Дело № Решение Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Когалымский городской суд Ханты - <адрес> – Югрыв составе: председательствующего судьи Давлетовой Т.В., при секретаре Гимаевой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратура в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО об обязании ОАО к ДД.ММ.ГГГГ году обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах <адрес> месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти и запретить ОАО с ДД.ММ.ГГГГ сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на <адрес> месторождении нефти, свыше 5% от объема добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа, Прокуратура обратилась в суд с иском и просит обязать ОАО к ДД.ММ.ГГГГ году обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах <адрес> месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти, запретить ОАО с ДД.ММ.ГГГГ сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на <адрес> месторождении нефти, свыше 5% от объема добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа, мотивируя следующим: Прокуратура проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории <адрес> - Югры. Установлено, что ОАО является владельцем лицензии ХМН 00329 НЭ на геологическое изучение, поиск и добычу нефти и газа в пределах <адрес> лицензионного участка в <адрес>. На основании данной лицензии обществом осуществляется разработка <адрес> месторождения нефти. Проектным документом «Технологическая схема разработки <адрес> месторождения» (принят ЦКР Роснедра ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Роснедра ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в 2010 году процент использования растворенного (попутного нефтяного) газа по <адрес> нефтяному месторождению должен составлять 62,8%, в 2011г. и последующие годы - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 27,93 %. Всего за 2010 год на <адрес> месторождении предприятием добыто 11,08 млн. м3 попутного нефтяного газа. При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 8 млн м3 был сожжен предприятием на факельных установках. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования ПНГ, нарушении требований проектного документа на разработку <адрес> месторождения нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ХМН 00329 НЭ, как следствие -нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. По информации Департамента по недропользованию ХМАО-Югры попутный нефтяной газ - смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи. Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании ПЕГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Вместе с тем, ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии. Согласно данных Департамента экологии ХМАО-Югры ежегодно в России в результате сжигания ПНГ в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, в том числе целый спектр канцерогенных и особо токсичных продуктов: углеводороды, диоксиды оксиды серы, тяжелые металлы, сероводород, меркаптаны, формальдегид, сажа. Происходят значительные потери ценного химического сырья: этана, пропана, бутана, гелия. Кроме того, факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект. Действующие факелы являются источником пожарной опасности. В их окрестности увеличивается масса погибшей, высохшей растительности и поэтому систематически возникают лесные пожары, охватывающие площади в десятки гектаров, при которых погибают животные, птицы, насекомые. На территории ХМАО-Югры выявлено свыше 570 гектаров нарушенных земель в местах сжигания ПНГ. Статистические данные по автономному округу свидетельствуют, что заболеваемость населения по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по <адрес> в целом (особенно по болезням органов дыхания). По ряду заболеваний (новообразования, болезни нервной системы и др.) наблюдается тенденция к росту. Очень опасны воздействия, последствия которых выявляются не сразу. Таковыми являются влияние загрязняющих веществ на способность людей к зачатию и вынашиванию детей, развитие наследственных патологий, ослабление иммунной системы. Поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. По информации ГУ «Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в населенных пунктах автономного округа высокая степень загрязнения атмосферного воздуха. При этом, в 2010г. ОАО незаконно сожжено на факелах 3,86 млн м3 попутного нефтяного газа, добытого на Выинтойском месторождении нефти (11,08 млн м3 х (62,8 % - 27,93%). Более того, предприятие продолжает незаконно сжигать на факелах добываемый ПНГ. Так, с начала 2011г. уровень утилизации попутного нефтяного газа по данному месторождению составил только 18,1 % при допустимом уровне в 95 %. Вместе с тем, утилизация обществом ПНГ в неполном объеме в ХМАО-Югре влечет за собой увеличение выбросов в атмосферный воздух. Увеличивается объем сжигаемого на факелах попутного газа, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и иных компонентов окружающей среды, создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население <адрес> ХМАО-Югры. Согласно данных, представленных обществом, в результате сжигания неиспользуемого попутного нефтяного газа на факелах происходит выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как азота диоксид (за 2010-2011 г.г. произведен выброс в объеме 30,89 т.), азота оксид (5,02 т.), углерода оксид (2088,69 т.), смесь предельных углеводородов (712,71 т.), сажи (232,14т.). В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще 26.04.2007г. Президент РФ Путин В.В. отметил, что в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам более 20 млрд. м3 попутного газа в год. Необходимо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 16.11.2009г. Президент РФ Медведев Д.А. сжигание попутного нефтяного газа назвал «Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов». Президент подчеркнул, что в результате таких действий «загрязняется окружающая среда, и десятки миллиардов рублей превращаются в дым». Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов (поступление загрязняющих веществ с водосборных площадей). За последние пять лет наблюдается негативная тенденция снижения коэффициента утилизации попутного нефтяного газа. Это связано, прежде всего, с невыполнением лицензионных соглашений в части утверждаемых уровней утилизации попутного нефтяного газа для большинства вновь осваиваемых нефтяных месторождений. Показатели улавливания и обезвреживания вредных веществ <адрес> - Югре - самые низкие в Российской Федерации и УрФО, в первую очередь в связи с неудовлетворительной утилизацией попутного нефтяного газа. Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории <адрес> ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В предварительном судебном заседании и.о. прокурора Прокуратура А.А.Е. уточнил исковые требования, и просил обязать ОАО обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах <адрес> месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти, запретить ОАО сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на <адрес> месторождении нефти, свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения. В судебном заседании помощник прокурора Прокуратура Ж.