Решение суда об обязани произвести паспортизацию дорог



Дело № 2-1003/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Когалым 6 октября 2011 года.

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры в составе:

председательствующего судьи Данилова А.В.,

с участием:

заместителя прокурора г. Когалыма Бонина А.Н.,

представителя ответчика – Администрации г. Когалыма Леонтьевой И.А.,

действующей на основании доверенности № от 16.05.2011 г.,

при секретаре Ляпцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Когалыма к Администрации г. Когалыма об обязании произвести паспортизацию дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Когалыма в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой г. Когалыма была проведена проверка по исполнению законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой выявлены нарушения.

В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с п. 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 11 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

На этом основании постановлением главы города Когалыма от 03.10.2008 № 2207 (с изменениями, внесенными постановлением администрации города от 08.07.2010 № 1485) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности г. Когалыма по состоянию на 01.07.2010, где под № 9 значится Магистраль 1 от пересечения <адрес> протяженностью 3,49 км.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в п.5 ч.1 ст.6 Устава г. Когалыма, утвержденного решением Думы г. Когалыма от 23.06.2005 № 167-ГД.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства, но с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

В силу п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 07.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Более того, на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанная дорога расположена в границах муниципального образования городской округ город Когалым, ее паспортизацию должен проводить ответчик.

Вместе с тем, по информации администрации г. Когалыма технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения (в том числе и на спорную дорогу) отсутствуют, будут изготовлены после проведения кадастровых работ по земельным участкам для размещения автомобильных дорог по улицам (ориентировочно во 2 квартале 2012 года).

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, что, в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами, в связи с чем, настоящее исковое заявление на основании ст. 45 ГПК РФ предъявляется прокурором города.

Просил обязать администрацию г. Когалыма произвести паспортизацию автомобильной дороги Магистраль 1 от пересечения <адрес> с

<адрес> протяженностью 3,49 км.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Когалыма Бонин А.Н. исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с предъявленным иском.

Представитель ответчика Леонтьева И.А. иск не признала, пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст.11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Как можно говорить о нарушенных правах, если согласно ответа администрации г. Когалыма технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения будут изготовлены после проведения мероприятий в 2012 году. Считает, что в исковом заявлении неправильно применено отраслевое право. Представитель прокуратуры ссылается на инструкцию, согласно которой паспортизация возлагалась на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Считает иск не обоснованным, в законодательстве нет понятия паспортизации дорог.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается администрацией г. Когалыма, автомобильная дорога Магистраль 1 от пересечения <адрес> с <адрес> протяженностью 3,49 км. является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования городской округ г. Когалым. Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.

В силу ч. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Паспорт на автомобильную дорогу Магистраль 1, протяженностью 0,57 км., в администрации г. Когалыма отсутствует, планируется выдача паспорта после проведения мероприятий в 2012 году.

Согласно с ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается Федеральным, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007г. № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в п/п. 4 п. 15 которого определено, что в прочие работы по содержанию дорог входят паспортизация дорог и искусственных сооружений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного решением Думой г. Когалыма от 23 июня 2005 г. № 167-ГД, к вопросам местного значения городского округа относится в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Помимо этого, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором, при этом несение расходов на паспортизацию за счет средств, выделяемых на ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений является обязанностью собственника автомобильной дороги, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке.

В соответствии с п. 1.1., 1.2., 2.1., 2.4. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации "автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности Единовременный технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производится по распоряжению министерства. Технически учет и паспортизацию производят организации и подразделения подведомственные дорожным управлениям за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений.

Вместе с тем, указанная инструкция, утвержденная Минавтодором РСФСР в 1983г, когда все дороги являлись государственной собственностью, действующая до настоящего времени, хотя и не учитывает современные реалии в части возникновения к институту местного самоуправления разграничения права собственности в т.ч. в отношении автомобильных дорог, включая распределение дорог на федеральные, местные, частные и т.д., однако не претерпела изменения или отмены в части норм об обязанности проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильной дороги – Магистраль 1, протяженностью 3,49 км. должен проводить их собственник МО городской округ город Когалым ХМАО - Югры в лице администрации г. Когалыма, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г. Когалыма в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Когалыма об обязании произвести паспортизацию дорог основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Когалыма к Администрации г. Когалыма об обязании произвести паспортизацию дорог, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Когалыма произвести паспортизацию автомобильной дороги Магистраль 1 от пересечения <адрес>, протяженностью 3,49 км. в г. Когалыме.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Когалымский городской суд.

Председательствующий А.В. Данилов