о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Когалым 22 июня 2011 года.

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:

председательствующего судьи Данилова А.В.,

с участием:

представителя истца ФИО3,

действующей на основании доверенности от 27.04.2010 года,

представителя истца Корсунской О.И.,

действующей на основании удостоверения № 347 и ордера № 60 от 26.05.11 г.,

представителя ответчика Администрации г. Когалыма Аккужиной Г.Х.,

действующей на основании доверенности № 04-52 от 22.06.2011 года,

при секретаре Кашаповой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к администрации <адрес> и просит обязать администрацию <адрес> предоставить ей, вне очереди свободное от иных лиц, благоустроенное применительно к условиям <адрес> (капитальное) жилое помещение, жилой площадью не менее установленной законодательством и отвечающее установленным требованиям (не требующее ремонта) с указанием срока его предоставления; обязать администрацию <адрес> заключить с ней договор социального найма жилого помещения в письменной форме согласно утвержденного Правительством РФ типового договора социального найма жилого помещения, с указанием срока заключения договора, мотивируя тем, что с 1990 года она проживала и была зарегистрирована в комнате жилой площадью 17,0 кв. м. в семейном общежитии по адресу: <адрес>. В марте 2000 года по месту работы — трестом «Когалымнефтедорстрой - ремонт» (КНДСР) ей выдали официальный ордер на занятие указанной жилплощади. В ордер была включена она и ее сын ФИО2, 1990 г.р., который в настоящее время выписался и проживает по другому адресу. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара их дом полностью сгорел. Она лишилась всего своего имущества и крыши над головой, так как никакого другого жилого помещения она не имеет. По факту пожара было возбуждено уголовное дело, однако, ДД.ММ.ГГГГ оно было приостановлено по п. 1 ч. 1 ст.208 УПК РФ.

В настоящее время она отбывает наказание по приговору Когалымского городского суда в ИК-<адрес>. В июне этого года она освободится и намерена вернуться домой в Когалым. Однако возвращаться ей некуда.

Ее мать - ФИО3, действуя от ее имени по доверенности, обратилась с официальным заявлением в администрацию <адрес> с просьбой о предоставлении ей жилья. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано, так как жилье должно предоставляться в порядке очерёдности, а она не состояла в списках очерёдности нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрация города указала, что ее жилищный вопрос может быть принят к рассмотрению только после освобождения из мест лишения свободы.

Получив подобный ответ, ее мать обратилась в Администрацию города ещё с одним заявлением - о постановке ее на учёт для предоставления жилья во внеочередном порядке. Однако согласно письма начальника управления по жилищной политике Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ее поставили в общий список очередников - как малоиму­щую.

Полагает, что действия Администрации <адрес> нарушают ее права, и нет никаких оснований для отказа в предоставлении ей жилья.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18, 19). Провозглашённые в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Это относится и к отношениям, связанным с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. При этом предусматривается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40 Конституции РФ).

Из данных конституционных предписаний и с учётом юридически значимых норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещении по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежало прежнее жилое помещение.

Ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учёте в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости, и означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище.

Таким образом, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из изложенного, считает, что, несмотря на то, что на момент пожара она не состояла в списках нуждающихся в жилом помещении, она имеет право на предоставление ей жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.

За прежнее жильё она регулярно вносила квартплату и плату за коммунальные услуги, задолженности не имела. Никаких противоправных действий, способствовавших возникновению пожара, не предпринимала. Какого-либо жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма она не имеет. Средств для приобретения нового жилья у нее нет. Несмотря на то, что она является малоимущей, никаких компенсаций в связи с пожаром ей не выплачивали, материальной помощи не оказывали.

При таких обстоятельствах считает отказ Администрации <адрес> в предоставлении ей жилого помещения незаконным и полагает, что ей должны вне очереди предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст.85 ЖК РФ в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне зависимости от того, занимали ли они это жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 на иске настаивала и просила удовлетворить его в полном объеме, дала пояснения в соответствии с предъявленным иском.

Представитель истца Корсунская О.И. на иске настаивала, пояснила, что ФИО1, как работнику треста КНДСР на основании совместного заседания администрации и профкома от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер на право занятия жилой площади в семейном общежитии, расположенном по адресу: <адрес> ком. 36. С мая 2000 года она зарегистрирована по данному адресу. На основании п. 4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (действующего на тот период) жилые дома, предназначенные под общежитие, регистрируются в качестве общежитий в исполкоме районного, городского в городе совета народных депутатов. В соответствии с п.10 вышеуказанного Положения жилая площадь в общежитии предоставляется на основании принятого организацией, в ведении которой находится общежитие, решение и ордера на право занятия по найму жилой площади в общежитии. Согласно постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> используются под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ срок использования квартир под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался.

Представитель ответчика Администрации г. Когалыма- Аккужина Г.Х. иск не признала и пояснила суду, что у истца отсутствует ордер установленного образца, истец в списках очередности не состояла и не состоит. Администрация <адрес> не выделяла истцу жилое помещение, просила в иске отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в тресте «Когалымнефтедорстройремонт» (л.д.21).

На основании совместного заседания администрации и профкома треста «КНДСР» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по месту работы был выдан ордер на право занятия жилой площади в общежитии, расположенного по адресу: <адрес>, ком.36, на состав семьи 2 человека, на срок трудового договора в тресте «КНДСР» (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована по указанному адресу (л.д.17).

Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ квартиры с 1 по 44 по <адрес> используются под общежитие треста «КНДСР» ТПП «КНГ» сроком на три года (л.д.97); в дальнейшем постановлением Мэра города от ДД.ММ.ГГГГ продлено использование под общежитие ТПП «КНГ» сроком на 5 лет <адрес> (л.д.98) и постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок использования под общежитие ТПП «КНГ» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» <адрес> (л.д78).

