Решение суда о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-763/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Когалым 11 июля 2011 года.

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего, судьи Дроздова В.Ю.,

секретаря Голубь Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах Захарова А.А., Захаровой Э.Н., несовершеннолетних Захаровой С.А., Захарова Г.А. к администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Когалыма в интересах Захарова А.А., Захаровой Э.Н., несовершеннолетних Захаровой С.А., Захарова Г.А. обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой г. Когалыма была проведена проверка по обращению Захарова А.А. о нарушении жилищных прав.

В ходе проверки установлено, что работнику Управления ремонта скважин ТПП «Когалымнефтегаз» Захарову А.А. 20.04.2005 года на основании решения администрации и профкома на состав семьи 2 человека по ордеру № 77 предоставлена комната площадью 18,8 кв.м. в семейном общежитии по адресу: г. Когалым, <адрес>, ком. 5.

Согласно постановлению администрации г. Когалыма от 14.12.1999 г. № 592 квартиры 1-44 дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Когалыма использовались под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532, от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался.

Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2009 г. № 15, <адрес> признан непригодным для проживания.

05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием городской округ город Когалым заключено соглашение № 10С0235 о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию, согласно п. 1.1 которого предприятие обязуется передать муниципальному образованию, а муниципальное образование обязуется принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», расположенные на территории города, и осуществить их постановку на баланс муниципального образования. В перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: г. Когалым, <адрес>.

05.02.2010 г. сторонами подписан акт приема-передачи объектов жилого фонда, в том числе общежития по <адрес>. В соответствии с п. 2 акта у муниципального образования нет претензий к предприятию по поводу передаваемых по настоящему акту объектов жилого фонда.

Согласно п.п. 2.1.2 и 2.2.2 соглашения от 05.02.2010 г. стороны обязуются в течение 10 дней с даты заключения соглашения снять объекты с баланса ТПП «Когалымнефтегаз» и по акту, составленному по форме № ОС-1а, передать и поставить их на баланс муниципального образования.

На основании акта от 05.02.2010 г. № 56 о приеме-передаче здания (сооружения) ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла общежитие по ул. <данные изъяты> на баланс муниципального образования.

Таким образом, муниципальное образование, приняв 05.02.2010 г. указанное общежитие, с этого времени фактически им распоряжалось.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, после передачи общежития по <адрес> муниципальную собственность, к нему применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

19.02.2010 г. в общежитии по <адрес> произошел пожар, в результате которого здание пришло в негодность. Жильцы общежития были переселены в общежитие по адресу: г. Когалым <адрес>.

Распоряжением администрации г. Когалыма от 25.05.2010 г. № 185-р в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, предписано снести <адрес>, и согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. данный дом снесен.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Просил обязать администрацию города Когалыма предоставить Захарову А.А., Захаровой Э.Н., Захаровой С.А. и Захарову Г.А. вне очереди на основании договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Когалыма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и находящееся в черте г. Когалыма.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Когалыма Бонин А.Н. исковые требования поддержал.

Истцы Захаров А.А., Захарова Э.Н., действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Захаровой С.А., Захарова Г.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Денисова А.В. иск не признала, пояснила, что 05.02.2010 г. на основании соглашения о передаче жилого дома, жилой дом по <адрес> был передан в ведение администрации города. 19.02.2010 г. в данном доме произошел пожар, от которого дом пришел в негодность. Администрация города переселила жильцов из сгоревшего дома, так как людям негде было жить. На момент пожара у администрации не возникла обязанность по предоставлению жилья гражданам, проживавшим в сгоревшем доме, так как право собственности администрации на дом не было зарегистрировано. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Эннс М.И. исковые требования поддержала, пояснила, что требования прокурора законны и обоснованны. Общежитие было построено на государственные средства и никогда не было собственностью ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Данное общежитие в план приватизации АООТ «ЛУКойл – Когалымнефтегаз» не включалось. В силу закона общежитие подлежало передаче муниципалитету, и было передано ему до пожара. Считает, что истцы имеют право на предоставлении жилья по договору социального найма по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного рассмотрения установлено, что истцы проживали в комнате 5 <адрес> г. Когалыма жилой площадью 18,8 кв. м. Законность их вселения в данную комнату ответчиком не оспаривается. На основании постановлений ответчика дом использовался в качестве общежития ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и на основании акта от 05.02.2010 г. был передан в ведение муниципального образования. 19.02.2010 г. дом сгорел, после чего был снесен на основании распоряжения администрации г. Когалыма. После сноса дома истцам предоставлена комната в <адрес> г. Когалыма, но документы на комнату не оформлены.

Эти выводы суда помимо объяснений истцов подтверждаются письменными материалами дела.

Постановлением администрации г. Когалыма № 592 от 14.12.1999 г. разрешено использовать под общежитие треста «КНДСР» ТПП «КНГ» квартиры с 1 по 44 по <адрес>. Постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532 и главы города от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир дома по <адрес> под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался (л.д.20-22).

