Дело № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Когалымский городской суд <адрес> - председательствующего судьи Данилова А.В., с участием: помощника прокурора <адрес> К.З., представителя ответчика администрации <адрес> Д.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ОМВД по <адрес> Л.О., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Ляпцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании произвести паспортизацию дорог, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании произвести паспортизацию дорог, указав, что прокуратурой города в рамках проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности выявлены нарушения. Установлено, что в соответствии с п.9 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 11 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. На этом основании постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где под № 4 значится дорога подъезд к аэропорту от пересечения проспекта <адрес> с <адрес> до аэропорта протяженностью 6,65 км. Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, этом числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п.5 ч.1 ст.6 Устава <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД). Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83). Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства, но с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В силу п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Более того, на основании ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанная дорога расположена в границах муниципального образования городской округ <адрес>, ее паспортизацию должен проводить ответчик. Вместе с тем, по информации администрации <адрес> технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения (в том числе и на спорную дорогу) отсутствуют, будут изготовлены после"доведения кадастровых работ по земельным участкам для размещения автомобильных дорог по улицам (ориентировочно во 2 квартале 2012 года). Технический паспорт определяет фактическое состояние 1автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, что, в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами, в связи с чем настоящее исковое заявление на основании ст.45 ГПК РФ предъявляется прокурором города. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> К.З. исковые требования поддержала и дала пояснения, согласно предъявленного искового заявления. Представитель ответчика администрации <адрес> Д.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила суду, что в соответствии с ч.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. В данном случае не может быть речи о нарушенных правах, если согласно имеющегося ответа администрации <адрес> технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения будут изготовлены после проведения мероприятий в 2012 году. Считает, что в исковом заявлении не правильно применено отраслевое право. Представитель прокуратуры ссылается на инструкцию, согласно которой паспортизация возлагалась на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Считает, иск не обоснован, поскольку нет понятия паспортизации дорог. Представитель третьего лица ОМВД России по <адрес> Л.О. против заявленного искового заявления возражений не предоставила. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается администрацией <адрес>, автомобильная дорога - подъезд к аэропорту от пересечения проспекта <адрес> с <адрес> до аэропорта протяженностью 6,65 км. - является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования городской округ <адрес>. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления. В силу ч. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Паспорт на автомобильную дорогу - подъезд к аэропорту от пересечения проспекта <адрес> с <адрес> до аэропорта протяженностью 6,65 км. - в администрации <адрес> отсутствует, планируется выдача паспорта после проведения мероприятий в 2012 году. Согласно с ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается Федеральным, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в п/п. 4 п. 15 которого определено, что в прочие работы по содержанию дорог входят паспортизация дорог и искусственных сооружений. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава <адрес> - Югры, утвержденного решением Думой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, к вопросам местного значения городского округа относится в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Помимо того, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором, при этом несение расходов на паспортизацию за счет средств, выделяемых на ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений является обязанностью собственника автомобильной дороги, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке. В соответствии с п. 1.1., 1.2., 2Л., 2.4. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации "автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности Единовременный технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производится по распоряжению министерства. Технически учет и паспортизацию производят организации и подразделения подведомственные дорожным управлениям за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений. Вместе с тем, указанная инструкция, утвержденная Мнназтодором РСФСР в 1983 года, когда все дороги являлись государственной собственностью, однако _ действующая до настоящего времени, хотя и не учитывает современные реалии в части возникновения к институту местного самоуправления разграничения права собственности в т.ч. в отношении автомобильных дорог, включая распределение дорог на федеральные, местные, частные и т.д., однако не претерпела изменения или отмены в части норм об обязанности проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильной дороги – подъезд к аэропорту от пересечения проспекта <адрес> с <адрес> до аэропорта протяженностью 6,65 км. - должен проводить их собственник МО городской округ <адрес> <адрес> в лице администрации <адрес>, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании произвести паспортизацию дорог основаны на законе и подлежат удовлетворению. Руководствуясь 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации <адрес> об обязании произвести паспортизацию дорог, удовлетворить. Обязать Администрацию <адрес> произвести паспортизацию автомобильной дороги - подъезд к аэропорту от пересечения проспекта <адрес> с <адрес> до аэропорта протяженностью 6,65 км. в <адрес>. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в суд <адрес> - Югры в течение 10 дней путем подачи жалобы через Когалымский городской суд. Председательствующий А.В. Данилов
Югры в составе:
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.