Дело № Решение Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Когалымский городской суд <адрес> - Югры в составе: председательствующего судьи Давлетовой Т.В., при секретаре Гимаевой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Н.С. к ОАО об установлении факта подачи заявления на предоставление субсидии, Установил: Б.Н.С. обратилась в суд с заявлением и просит установить, что датой подачи заявления в Администрацию <адрес> на выплату субсидии на имеющегося ребенка Б.В.А., за жилое помещение, приобретенное в рамках подпрограммы второй окружной программы «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ХМАО-Югре» участником подпрограммы 2 Б.Н.С. является ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя следующим: в июне месяце 2006 года она и ее муж Б.А,Г. обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет их семьи для участия в подпрограмме 2 «Доступное жильё молодым» окружной программы «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих на территории ХМАО-Югры», утвержденной Законом ХМО-Югры № 103-оз от 11.11.2005 года, также им было подано заявление о предоставлении им государственной поддержки в виде субсидии из бюджета автономного округа, которая предусмотрена указанной подпрограммой, на одного несовершеннолетнего ребенка - Б.В.А., 1998 года рождения. В последующем они были признанны участниками подпрограммы и поставлены на учет для получения субсидии. В тот период времени в соответствии с указанным законом, учет молодых семей, имеющих право на получение субсидий, а также на выплату субсидий осуществляла Администрация <адрес>. В соответствии с изменениями, внесенными в указанный период, с ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников подпрограммы были переданы в ОАО, с этого времени учет и выплату субсидий осуществляет данная организация. При передаче их учетного дела, Администрацией <адрес> не были переданы документы на выплату субсидии, в том числе и их заявление, зарегистрированное Администрацией города в июне 2006 года. Об этом она узнала в конце 2010 года, когда обратилась в АНО для выяснения вопроса о подходе очереди на получение субсидии. Специалисты АНО разъяснили ей, что поскольку их заявления в учетном деле нет, то они должны снова писать заявление, и будут поставлены в очередь на получение субсидии по дате подачи заявления, поскольку отсутствуют подтверждения, что они подавали заявление в Администрацию <адрес> в 2006 году. По ее заявлению ей была предоставлена копия акта об уничтожении учетных дел участников подпрограммы, где под № 42 в перечне уничтоженных документов значится их учетное дело. Уничтожение данных документов было произведено сотрудниками Администрации города, перед передачей учетных дел участников подпрограммы в АНО, которые руководствовались сроками хранения документов, утративших практическое значение. При этом, Закон ХМАО- Югры не устанавливаются пресекательные сроки хранения учетных дел, тем более, представляется сомнительным обоснованность уничтожения учетных дел тех участников, которыми субсидии до настоящего времени не были получены. Вместе с тем, они имеют право на постановку в очередь для получения субсидии по дате подачи первоначального заявления в июне 2006 года. Факт подачи данного заявления подтверждается самим актом об уничтожении учетных дел, из которого следует, что датой постановки их на учет указано июнь 2006 года. Установление факта подачи ими первоначального заявления на выплату субсидии имеет важное юридическое значение - право на выплату субсидии наступило у них в 2010 году, поскольку семьи, чьи документы были не уничтожены, написавшие заявление в 2006 году получили субсидии в декабре 2010 года, при этом стояние их в очереди с 2010 года много лет, причинит им существенный материальный ущерб, так как право на получение субсидии у них уже наступило, и они могли бы погасить оставшуюся часть задолженности по кредиту за приобретенную в рамках подпрограммы трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу <адрес> из представленной субсидии в 2010 году. Заявитель Б.Н.С. в судебном заседании на заявлении настаивала. Представитель заинтересованного лица ОАО О.Е.В. в судебном заседании с заявлением согласилась, суду пояснила, что ОАО приступила к реализации Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2005-2015 годы» с 01.07.2009г. на основании государственного контракта № 33 от 2 июня 2009г., заключенного с Комитетом по молодежной политике <адрес> - Югры. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия АНО по реализации Подпрограммы 2 прекратились в связи с истечением срока государственного контракта и были переданы в открытое акционерное общество ОАО До ДД.ММ.ГГГГ реализацией Подпрограммы 2 занимались органы местного самоуправления. В данном случае администрация <адрес>. В соответствии с п.2 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О внесении изменений в постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 07.04.2006 года № 67-п» от 22.04.2009г. №90-п, органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию данного Постановления и передать в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела участников Подпрограммы 2, вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, организации, привлеченной для реализации подпрограммы. В соответствии с рекомендацией данного Постановления, ни АНО ни, в последствии ОАО не получали учетное дело Б.