе - Югре». В связи с чем, считает, что квота для выделения рабочих мест для их предприятия должна составлять 1 рабочее место. В ФИО6» на сегодняшний день работает 6 инвалидов, поэтому считает, что обязательства по выделению рабочих мест для работников инвалидов выполнены в полном объеме.

На предприятии проводится работа по квотированию рабочих мест, так для выполнения установленной квоты у них с ДД.ММ.ГГГГ выделена должность уборщика территории. При наличии вакансий, администрацией предприятия предоставляется приоритетное право инвалидам при трудоустройстве. С ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ими подана заявка на трудоустройство инвалида по специальности «<данные изъяты>», которая центром занятости не исполнена.

Представитель третьего лица ФИО7 ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> не возражала, при этом считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, т.к. ФИО6», согласно штатной численности работников предприятия, должен был, во исполнение ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», путем выделения квот для трудоустройства инвалидов, создать 26 специальных рабочих мест для инвалидов, чего ими не было сделано в полном объеме, а было занято инвалидами только 6 рабочих мест.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.37 Конституции РФ «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.»

Согласно ст.2 ТК РФ «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации среди прочих основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.»

Согласно ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» «Государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.20 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, «Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.»

Статьями 21, 22 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не мене 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.»

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона <адрес> -Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в <адрес> - Югре», «Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством <адрес> - Югры.»

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории <адрес> - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места, 1 более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.

Также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории <адрес> - Югры» установлено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка в пределах квоты, установленной Законом <адрес> - Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в <адрес> – Югре».

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 55 в адрес исполнительного директора ФИО6» от <данные изъяты> было направлено письмо о том, что предприятие включено в Программу по стабилизации ситуации на рынке труда <адрес> – Югры на 2011 год, ФИО6 необходимо было создать или выделить 1 специальное рабочее место под трудоустройство инвалида. Данное письмо было получено ФИО6», согласно вход.№ «, на которое ДД.ММ.ГГГГ ФИО6» был дан ответ о том, что для выполнения установленной квоты по трудоустройству инвалидов ФИО6» приняты по квоте инвалидов и работают 6 человек, для выполнения установленной квоты в Обществе с ДД.ММ.ГГГГ выделена должность уборщика территории. Списочная численность на ДД.ММ.ГГГГ – 1379 человек. Создать оставшиеся 21 рабочих мест в ФИО6 для трудоустройства инвалидов в течение 2011 года не представляется возможным из-за особенностей предприятия, а именно: реструктуризация предприятия; профиль работы предприятия (капитальный ремонт скважин и бурение вторых стволов, т.е. профессии, связанные с вредными условиями труда) вызывает трудности для создания рабочих мест для данной категории безработных; на этих работах запрещен труд несовершеннолетних и женщин; метод работы - вахтовый (на месторождениях, удаленность от города); работа на открытом воздухе, при низких температурах; по медицинским показаниям (согласно перечня профессий, допускающих прием инвалидов, работающих в нефтяной и газовой промышленности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) не могут быть приняты лица с ограниченными возможностями по существующим профессиям в ФИО6». При наличии вакансий, будет предоставлено приоритетное право инвалидам при трудоустройстве.

Как следует из информации о выполнении квоты для приема инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный и.о. исполнительного директора ФИО6», списочная численность работников ФИО6» составляет 1379 человек, при этом установленное на год количество квотируемых рабочих мест, для трудоустройства инвалидов составляет 27 единиц, из которых количество занятых инвалидами рабочих мест на начало отчетного периода – 6 человек и 21 единица – количество свободных квотируемых рабочих мест (вакансий) для инвалидов на конец отчетного периода.

Согласно информации представленной ФИО7» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Когалымском центре занятости в целях поиска работы зарегистрировано в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов – 29 человек.

Согласно информации ФИО7 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за март 2011 года среднесписочная численность работников ФИО6» составляет 1279 человек. Установленное на год количество квотируемых рабочих мест, для трудоустройства инвалидов в ФИО6 составляет 26 единиц из них количество занятых инвалидами рабочих мест на начало отчетного периода единиц составляет 6 человек, количество занятых инвалидами рабочих мест в течении отчетного периода – 0 человек, при этом количество свободных квотируемых рабочих мест (вакансий) для инвалидов на конец отчетного периода составляет 20 единиц, в т.ч. 3 специализированных единицы.

Как следует из справок ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ и , на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работающих в ФИО6» <адрес> составляет 1032 человека, фактическая - 906 человек. В ФИО6» работает 6 инвалидов, что также подтверждается информацией о работающих инвалидах в ФИО6 в т.ч. по квоте.

Таким образом, работодателем ФИО6» установленная ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них рабочих мест не выполняется, установленная квота для приема на работу инвалидов в ФИО6» также не выполнена. Кроме того, положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ РФ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», носят императивный характер, в связи с чем, ответчик ФИО6» обязан выделять квоты для трудоустройства инвалидов и создании специальных рабочих мест для инвалидов, которые им были выделены, но не в полном объеме, при этом каких-либо оснований освобождения квотирования рабочих мест для инвалидов в ФИО6», ответчиком суду представлено не было. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, согласно ст.103 ГПК РФ, суд считает, необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета, государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие ФИО6», выразившееся в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов.

Обязать ФИО6» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов и создании специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.

Взыскать с ФИО6» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ханты-Мансийский окружной суд через Когалымский городской суд.

Судья Когалымского

городского суда Романова И.Е.