Как видно из ордера от 28.04.2005 г. № 77, Захарову А.А., работающему в УРС ТПП «Когалымнефтегаз», на состав семьи 2 человека была предоставлена комната жилой площадью 18,8 кв.м. в семейном общежитии по адресу: г. Когалым, <адрес> на период работы (л.д.9).

Согласно списку на заселение от 01.07.2005 г., утвержденному заведующей отдела по учету и распределению жилья администрации г. Когалыма Л.Д. Хара, семья Захаровых была заселена в комнату жилой площадью 18,8 кв.м. в семейном общежитии по адресу: г. Когалым, <адрес> (л.д.10).

Из поквартирной карточки видно, что 2 августа 2005 года семья Захаровых была зарегистрирована в комнате 5 дома <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>. 10.03.2006, 19.12.2007 в комнате были зарегистрированы Захарова С.А., Захаров Г.А. (л.д.45).

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В пункте 1 Приложения 3 к названному постановлению указано, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Как видно из технического паспорта, дом по <адрес> г. Когалыма был построен в 1986 году (л.д.146).

Из плана приватизации государственного предприятия п/о «Когалымнефтегаз», ставшего в результате приватизации АООТ «ЛУКойл – Когалымнефтегаз», видно, что жилищный фонд не включался в уставный капитал общества, т.к. не подлежал приватизации (л.д.75-78), т.е. общежитие по адресу: <адрес> состав приватизируемого имущества не вошло.

Таким образом, <адрес> г. Когалыма, построенный за счет государственных средств, принадлежавший государственному предприятию п/о «Когалымнефтегаз», в силу закона подлежал передаче в муниципальную собственность.

05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием ХМАО – Югры городской округ Когалым было заключено соглашение № 10С0235, согласно которому предприятие обязалось передать муниципальному образованию, а муниципальное образование принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», расположенные на территории города и осуществить их постановку на баланс муниципального образования (л.д.26-28).

Согласно приложению № 1 к данному соглашению, в перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: г. Когалым, <адрес> (л.д.29-31).

Актом приема-передачи от 05.02.2010 г. – приложение 2 к данному соглашению, <адрес> передан муниципальному образованию (л.д.32-34).

Постановлением администрации г. Когалыма от 29.09.2010 г. № 1918 жилой дом по <адрес> включен в реестр муниципальной собственности (л.д.79).

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011г. N4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С.Епанечникова и Е.Ю.Епанечниковой" статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Таким образом, после передачи жилого дома, построенного за счет государственных средств, в котором проживали истцы, в ведение органов местного самоуправления, к жилому помещению истцов в силу закона применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, семья Захаровых после передачи дома в муниципальную собственность проживала в комнате 5 <адрес> на условиях договора социального найма.

Из заключения № 15 от 23.07.2009 г. следует, что жилой дом по адресу: г. Когалым, <адрес>, введенный в эксплуатацию в 1986 году, непригоден для дальнейшего проживания в соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. (л.д.23-25).

Из акта о пожаре № 15 от 19.02.2010 г. видно, что в жилом доме по адресу: г. Когалым, <адрес> произошел пожар (л.д.40,41).

Распоряжением администрации г. Когалыма ХМАО – Югры № 185-р от 25.05.2010 г. в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, дано указание организовать снос дома, расположенного в левобережной части г. Когалыма по адресу: <адрес> (л.д.42).

Согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. жилой дом по <адрес> снесен (л.д.43).

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Поскольку решение о сносе <адрес> принималось администрацией города Когалыма, другое благоустроенное жилое помещение истцам должна предоставить администрация г. Когалыма.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

С учетом приведенных норм суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на дом было получено муниципалитетом после пожара.

Данный довод не основан на законе и противоречит ст. 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены eго семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно ордеру истцы занимали комнату № 5 в доме по <адрес> г. Когалыма площадью 18,8 кв.м.

Как следует из экспликации к поэтажному плану <адрес>, общая площадь помещений первого этажа, где находилась комната истцов, составляет 361 кв.м. (л.д.152-153). На этом этаже помимо жилых помещений находились помещения общего назначения площадью 108,6 кв.м. (туалеты, коридор, умывальники, кухня, сушилка, и т.п.), которыми пользовались истцы (л.д.154).

Таким образом, общая площадь помещений общего назначения, приходящаяся на жилую площадь истцов составляет 4,79 кв.м. (18,8 х 100 : 361 х 100 : 108,6)

При таких обстоятельствах истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 23,59 кв. м. (18,8 + 4,79).

Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Когалыма предоставить Захарова А.А., Захаровой Э.Н., Захаровой С.А., Захарова Г.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, состоящее из одной комнаты, благоустроенное применительно к условиям г. Когалыма, общей площадью не менее 23,59 квадратных метра, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Когалыма.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Когалымский городской суд.

Председательствующий: судья В.Ю. Дроздов

<данные изъяты>