Н.С. Таким образом, ОАО не может подтвердить или опровергнуть факт постановки Б.Н.С. на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» в администрации <адрес>. Учитывая указанные обстоятельства, оснований для непередачи учетного дела истцов у Администрации <адрес>, на наш взгляд, не имелось. Истцом заявлено требование об установлении факта подачи заявления, однако, факт подачи заявления на предоставление субсидии не является основанием для восстановления на учете и выплаты субсидии, ввиду того, что основанием для выплаты субсидии является факт постановки на учет, а не факт подачи заявления. Граждане могли обратиться заявлением, но в постановке на учет им могло быть отказано по основаниям, предусмотренным нормативными актами, регулирующими реализацию жилищной программы. ОАО считает, что по настоящему делу подлежат выяснению следующие обстоятельства: факт и дата обращения семьи истца в Администрацию <адрес> с целью постановки на учет в рамках Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес>-Югры» на2005-2015 годы». Факт признания семьи заявителя участниками Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым». По какой причине учетное дело заявителя было уничтожено и не было передано из Администрации <адрес> в АНО ОАО, имелись ли для указанных действий законные основания. Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> Д.А.В. в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что согласно акта об уничтожении учетных дел от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь сроками хранения документов, руководством Управления по жилищной политике Администрации <адрес> законно и обоснованно было уничтожено утратившее практическое значение учетное дело Б.Н.С., признанной участником подпрограммы № «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». Заинтересованное лицо Б.А,Г. заявление Б.Н.С. поддержал. Суд, выслушав заявителя Б.Н.С., представителей заинтересованных лиц ОАО О.Е.В., Администрации <адрес> Д.А.В., Б.А,Г., свидетелей С.О.А., Д.Н.С., исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 264 ГПК РФ «суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций». В соответствии со ст.265 ГПК РФ «суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов». 11.11.2005 года Правительством ХМАО – Югры был принят Закон №103-оз о введении на территории ХМАО-Югры программе <адрес> – Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2005 – 2015 годы», в рамках которой была утверждена подпрограмма «Доступное жилье молодым». Согласно п.2.2 порядка реализации подпрограммы для постановки на учет с целью получения субсидий молодые семьи представляют: заявление на получение субсидии в случае рождения (усыновления) детей, а также в случае имеющихся детей, субсидии на первоначальный взнос; копию паспорта каждого совершеннолетнего члена семьи; копию свидетельства о браке; копию свидетельства о рождении ребенка, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения; копию документов, подтверждающих наличие у участника подпрограммы финансовых обязательств за построенное (строящееся) или приобретенное жилье (договор инвестирования строительства (долевого участия), договор купли – продажи жилья, иной договор, подтверждающий намерения по улучшению жилищных условий участника подпрограммы); справку с места жительства о составе семьи и регистрации или копию домовой (поквартирной) книги; банковские реквизиты для зачисления субсидии. Согласно п.п. 2.11 порядка реализации подпрограммы: «в случае отказа в постановке на учет на предоставление субсидии, дается обоснованный ответ о причинах отказа». ДД.ММ.ГГГГ семья Б.А,Г. с составом семьи три человека была поставлена на учет для получения государственной поддержки в форме компенсации части процентной ставки по ипотечному кредиту в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» по категории: участники подпрограммы «Доступное жилье молодым», программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной законом №103-оз от 11.11.2005 года. В рамках указанной подпрограммы Б.Н.С. и Б.А,Г. была приобретена в собственность трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 14.04.2008 года №90-п «О внесении изменений в Постановление Правительства ХМАО-Югры от 07.04.2006 года № 67-п» органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа было рекомендовано передать учетные дела граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», вставших на учет для получения субсидии до 30.06.2009 года в организацию, привлеченную для реализации подпрограммы 2 в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа. ДД.ММ.ГГГГ Б.А,Г. обратился в ОАО с просьбой предоставить его семье государственную поддержку в форме субсидии на имеющегося ребенка в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым». ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление Б.А,Г. первый заместитель генерального директора ОАО Ш.А.В. сообщил, что с ДД.ММ.ГГГГ Агентству были переданы полномочия по предоставлению субсидий по программе 2 «Доступное жилье молодым» закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». В связи с этим в Агентство по актам приема-передачи были переданы учетные дела граждан, состоящих на учете по подпрограмме 2 в муниципальных образованиях. До ДД.