Дело № 2-883/2011 г. Когалым 14 сентября 2011 года. Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Данилова А.В., с участием: помощника прокурора г. Когалыма Фадеевой М.С., истца Нуретдинова И.Г., представителя ответчика - Администрации г. Когалыма Генова В.В., действующего на основании доверенности № 04-80 от 07.12.2010 года, представителя третьего лица - ООО «Лукойл – Западная Сибирь» Эннс М.И., действующей на основании доверенности № 24/11 от 01.01.2011 года, при секретаре Ляпцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Когалыма в интересах Муллаяновой Г.Б., Нуретдинова И.Г., Муллаянова А.А., Нуретдиновой Э.И., Нуретдиновой А.И. обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой г. Когалыма была проведена проверка по обращению Муллаяновой Г.Б. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено, что работнику ООО «Управление социальных объектов» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» Муллаяновой Г.Б. на состав семьи 4 человека по договору найма жилого помещения во временное пользование предоставлена комната в общежитии коридорного типа общей площадью 21,8 кв. м. по адресу: <адрес>, ком. <данные изъяты>. Согласно постановлению администрации г. Когалыма от 14.12.1999 г. № 592 квартиры № по ул. <адрес> г. Когалыма используются под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» сроком на три года. В дальнейшем постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532, от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался. Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2009 г. № 15 дом № № по ул. <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания. 05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием городской округ город Когалым заключено соглашение №С0235 о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию, согласно п. 1.1 которого предприятие обязуется передать муниципальному образованию, а муниципальное образование обязуется принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», расположенные на территории города, и осуществить их постановку на баланс муниципального образования. В перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: <адрес>. 05.02.2010 г. сторонами подписан акт приема-передачи объектов жилого фонда, в том числе общежития по <адрес>. В соответствии с п. 2 акта у муниципального образования нет претензий к предприятию по поводу передаваемых по настоящему акту объектов жилого фонда. Согласно п.п. 2.1.2 и 2.2.2 соглашения от 05.02.2010 г. стороны обязуются в течение 10 дней с даты заключения соглашения, снять объекты с баланса ТПП «Когалымнефтегаз» и по акту, составленному по форме № ОС-1а, передать и поставить их на баланс муниципального образования. На основании акта от 05.02.2010 г. № 56 о приеме-передаче здания (сооружения) ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла общежитие по <адрес> на баланс муниципального образования. Таким образом, муниципальное образование, приняв 05.02.2010 г. указанное общежитие, с этого времени фактически им распоряжалось. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2010 г. дом по <адрес> зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ город Когалым. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Таким образом, после передачи общежития по <адрес> муниципальную собственность, к нему применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В период существования этих правоотношений, 19.02.2010 г. в общежитии по <адрес> произошел пожар, в результате которого здание пришло в негодность. Жильцы общежития были переселены в общежитие по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, предписано снести <адрес>, и согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. данный дом снесен. В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Просил обязать администрацию города Когалыма предоставить Муллаяновой Г.Б., Нуретдинову И.Г., Муллаянову А.А., Нуретдиновой Э.И., Нуретдиновой А.И. вне очереди на основании договора социального найма жилое помещение, соответствующее по степени благоустройства условиям города Когалыма. В судебном заседании помощник прокурора г. Когалыма Фадеева М.С. исковые требования поддержала. Истица Муллаянова Г.Б. в суд не явилась, ее представитель обратился с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Нуретдинов И.Г. исковые требования поддержал. Истец Нуретдинов И.Г. исковые требования поддержал, пояснил, что жилое помещение по <адрес> получила его супруга Муллаянова Г.Б. Они проживали в жилом помещении вместе с детьми до пожара. После пожара им было предоставлено жилое помещение по <адрес>, но в данном жилом помещении проживать было невозможно. Кухня находилась на первом этаже, невозможно было умыться, так как не хватало места. В настоящее время они заключили договор коммерческого найма жилого помещения. Просил исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика Генов В.