Дело № 2-768/2011 г. Когалым 11 июля 2011 года. Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего, судьи Дроздова В.Ю., секретаря Голубь Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах Анищенко Надежды Васильевны к администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Когалыма в интересах Анищенко Н.В. обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой г. Когалыма была проведена проверка по обращению Анищенко Н.В. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что согласно выписки из карточки регистрации Анищенко Н.В. прибыла в г. Когалым 4 октября 1981 года. С 01.05.2002 г. она проживала и была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: г. Когалым, <адрес>. В связи с произошедшим пожаром была переселена в ком. № <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 14.05.2009 г. № 15 дом <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в связи с неудовлетворительным состоянием несущих конструктивных элементов дома, нарушении жесткости каркаса здания, а также существенным снижением несущей способности конструкций здания признан непригодным для дальнейшего проживания. В связи с невозможностью проживания в доме <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Когалыма из-за его непригодности, 25.12.2008 г. начальником управления по жилищной политике администрации г. Когалыма утвержден список на предоставление Анищенко Н.В. комнаты № 24 в общежитии коридорного типа по ул. <данные изъяты> Анищенко Н.В. вселилась в данную комнату и зарегистрировалась в ней. Согласно постановлению администрации г. Когалыма от 14.12.1999 г. № 592 квартиры 1-44 дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Когалыма использовались под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532, от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался. Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2009 г. № 15 дом № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> отнесен к категории непригодных для проживания. 05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием городской округ город Когалым заключено соглашение № 10С0235 о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию, согласно п. 1.1 которого предприятие обязуется передать муниципальному образованию, а муниципальное образование обязуется принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», расположенные на территории города, и осуществить их постановку на баланс муниципального образования. В перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: г. Когалым, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>. 05.02.2010 г. сторонами подписан акт приема-передачи объектов жилого фонда, в том числе общежития по ул. <данные изъяты>. В соответствии с п. 2 акта у муниципального образования нет претензий к предприятию по поводу передаваемых по настоящему акту объектов жилого фонда. Согласно п.п. 2.1.2 и 2.2.2 соглашения от 05.02.2010 г. стороны обязуются в течение 10 дней с даты заключения соглашения снять объекты с баланса ТПП «Когалымнефтегаз» и по акту, составленному по форме № ОС-1а, передать и поставить их на баланс муниципального образования. На основании акта от 05.02.2010 г. № 56 о приеме-передаче здания (сооружения) ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла общежитие по ул. <данные изъяты>, д.<данные изъяты> на баланс муниципального образования. Таким образом, муниципальное образование, приняв 05.02.2010 г. указанное общежитие, с этого времени фактически им распоряжалось. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2010 г. дом по <адрес> зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ город Когалым. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Таким образом, после передачи общежития по ул. <данные изъяты>, д. 5 в муниципальную собственность, к нему применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В период существования этих правоотношений, 19.02.2010 г. в общежитии по ул. <данные изъяты> д. 5 произошел пожар, в результате которого здание пришло в негодность. Жильцы общежития были переселены в общежитие по адресу: г. Когалым <адрес>. Распоряжением администрации г. Когалыма от 25.05.2010 г. № 185-р в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, предписано снести <адрес>, и согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. данный дом снесен. В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Просил обязать администрацию города Когалыма предоставить Анищенко Н.В. вне очереди на основании договора социального найма капитальное жилое помещение, соответствующее по степени благоустройства условиям города Когалыма. В судебном заседании заместитель прокурора г. Когалыма Бонин А.Н. исковые требования поддержал. Истец Анищенко Н.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика Денисова А.В. иск не признала, пояснила, что 05.02.2010 г. на основании соглашения о передаче жилого дома, жилой дом по <адрес> был передан в ведение администрации города. 19.02.2010 г. в данном доме произошел пожар, от которого дом пришел в негодность. Администрация города переселила жильцов из сгоревшего дома, так как людям негде было жить. На момент пожара у администрации не возникла обязанность по предоставлению жилья гражданам, проживавшим в сгоревшем доме, так как право собственности администрации на дом не было зарегистрировано. Просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Эннс М.И. исковые требования поддержала, пояснила, что требования прокурора законны и обоснованны. Общежитие было построено на государственные средства и никогда не было собственностью ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Данное общежитие в план приватизации АООТ «ЛУКойл – Когалымнефтегаз» не включалось. В силу закона общежитие подлежало передаче муниципалитету, и было передано ему до пожара. Считает, что истец имеет право на предоставлении жилья по договору социального найма по основаниям, изложенным в иске. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного рассмотрения установлено, что истец проживала в комнате № <адрес> г. Когалыма жилой площадью 20,6 кв. м. Законность ее вселения в данную комнату ответчиком не оспаривается. На основании постановлений ответчика дом использовался в качестве общежития ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и на основании акта от 05.02.2010 г. был передан в ведение муниципального образования. 