Р.А. на уточненных исковых требованиях настаивал. Представитель ответчика ОАО Г.С.Р. с иском согласился частично, суду пояснил, что ОАО согласна обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Выинтойского месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти до ДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении исковых требований о запрете ОАО сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на <адрес> месторождении нефти, свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения, отказать. Представитель Управления Роприроднадзора <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, выслушав помощника прокурора Прокуратура- Ж.Р.А., Управление ответчика ОАО - Г.С.Р., исследовав материалы дела, приходит к следующему: В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Статья 35 Закона РФ «О недрах» определяет, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. Вместе с тем установлено, что меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются. Из требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» следует, что предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Как установлено в судебном заседании, ОАО является владельцем лицензии ХМН 00329 НЭ на геологическое изучение, поиск и добычу нефти и газа в пределах <адрес> лицензионного участка в <адрес>. На основании данной лицензии обществом осуществляется разработка <адрес> месторождения нефти. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В статье 22 указанного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003г. № 71). Неотъемлемой частью предоставленной ответчику лицензии на право пользования недрами является Лецензионное соглашение о поиске и добыче нефти и газа в пределах Выинтойскоого лицензионного участка, согласно п.16.2 которого сжигание попутного нефтяного газа должно осуществляться в соответствии с проектным технологическим документом, рассмотренным и утвержденным ЦКР. На основании п. 17.5 Лицензионного соглашения владелец лицензии обязуется выполнять все технико-экономические параметры в соответствии с проектными документами. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В соответствии с п.15 Временных методических рекомендаций по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных Распоряжением МПР РФ от 15 ноября 2002г. №459-р, дополнительными условиями, содержащимися в лицензии на пользование участками недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья, могут являться условия утилизации попутного газа (при добыче нефти, конденсата). В пп.1.2., 1.4 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ, определено, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензии на пользование недрами, выданных в порядке, установленном законодательством РФ о недрах. Проектные технологические документы на разработку месторождений должны предусматривать выполнение обязательств пользователя недр в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и требований законодательства РФ о недрах. Согласно сведениям по объемам добычи, использования и сжигания попутного нефтяного газа в разрезе лицензионных участков недр ОАО за 2010 год добыто газа – 50,392 млн. м3., использовано газа – 29,12 млн. м3, сожжено на факелах – 21,272 млн. м3., процент использования газа (утилизация) составляет 57,8%. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. Согласно п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы <адрес>-Югры «Экономическое и социальное развитие <адрес>-Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%. Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана. Согласно Проектному документу «Технологическая схема разработки <адрес> месторождения» (принят ЦКР Роснедра 16.12.2009г., утвержден Роснедра 31.12.2009г.) установлено, что в 2010 году процент использования растворенного (попутного нефтяного) газа по <адрес> нефтяному месторождению должен составлять 62,8%, в 2011г. и последующие годы - 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 27,93 %. Всего за 2010 год на Выинтойском месторождении предприятием добыто 11,08 млн. м3 попутного нефтяного газа. При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 8 млн м3 был сожжен предприятием на факельных установках. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования попутного газа, нарушении требований проектного документа на разработку Выинтойского месторождения нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике РФ в сфере рационального использования природных ресурсов. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Наличие вредных выбросов (оксидов азота и серы, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ. Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. В ч.1 ст. 9 Конституции РФ зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. ОАО незаконно сожжено на факелах 3,86 млн. м3. попутного нефтяного газа, добытого на <адрес> месторождении нефти. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Данное нарушение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, права неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территории ХМАО-Югры на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Постановлением Росприродназдора по ХМАО-Югре от 28.02.2011г. ОАО за нарушение требований п.2 ч.2 ст.22, п.10 ч.2 ст. 22 Закона «О недрах» №2395-1, в части пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, подвергнуто административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 300 000 руб. Согласно ст. 1065 ГК РФ «опасность причинения вреда в будущем является основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Судом установлен факт превышения ответчиком при утилизации попутного нефтяного газа пределов допустимого вредного воздействия на окружающую среду, установленных проектными документами, что влечет за собой увеличение вредного воздействия на окружающую среду и нарушение прав неопределенного круга лиц, таким образом, суд считает целесообразным обязать ответчика обеспечить утилизацию попутного нефтяного газа в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти. Однако в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 ГК РФ, ст.ст. 3, 4 ГПК РФ защите подлежат лишь нарушенное право, поэтому суд считает, исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в части запрета ОАО сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на <адрес> месторождении нефти, свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения, не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Иск Прокуратура в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа, удовлетворить частично. Обязать ОАО обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах <адрес> месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку <адрес> месторождения нефти, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес>-Югры в течение 10 дней через Когалымский городской суд. Судья Т.В. Давлетова