В. иск не признал, пояснил, что согласно постановления администрации от 14 декабря 1999 года жилое помещение по <адрес> стали использоваться под общежитие треста «Когалымнефтегаз». 23 июня 2009 года комиссия сделала вывод о том, что жилое помещение по <адрес> в <адрес> непригодно для проживания, является аварийным и подлежит сносу, и было отнесено к категории зданий непригодных для дальнейшего проживания. 15 февраля 2010 года было подписано соглашение о передаче здания по <адрес> в <адрес> муниципальному образованию. 19 февраля 2010 года в здании по <адрес> произошел пожар, жильцы были переселены на <адрес>. 25 мая 2010 года администрацией города было вынесено постановление о сносе дома, 27 июля 2010 года дом был снесен. Просил в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица - ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Эннс М.И. исковые требования поддержала, пояснила, что согласно соглашения от 5 февраля 2010 года «О передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию», подписанного между ООО «Лукойл – Западная Сибирь» и администрацией г. Когалыма жилое помещение по адресу: <адрес> было передано в администрацию г. Когалыма, что подтверждается актом. На момент возникновения пожара 19 февраля 2010 года, дом по <адрес> находился во владении муниципалитета. Дом, <данные изъяты> по <адрес> никогда не являлся собственностью ООО «Лукойл – Западная Сибирь». Дом по <адрес> был построен в 1986 году, что подтверждается заключением от 23 июня 2009 года администрации г. Когалыма о признании дома непригодным для проживания и подлежащим сносу. Во исполнение принятых договорных обязательств 05.02.2010 сторонами подписан установленной формы акт № 56 о приеме-передаче здания (сооружения), согласно которому ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла общежитие по <адрес> на баланс муниципального образования. Жилищный фонд, который построен на средства государства, т.е. до приватизации государственных предприятий, не должен подлежать приватизации, а должен быть передан государственными предприятиями в муниципальную собственность. Это означает, что с 1991 года до приватизации государственного предприятия ПО «Когалмнефтегаз», администрация г. Когалыма должна была принять на свой баланс у государственного ПО «Когалмнефтегаз» весь жилой фонд и поставить в реестр муниципальной собственности. Согласно заключению от 23 июля 2009 года администрацией г. Когалыма дом по <адрес>, почти за год до пожара был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу. В связи с этим, учитывая, что дом, по <адрес> и предоставленное муниципалитетом на момент пожара жилье по <адрес>, которое согласно от 8 апреля 2010 года жилищной инспекцией признано непригодным для проживания, то истцы вправе на вне очередное получение жилья. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного рассмотрения установлено, что истцы проживали в комнате <адрес> общей площадью 21,8 кв. м. Законность их вселения в данную комнату ответчиком не оспаривается. На основании постановлений ответчика дом использовался в качестве общежития ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и на основании акта от 05.02.2010 г. был передан в ведение муниципального образования. 19.02.2010 г. дом сгорел, после чего был снесен на основании распоряжения администрации г. Когалыма. После сноса дома истцам предоставлена комната в <адрес>, однако никаких документов на право занятия истцами данной комнаты не оформлено. Эти выводы суда подтверждаются письменными материалами дела. Согласно выписки из протокола совместного заседания администрации и профкома УЭРССиПО от 18.04.2007 г. Муллаяновой Г.Б. была выделена комната <данные изъяты> площадью 21,8 кв.м. в общежитии по <адрес> на состав семьи 3 человека на период трудовых отношений (л.д.119). Согласно списку на заселение от 26.02.2008 г., Муллаянова Г.Б. и члены ее семьи были заселены в комнату площадью 21,8 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.77). Согласно справки паспортной службы ООО «ЕРИЦ», Муллаянова Г.Б., Нуретдинов А.А., Муллаянов А.А. 05.03.2008 г. были зарегистрированы в указанной комнате, а 07.05.2008 г., 21.05.2011 в комнате были зарегистрированы Нуретдинова Э.И., Нуретдинова А.И. (л.д.49). Постановлением мэра г. Когалыма № 592 от 14.12.1999 г. разрешено использовать под общежитие треста «КНДСР» ТПП «КНГ» квартиры с 1 по 44 по <адрес>. Постановлениями мэра города от 23.12.2002 г. № 532 и главы города от 07.05.2007 г. № 912 срок использования квартир дома по <адрес> под общежитие ТПП «Когалымнефтегаз» продлевался (л.д.25-27). В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В пункте 1 Приложения 3 к названному постановлению указано, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации). Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Из плана приватизации государственного предприятия п/о «Когалымнефтегаз», ставшего в результате приватизации АО «ЛУКойл – Когалымнефтегаз», видно, что жилищный фонд не включался в уставный капитал общества, т.