19.02.2010 г. дом сгорел, после чего был снесен на основании распоряжения администрации г. Когалыма. После сноса дома истцу предоставлена комната в <адрес> г. Когалыма, однако никаких документов на право занятия истцом данной комнаты не оформлено. Эти выводы суда подтверждаются письменными материалами дела. На основании списка на заселение от 25.12.2008 г., утвержденного начальником управления по жилищной политике администрации г. Когалыма Л.Д. Хара, Анищенко Н.В. была заселена в комнату жилой площадью 20,6 кв.м. в общежитии коридорного типа по адресу: г. Когалым, <адрес> (л.д.14). Из поквартирной карточки следует, что 28.01.2009 г. Анищенко Н.В. была зарегистрирована в указанной комнате (л.д.60). Постановлением мэра г. Когалыма № 592 от 14.12.1999 г. разрешено использовать под общежитие треста «КНДСР» ТПП «КНГ» квартиры с 1 по 44 в доме <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> Постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532 и главы города от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир дома по <адрес> под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался (л.д.35-37). В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В пункте 1 Приложения 3 к названному постановлению указано, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации). Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Как видно из технического паспорта, дом по <адрес> г. Когалыма был построен в 1986 году (л.д.128). Из плана приватизации государственного предприятия п/о «Когалымнефтегаз», ставшего в результате приватизации АО «ЛУКойл – Когалымнефтегаз», видно, что жилищный фонд не включался в уставный капитал общества, т.к. не подлежал приватизации (л.д.89-92), т.е. общежитие по адресу: <адрес> состав приватизируемого имущества не вошло. Таким образом, <адрес> г. Когалыма, построенный за счет государственных средств, принадлежавший государственному предприятию п/о «Когалымнефтегаз», в силу закона подлежал передаче в муниципальную собственность. 05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием ХМАО – Югры городской округ Когалым было заключено соглашение № 10С0235, согласно которому предприятие обязалось передать муниципальному образованию, а муниципальное образование принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», расположенные на территории города и осуществить их постановку на баланс муниципального образования (л.д.41-43). Согласно приложению № 1 к данному соглашению в перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: г. Когалым, <адрес> (л.д.45). Актом приема-передачи объектов жилого фонда от 05.02.2010 г. общежитие по <адрес> было передано комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Когалыма (л.д.50-52). Как видно из акта от 05.02.2010 г. № 56 о приеме-передаче здания (сооружения), ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла объект основных средств - общежитие по <адрес> (л.д.47-49). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2010 г. дом по <адрес> зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ город Когалым (л.д.53). Постановлением администрации г. Когалыма от 29.09.2010 г. № 1918 жилой дом по <адрес> включен в реестр муниципальной собственности (л.д.93,94). Из заключения № 15 от 23.07.2009 г. следует, что жилой дом по адресу: г. Когалым, <адрес>, введенный в эксплуатацию в 1986 году, непригоден для дальнейшего проживания в соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. (л.д.39-40). Из акта о пожаре № 15 от 19.02.2010 г. видно, что в жилом доме по адресу: г. Когалым, <адрес> произошел пожар (л.д.55). Распоряжением администрации г. Когалыма ХМАО – Югры № 185-р от 25.05.2010 г. в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, дано указание организовать снос дома, расположенного в левобережной части г. Когалыма по адресу: <адрес> (л.д.151). Согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. жилой дом по <адрес> снесен (л.д.58). В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011г. N4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С.Епанечникова и Е.Ю.Епанечниковой" статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Таким образом, после передачи общежития, построенного за счет государственных средств, в котором проживала истица, в ведение органов местного самоуправления, к данному жилому помещению в силу закона применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, истец Анищенко Н.В. после передачи дома в муниципальную собственность проживала в комнате 24 <адрес> на условиях договора социального найма. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Решение о сносе <адрес> принималось администрацией города Когалыма и снос дома производился по её указанию, следовательно, другое жилье гражданам, проживавшим в этом доме, должно предоставляться администрацией г. Когалыма. В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. С учетом приведенных норм суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на дом было получено муниципалитетом после пожара. Данный довод не основан на законе и противоречит ст. 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены eго семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Суд считает, что истец в соответствии с названными нормами имеет право на предоставление по договору социального найма вне очереди благоустроенного применительно к условиям г. Когалыма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Согласно списку на заселение (л.д.14) истец занимала комнату № 24 площадью 20,6 кв.м. в доме по <адрес> г. Когалыма. Как следует из экспликации к поэтажному плану <адрес> общая площадь помещений второго этажа, где находилась комната истца, составляет 421,7 кв.м. (л.д.134-137). На этом этаже помимо жилых помещений находились помещения общего назначения (туалеты, коридор, умывальники, кухня, сушилка, и т.п.) площадью 179,6 кв.м. (л.д.138), которыми пользовался истец. Таким образом, общая площадь помещений общего назначения, приходящаяся на жилую площадь истца составляет 2,72 кв.м. (20,6 х 100 : 421,7 х 100 : 179,6) При таких обстоятельствах истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 23,32 кв.м. (20,6 + 2,72). Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию города Когалыма предоставить Анищенко Н.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, состоящее из одной комнаты, благоустроенное применительно к условиям г. Когалыма, общей площадью не менее 23,32 квадратных метра, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Когалыма. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Когалымский городской суд. <данные изъяты>в