о признании права на получение жилой площади по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности по обеспечению жилым помещением



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Когалымский городской суд <адрес> - Югры в составе:

председательствующего судьи Давлетовой Т.В.,

с участием представителя истца- адвоката Н.В.М.,

при секретаре Гимаевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.А.Ю. к Администрации <адрес> о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности по обеспечению жилым помещением,

Установил:

М.А.Ю. обратился в суд с иском и просит признать за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма, обязать Администрацию <адрес> обеспечить его по месту жительства в <адрес> жилым помещением не ниже установленных социальных норм, мотивируя следующим:

он проживает в городе Когалыме с 1998 года. В настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>8. В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ матери - Ф.Ф.А., уклонением отца М.Ю. от выполнения родительских обязанностей, решением Исполнительного комитета Учкудукского городского Совета народных депутатов от 05.07.1991 над ним установлена опека, опекуном назначена Ф.Ф.А. (Ф.Р.Ш. Р.Ш. В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ его отца - М.Ю. он приобрёл статус ребёнка-сироты. С 1994 года как вынужденные переселенцы из Узбекистана он и семья опекуна переехали в <адрес> Башкортостан, где проживали до 1997 года по адресу: <адрес>. Регистрацию в <адрес> имел с 04.06.1997 года по 10.06.1997 года (для получения документа, удостоверяющего личность - паспорта). В 1995 году он закончил общеобразовательное учреждение. Объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности в <адрес> не имеет. В <адрес> для постановки на учёт подопечных опекун Ф.Р.Ш. не обращалась. С момента прибытия на постоянное место жительство в <адрес> с 12.08.1997 года до 14.02.2011 года ни опекун Ф.Р.Ш., ни он в органы опеки и попечительства <адрес> не обращалась. В соответствии с решением призывной комиссии при военном комиссариате <адрес> он проходил службу в рядах Вооружённых сил Российской Федерации с 2000 года по 2002 год. С 2003 года на территории <адрес> он осуществляет трудовую деятельность, с 2005 года и по настоящее время - в ОАО В соответствии с уведомлением Когалымского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре от 15.02.2011 года, справкой Когалымского отделения филиала ФГУП от 11.02.2011 года сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Своевременно он не реализовал установленное законодательством Российской Федерации право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

Истец М.А.Ю. в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Л.И.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила суду, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Положения вышеуказанного НПА распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, а значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Представитель третьего лица- Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> Р.Т.Ф. просила вынести решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.2 ст. 37 ЖК РСФСР «вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям».

В соответствии п.3 ч.2 ст. 60 ЖК РСФСР «если в жилом помещении, из которого выбили дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном учреждении, а также по достижению совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью в порядке п.2 ст. 37 настоящего Кодекса.

Решением Исполнительного комитета Учкудукского городского Совета народных депутатов от 05.07.1991 над М.А.Ю. установлена опека, опекуном назначена Ф.Р.Ш.

Согласно списку на заселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по договору коммерческого найма были вселены Ф.Р.Ш., Ф.А.К., М.А.Ю.

Из справки, выданной паспортной службы ООО от 15 июля 2011 года следует, что в настоящее время на жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы 3 человека: М.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С 12 августа 2009 года М.А.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>- выписка из карточки регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом первого заместителя Главы <адрес> от 23.03.2011 года М.А.Ю. было отказано в предоставлении социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в <адрес>, поскольку на момент обращения в Администрацию <адрес> ему исполнилось 29 лет.

Ф.Р.Ш. и М.А.Ю. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по <адрес> не состоят- справка от 23 сентября 2011 года

Согласно справке от 05 сентября 2011 года М.А.Ю. в Управление опеки и попечительства Администрации <адрес> по вопросу обеспечения его как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм не обращался, на регистрационном учете в органе опеки и попечительства Администрации <адрес> до достижения совершеннолетия и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет М.А.Ю. не состоял.

05 апреля 2011 года Ф.Р.Ш. обращалась в Администрацию <адрес> с просьбой заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на состав семьи три человека: Ф.Р.Ш., Ф.А.К., М.А.Ю.

Постановлением Главы <адрес> от 24 мая 2011 года предписано заключить с Ф.Р.Ш. договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>,кв.8 на состав семьи три человека.

Заявлением от 26 сентября 2011 года Ф.Р.Ш. просит Постановление Главы <адрес> от 24 мая 2011 года о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, в который включен М.А.Ю., отменить и исключить его из договора социального найма на жилое помещение, поскольку он не является членом ее семьи.

Также заявлением от 26 сентября 2011 года М.А.Ю. просит Постановление Главы <адрес> от 24 мая 2011 года о заключении с Ф.Р.Ш. договора социального найма жилого помещения, в который включен и он, отменить и исключить его из договора социального найма на жилое помещение, поскольку он не является членом ее семьи.

Постановлением Главы <адрес> от 07.10.2011 года предписано в Постановление Администрации <адрес> от 24.05.2011 года «О заключении договора социального найма» внести следующие изменения: заключить с Ф.Р.Ш. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи два человека: Ф.Р.Ш., Ф.А.К.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах М.А.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Справкой <адрес> городского филиала государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации <адрес>» от 24.02.201 года подтверждено, что М.А.Ю. собственником объектов недвижимости в <адрес> не установлен.

Из уведомления Управление от 15 февраля 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что отсутствует информация о правах М.А.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Согласно справке № Ф-86-17/05-15-448 от ДД.ММ.ГГГГ М.А.Ю. по данным ФГУП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированной, кооперативной квартирой, жилым домом на правах собственности не владеет.

ДД.ММ.ГГГГ М.А.Ю. зарегистрировал брак с Ф.Е.Б.

Из уведомления Управление от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что отсутствует информация о правах Ф.Е.Б. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Как установлено в судебном заседании, М.А.Ю. относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Исполнительного комитета Учкудукского городского Совета народных депутатов от 05.07.1991 над М.А.Ю. установлена опека, опекуном назначена Ф.Р.Ш. С 2000 года по 2002 год М.А.Ю. проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время М.А.Ю. жилым помещением не обеспечен, на регистрационном учете в органе опеки и попечительства Администрации <адрес> до достижения совершеннолетия и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоял.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ «установлено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из смысла указанной статьи на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить указанных лиц жильем сразу после достижения ими совершеннолетия.

Как следует из преамбулы вышеуказанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которые не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 5 2 жилищного кодекса Российской Федерации), в то время как для лиц, указанных в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Согласно ст. 50 ЖК РФ «нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов».

Следовательно, с учетом вышеизложенных обстоятельств суд находит требования истца о признании за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма и возложении на Администрацию <адрес> обязанности по обеспечению его по месту жительства в <адрес> жилым помещением не ниже установленных социальных норм, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковое заявление М.А.Ю. к Администрации <адрес> о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности по обеспечению жилым помещением удовлетворить.

Признать за М.А.Ю. право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Обязать МО <адрес> в лице Администрации <адрес> обеспечить М.А.Ю. по месту жительства в <адрес> жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес>-Югры через Когалымский городской суд.

Судья: Т.В. Давлетова