к. не подлежал приватизации (л.д.78), т.е. общежитие по адресу: <адрес> состав приватизируемого имущества не вошло. Таким образом, <адрес>, построенный за счет государственных средств, принадлежавший государственному предприятию п/о «Когалымнефтегаз», в силу закона подлежал передаче в муниципальную собственность. 05.02.2010 г. между ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и муниципальным образованием ХМАО – Югры городской округ Когалым было заключено соглашение № 10С0235, согласно которому предприятие обязалось передать муниципальному образованию, а муниципальное образование принять от предприятия объекты жилого фонда, находящиеся на балансе ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», расположенные на территории города и осуществить их постановку на баланс муниципального образования (л.д.31). Согласно приложению № 1 к данному соглашению в перечень объектов жилого фонда, подлежащих передаче муниципальному образованию, включено семейное общежитие по адресу: <адрес> (л.д.35). Актом приема-передачи объектов жилого фонда от 05.02.2010 г. общежитие по <адрес> было передано комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Когалыма (л.д.37-39). Как видно из акта от 05.02.2010 г. № 56 о приеме-передаче здания (сооружения), ТПП «Когалымнефтегаз» сдало, а администрация города приняла объект основных средств - общежитие по <адрес> (л.д.40,41). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2010 г. дом по <адрес> зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ город Когалым (л.д.43). Из заключения № 15 от 23.07.2009 г. следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, введенный в эксплуатацию в 1986 году, непригоден для дальнейшего проживания в соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. (л.д.28-30). Из акта о пожаре № 15 от 19.02.2010 г. видно, что в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар (л.д.45). Распоряжением администрации г. Когалыма ХМАО – Югры № 185-р от 25.05.2010 г. в связи с угрозой обрушения конструктивных элементов здания, возникновения случаев повторного возгорания и нанесения ущерба домам, расположенным в непосредственной близости, дано указание организовать снос дома, расположенного в левобережной части г. Когалыма по адресу: <адрес> (л.д.47). Согласно акту № 15 от 26.07.2010 г. жилой дом по <адрес> снесен (л.д.48). В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Таким образом, после передачи общежития, построенного за счет государственных средств, в котором проживали истцы, в ведение органов местного самоуправления, к данному жилому помещению в силу закона применялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, семья истцов после передачи дома в муниципальную собственность проживала в комнате <данные изъяты> <адрес> на условиях договора социального найма. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Решение о сносе <адрес> принималось администрацией города Когалыма и снос дома производился по её указанию, следовательно, другое жилье гражданам, проживавшим в этом доме, должно предоставляться администрацией г. Когалыма. В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены eго семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Суд считает, что истцы в соответствии с названными нормами имеют право на предоставление по договору социального найма вне очереди благоустроенного применительно к условиям г. Когалыма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Согласно списку на заселение (л.д.77) истцы занимали комнату № <данные изъяты> площадью 21,8 кв.м. в доме по <адрес>. Как следует из экспликации к поэтажному плану <адрес> общая площадь помещений второго этажа, где находилась комната истцов, составляет 421,7 кв.м. (л.д.180). На этом этаже помимо жилых помещений находились помещения общего назначения (туалеты, коридор, умывальники, кухня, сушилка, и т.п.) площадью 179,6 кв.м. (л.д.181), которыми пользовались истцы. Таким образом, общая площадь помещений общего назначения, приходящаяся на жилую площадь истцов составляет 2,88 кв.м. (21,8 х 100 : 421,7 х 100 : 179,6) При таких обстоятельствах истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 24,68 кв.м. (21,8 + 2,88). Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Когалыма в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации г. Когалыма о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить. Обязать Администрацию г. Когалыма предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 вне очереди жилое помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 24,68 кв.м., которое должно быть благоустроенным, применительно к условиям города Когалыма, отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям и находится в черте г. Когалыма. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней с момента окончательного принятия решения, путем подачи жалобы через Когалымский городской суд. ФИО11 А.В. Данилов