Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Когалым «31» октября 2011 года. Судья Когалымского городского суда ХМАО-Югра Романова И.Е., с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО2, при секретаре Акмаловой А.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ФИО5 об обязывании произвести паспортизацию дорог, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО6 в котором просит обязать ФИО7 произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью №., мотивируя тем что, прокуратурой города в рамках проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности выявлены нарушения. Установлено, что в соответствии с п.9 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.11 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. На этом основании постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где под № значится дорога по <адрес> протяженностью № Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п.5 ч.1 ст.6 Устава <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД). Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83). Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства, но с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В силу п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. На основании ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Считает, что, так как указанная дорога расположена в границах муниципального образования городской округ <адрес>, в связи с чем, ее паспортизацию должен проводить ответчик. По информации <данные изъяты> технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения (в том числе и на спорную дорогу) отсутствуют, будут изготовлены после проведения кадастровых работ по земельным участкам для размещения автомобильных дорог по улицам (ориентировочно во №). Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, что, в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО2 на иске настаивал и просит удовлетворить его в полном объеме. Представитель ответчика ФИО8 иск не признала, при этом не отрицает, что автомобильная дорога по <адрес> протяженностью № является муниципальной собственностью. Считает, что «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» носит рекомендательный характер и на ее основе должны быть разработаны ведомственные инструкции. Не отрицает, что паспортизация автомобильных дорог ФИО9 осуществляется, но не в полной мере, однако на основании каких нормативно-правовых актов осуществляется данная паспортизация, пояснить суду не может. Паспортизация спорной дороги ориентировочно планируется во 2 квартале 2012 года. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему: Согласно ст.12 Конституции РФ «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» В соответствии со ст.16 п.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «К вопросам местного значения городского округа относятся:.. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Согласно ст.6 ч.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" «К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.» Как было установлено в судебном заседании, согласно постановления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации», а также постановлением правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог общего пользования в <адрес>-Югре» был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности <данные изъяты> <адрес>, в который, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу ДД.ММ.ГГГГ), приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм федерального наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год» постановлением ФИО10 за № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ год), постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно которых и приложения к ним, автомобильная дорога по <адрес> протяженностью 0,93 км. является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования городской округ <адрес> и находится в реестре <данные изъяты>, и что не оспаривалось в судебном заседании представителем ФИО11. Согласно ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.» В соответствии с ч.9 ст.5 Закона № 257-ФЗ «Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.» В силу ч.9 ст.6 Закона № 257-ФЗ «К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.» В судебном заседании также было установлено, что паспортизация автомобильных дорог, находящихся в реестре <данные изъяты> собственности ФИО12, ответчиком осуществляется, однако не на все дороги, в частности технический паспорт на автомобильную дорогу, расположенную по <адрес> протяженностью № в ФИО13 отсутствует, на которую планируется выдача паспорта после проведения мероприятий, ориентировочно во <данные изъяты>, что также подтвердила в судебном заседании представитель ответчика ФИО3 Согласно с ч.3 ст.15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.» Согласно ст.13 Закона № 257-ФЗ «К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления.» В соответствии со ст.17 Закона № 257-ФЗ, «Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается Федеральным. органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.» Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в п/п. 4 п.15 которого определено, что в прочие работы по содержанию дорог входят паспортизация дорог и искусственных сооружений. Согласно п.5 ч.1 ст.6 Устава <адрес> - Югры, утвержденного решением Думой <адрес> «23» июня 2005 года №-ГД, к вопросам местного значения городского округа относится в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором, при этом несение расходов на паспортизацию за счет средств, выделяемых на ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений является обязанностью собственника автомобильной дороги, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке. В соответствии с п. 1.1., 1.2., 2.1., 2.4. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации "автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности Единовременный технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производится по распоряжению министерства. Технический учет и паспортизацию производят организации и подразделения подведомственные дорожным управлениям за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений. Вместе с тем, указанная инструкция, утвержденная Минавтодором РСФСР в 1983 году, когда все дороги являлись государственной собственностью, действующая до настоящего времени, хотя и не учитывает современные реалии в части возникновения к институту местного самоуправления разграничения права собственности в т.ч. в отношении автомобильных дорог, включая распределение дорог на федеральные, местные, частные и т.д., однако не претерпела изменения или отмены в части норм об обязанности проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. В соответствии со ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.», однако доказательств того, что Администрация <адрес> не обязана осуществлять паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги ответчиком суду не представлено. Таким образом, учитывая, что паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> протяженностью № должен проводить их собственник, т.е. <данные изъяты> в лице ФИО14, осуществляющего от имени <данные изъяты> полномочия собственника, при таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать ФИО15 произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> протяженностью №. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ханты-Мансийский окружной суд через Когалымский городской суд. Судья Когалымского городского суда Романова И.Е.