Согласно ст. 109 ЖК РСФСР, под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

Исходя из условий п. 3.4 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 11 августа 1988 года № 328 «Об утверждении Примерного положения об общежитиях», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий органами местного самоуправления. Таким образом, использование жилого помещения под общежитие решается органами местного самоуправления в данном случае администрацией города.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 « Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом отнесен к категории непригодных для дальнейшего проживания (л.д.81-83).

Как следует из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность принятому во исполнение требований законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и главой Администрации <адрес> было подписано соглашение С0235 по передаче объектов жилого фонда Муниципальному образованию. Согласно п.1.1 данного соглашения, Предприятие обязуется передать Муниципальному образованию, а Муниципальное образование обязуется принять от Предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «КНГ» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», расположенные на территории Муниципального образования и перечисленные в Приложении к соглашению и осуществить их постановку на баланс Муниципального образования. Из приложения к соглашению в указанный перечень вошел <адрес> (л.д.37-42).

Согласно п.2.1.2. в течение 10 дней, с даты заключения соглашения по акту, составленному по форме № ОС-1а, снять объекты с баланса ТПП «КНГ» и передать на баланс Муниципального образования (л.д.37).

Из п.5.1 данного соглашения следует, что с даты приема-передачи объектов по акту по форме ОС-1а, предприятие не несет обязанности по обеспечению содержания и эксплуатации объектов, а также по их управлению (л.д.38).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1.

ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи объекта жилого фонда Муниципальное образование приняло от ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» финский комплекс сборно-щитовой на 100 к-м <адрес> и с этого времени фактически им распоряжалось, данный факт в судебном заседании никем не оспорен (л.д. 43-45).

ДД.ММ.ГГГГ, в доме, где проживала ФИО1, произошел пожар. В связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущербам домам, распложенным в непосредственной близости, распоряжением Администрации <адрес> за -р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сносе <адрес> (л.д. 66).

В судебном заседании установлено, что согласно акта снос жилого дома № 5 по ул. Олимпийская выполнен управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также то, что ДД.ММ.ГГГГ за Муниципальным образованием <адрес> согласно свидетельства о государственной регистрации права была зарегистрирована собственность на <адрес> (л.д.62); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом включен в реестр муниципальной собственности (л.д.57-60) и постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> исключен из реестра муниципальной собственности <адрес> (л.д.68).

Из материалов дела следует, что представитель истца ФИО3 с заявлением обращалась в адрес Администрации <адрес> с просьбой решить вопрос о жилищной проблеме. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сообщила, что в соответствии с ЖК РФ жилые помещения, по договору социального найма, муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилища по месту жительства в установленном настоящим Кодексом порядке, то есть в порядке очередности, она в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Жилищный вопрос ФИО1 может быть принят к рассмотрению после освобождения из мест лишения свободы (л.д.14).

Однако, в соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.

По смыслу данной статьи общежития, в том числе и <адрес>, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Присутствие указанного дома в реестре свидетельствует о том, что он является объектом муниципальной собственности. Следовательно, при вышеизложенных обстоятельствах, ФИО1 проживала в комнате 36 <адрес> на условиях договора социального найма. Из представленных документов видно, что Деш А.А. право на приватизацию не использовала.

Как следует из акта государственной приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ председателем Когалымского исполкома горсовета народных депутатов ФИО4, в эксплуатацию принято общежитие пр.ЧССР Лена-80. Заказчиком строительства указанного дома являлся ОКС УТТ-1 совместно с генподрядчиком трестом КНС по «КНГ» (л.д.50-56).

Дополнительным соглашением № 10С0235001 к соглашению от 05 февраля 2010 года № 10С0235 о передаче объектов жилого фонда Муниципальному образованию, подписанного 19 марта 2010 года генеральным директором ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и главой Администрации <адрес>, Предприятие обязуется при заключении настоящего дополнительного соглашения передать Муниципальному образованию объект по акту приемки-передачи; в течение 10 дней с даты заключения дополнительного соглашения по акту, составленному по форме № ОС-1а, снять объект с баланса ТПП «КНГ» и передать на баланс Муниципального образования (л.д.46-47).

Согласно ст. 86 ЖК РФ «если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Статья 89 ЖК РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с п. 2 которой, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания, жилые помещения по договорам социально найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены eго семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, и предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Суд считает, что истцы в соответствии с названными нормами имеют право на внеочередное предоставление по договору социального найма благоустроенного применительно к условиям <адрес> жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Согласно ордеру и плану второго этажа истица фактически занимала комнату в доме по <адрес> жилой площадью 17 кв. м. Общая площадь жилого помещения истца не указана.

Как следует из экспликации к поэтажному плану <адрес>, общая площадь помещений второго этажа, где находилась комната истца, составляет 421,7 кв.м. На этом этаже помимо жилых помещений находились помещения общего назначения площадью 179,6 кв.м. (туалеты, коридор, умывальники, кухня, сушилка, и т.п.), которыми пользовался истец.

Таким образом, общая площадь помещений общего назначения, приходящаяся на жилую площадь истца составляет 2,24 кв.м. (17 х 100 : 421,7 х 100 : 179,6).

При таких обстоятельствах истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 19,24 кв.м. (17 + 2,24).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью 19,24 квадратных метра, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам окружного суда ХМАО-Югры в течение 10 дней через Когалымский городской суд.

Председательствующий А.В. Данилов