ММ.ГГГГ его учетное дело Администрацией <адрес> в Агентство передано не было. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ специалист представительства ОАО О.Е.В. сообщила, что Б.А,Г. отказано в постановке на учет, поскольку в соответствии с п.2 Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п, его учетное дело, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не было передано, у ОАО таким образом отсутствуют законные основания для приема его учетного дела, и как следствие постановки на учет по дате первичного обращения для предоставления государственной поддержки в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры, утвержденную Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз. Из письма заместителя генерального директора ОАО Ш.А.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ Агентством был направлен запрос Главе <адрес> ХМАО-Югры К.С.Ф. о возможности принятия в Агентство учетного дела Б.А,Г., однако ДД.ММ.ГГГГ Агентством был получен ответ об уничтожении учетного дела Б.А,Г. в связи с утратой практического значения. Факт обращения Б.Н.С. и Б.А,Г. с заявлением в Администрацию <адрес> на выплату субсидий на ребенка Б.В.А. подтверждается актом об уничтожении учетных дел от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого датой подачи заявления в Администрацию <адрес> на выплату субсидии на имеющегося ребенка Б.В.А., за жилое помещение, приобретенное в рамках подпрограммы второй окружной программы «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ХМАО-Югре» участником подпрограммы 2 Б.Н.С. является ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель С.О.А. суду пояснила, что работает в Управлении по жилищной политике Администрации <адрес> специалистом-экспертом отдела по реализации жилищных программ. С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> существует программа «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ХМАО-Югре». ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сроков хранения документов, руководством Управления по жилищной политике Администрации <адрес> было принято решение об уничтожении учетных дел, граждан, признанных участниками подпрограммы № «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». Свидетель Д.Н.С. суду пояснила, что работает в Управлении по жилищной политике Администрации <адрес> главным специалистом отдела по реализации жилищных программ. ДД.ММ.ГГГГ, руководством Управления по жилищной политике Администрации <адрес> было принято решение об уничтожении учетных дел, граждан, признанных участниками подпрограммы № «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». Срок хранения указанных документов 10-30 дней. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ «каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом». Таким образом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б.Н.С. и Б.А,Г. обратились в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет их семьи для участия в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», что также подтверждается справкой № ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника управления по жилищной политике О.В.В. Одновременно с подачей данного заявления Б.Н.С. и Б.А,Г. подали заявление о предоставлении им государственной поддержки в виде субсидии из бюджета автономного округа, которая предусмотрена указанной подпрограммой, на одного несовершеннолетнего ребенка - Б.В.А., 1998 года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ учетные дела граждан – участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, были переданы в ОАО, однако до ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Б.Н.С. и Б.А,Г. уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> в Агентство передано не было. В соответствии с порядком подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п не предусмотрено сроков хранения учетных дел граждан, поставленных на учет. Также не предусмотрено возможности снятия граждан с учета в связи с истечением каких бы то ни было сроков хранения, предусмотренных законодательством. В судебном заседании представителями ОАО и Администрации <адрес> не представлено суду доказательств, опровергающих доводы заявителя о том, что датой обращения Б.Н.С. и Б.А,Г. с заявлением в Администрацию <адрес> на выплату субсидий на ребенка Б.В.А. за жилое помещение, приобретенное в рамках подпрограммы второй окружной программы «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ХМАО-Югре» участником подпрограммы 2 Б.Н.С. является ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает заявление Б.Н.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Решил: Заявление Б.Н.С. к ОАО об установлении факта подачи заявления на предоставление субсидии удовлетворить. Установить, что датой подачи заявления в Администрацию <адрес> на выплату субсидии на имеющегося ребенка Б.В.А., за жилое помещение, приобретенное в рамках подпрограммы второй окружной программы «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ХМАО-Югре» участником подпрограммы 2 Б.Н.С., является ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес>-Югры через Когалымский городской суд. Судья: Т.В. Давлетова